Апелляционное определение СК по гражданским делам Новгородского областного суда от 29 мая 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Есаковой С.В.,
судей - Сергейчика И.М. и Васильевой И.Ю.,
при секретаре Довженко Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 мая 2013 года по докладу судьи Васильевой И.Ю. гражданское дело по апелляционной жалобе Комитета социальной защиты населения Администрации " ... " муниципального района " ... " на решение Боровичского районного суда Новгородской области от 13 марта 2013 года, которым постановлено:
признать решение от 31 января 2013 года " ... " Комитета социальной защиты населения Администрации " ... " муниципального района об отказе Суховской Е.А. и членам ее семьи в оказании социальной поддержки по причине утраты, повреждения жилья и домашнего имущества в связи с пожаром малоимущим семьям незаконным;
признать за Суховской Е.А. право на получение мер социальной поддержки по причине утраты, повреждения жилья и домашнего имущества в связи с пожаром малоимущим семьям;
обязать Комитет социальной защиты населения Администрации " ... " муниципального района предоставить Суховской Е.А. и членам ее семьи меры социальной поддержки по причине утраты, повреждения жилья и домашнего имущества в связи с пожаром как малоимущей семье в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу,
УСТАНОВИЛА:
Суховская Е.А. обратилась в суд с иском к Комитету социальной защиты населения Администрации " ... " муниципального района (далее - Комитет) о признании незаконным решения об отказе в оказании социальной помощи от 31 января 2013 года " ... ". При этом указав, что 05 марта 2010 года в результате пожара сгорел дом, расположенный по адресу: " ... ", в котором проживала истец и члены ее семьи: супруг и двое несовершеннолетних детей. В мае 2010 года истец обратилась в Комитет социальной защиты населения " ... " области с заявлением о предоставлении ее семье, в установленном законе порядке признанной малоимущей, социальной помощи в размере " ... " руб. Письмом от 24 мая 2010 года " ... " Суховской Е.А. было отказано в оказании материальной помощи, поскольку к заявлению не была приложена копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела с указанием причины пожара. Также истцу было разъяснено право на повторное обращение за оказанием социальной помощи после получения всех необходимых документов. Истец длительное время пыталась получить копию необходимого документа, однако лишь 28 июля 2011 года Суховской Е.А. была получена справка " ... " из Отдела надзорной деятельности " ... " МЧС России о том, что постановления о возбуждении уголовного дела по факту пожара, произошедшего 05 марта 2010 года, не выносилось. Учитывая, что социальную помощь истцу не оказали, 11 января 2013 года Суховская Е.А. обратилась в Комитет с просьбой о выплате материальной помощи. Письмом от 20 февраля 2013 года " ... " ей было отказано в оказании социальной поддержки, по причине того, что Суховская Е.А. обратилась за помощью позднее 12 месяцев с момента пожара. Полагая указанное решение незаконным в силу ст. 7 Областного закона Новгородской области от 02 июня 2010 года N768-ОЗ "О государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и социальной поддержке лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации на территории Новгородской области", устанавливающей исчерпывающий перечень обстоятельств для отказа в предоставлении социальной помощи, и в которой отсутствует таковое основание для отказа как обращение заявителя позднее месяцев с момента пожара, Суховская Е.А. обратилась в суд с настоящим иском.
Судом к участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Суховский Н.А.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Комитет не согласен с принятым судом первой инстанции решением, полагая его подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Суховской Е.А. в полном объеме, в обоснование ссылаясь на допущенные судом при рассмотрении дела нарушения норм материального права. Учитывая, что при подаче документов на предоставление социальной поддержки в нарушение ч.2 ст. 3-1 Областного закона Новгородской области от 02 июня 2010 года N768-ОЗ "О государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и социальной поддержке лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации на территории Новгородской области", Суховской Е.А. не соблюден установленный срок обращения с таким заявлением, отказ Комитета в оказании истцу социальной поддержки является правомерным. Утверждение истца о невозможности получения необходимых документов из Отдела надзорной деятельности " ... " МЧС России в более ранний срок опровергается представленным истцом постановлением о назначении административного наказания от 09 марта 2010 года, в котором имеется подпись Суховского Н.А. Кроме того, указанные документы могли быть получены путем направления Комитетом межведомственного запроса в органы и организации, в распоряжении которых находится необходимая информация.
В представленных письменных возражениях на апелляционную жалобу Суховская Е.А. выражает несогласие с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, полагая решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 05 марта 2010 года в результате пожара сгорел жилой дом, расположенный по адресу: " ... ", в котором проживала Суховская Е.А. и ее семья.
В соответствии со справкой " ... ", выданной Комитетом 22 апреля 2010 года, на дату возникновения пожара - 05 марта 2010 года семья истца признана малоимущей и среднедушевой доход был ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения " ... " области.
Согласно сообщению Отдела надзорной деятельности " ... " от 28 июля 2011 года причиной пожара, произошедшего 05 марта 2010 года в 11 час. 04 мин. в жилом доме N " ... " по ул. " ... " г. " ... ", явилось нарушение Суховским Н.А. правил технической эксплуатации электрооборудования дома.
21 апреля 2010 года Суховская Е.А. обратилась в Комитет социальной защиты населения " ... " области с заявлением об оказании социальной поддержки ее семье в связи с произошедшим 05 марта 2010 года пожаром.
Письмом Комитета социальной защиты населения " ... " области от 24 мая 2010 года " ... " истцу было отказано в оказании социальной поддержки со ссылкой на п.п.5, 6 Постановления Администрации " ... " области от 17 апреля 2006 года " ... " "О социальной поддержке малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, пострадавшим от пожаров" по причине представления Суховской Е.А. неполного пакета документов, а именно: не предоставлении копии об отказе в возбуждении уголовного дела с указанием причины пожара.
Также Суховской Е.А. была разъяснена возможность повторного рассмотрения ее заявления об оказании материальной помощи после получения последней всех необходимых документов.
25 января 2013 года истец обратилась в Комитет социальной защиты населения Администрации " ... " муниципального района с повторным заявлением об оказании социальной поддержки.
Решением Комитета от 31 января 2013 года " ... " Суховской Е.А. и членам ее семьи отказано в оказании социальной поддержки по причине утраты, повреждения жилья и домашнего имущества в связи с пожаром, поскольку она обратилась с заявлением об оказании социальной поддержки позднее 12 месяцев с даты возникновения пожара.
Вместе с тем, судом первой инстанции из материалов дела и объяснений лиц, участвующих в деле, достоверно установлено, что при обращении в Комитет социальной защиты Администрации " ... " муниципального района 25 января 2013 года Суховской Е.А. был представлен полный пакет документов, при этом факта умышленного поджога своего жилища либо возникновения пожара в жилище истца по причине неосторожного обращения с огнем в состоянии опьянения (токсического, наркотического, алкогольного) не установлено.
Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Применительно к данной категории дел обязанность доказывания законности принятого решения в силу ст. 249 ГПК РФ лежит на лице (органе), принявшем оспариваемое решение.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Так, ст. 2 Областного закона Новгородской области от 02 июня 2010 года N768-ОЗ "О государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и социальной поддержке лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации на территории Новгородской области" установлено, что государственная социальная помощь в виде денежных выплат и натуральной помощи предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Новгородской области, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Новгородской области.
Социальная поддержка на территории Новгородской области предоставляется в виде денежных выплат при наличии трудной жизненной ситуации, возникшей у граждан по не зависящим от них причинам, которую они не могут преодолеть самостоятельно. Социальная поддержка предоставляется при наличии трудной жизненной ситуации, возникшей, в том числе, по причине утраты, повреждения жилья и домашнего имущества в связи с пожаром малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также пенсионерам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей независимо от их среднедушевого дохода.
В силу ст. 4 Областного закона органы местного самоуправления наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и социальной поддержки лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
При этом назначение государственной социальной помощи, социальной поддержки производится органами местного самоуправления по месту жительства (месту пребывания) лица, на основании его письменного заявления со всеми необходимыми документами, предусмотренными настоящим областным законом. Одновременно с подачей заявления необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность заявителя либо его законного представителя.
В заявлении указываются сведения о составе семьи заявителя, доходах, получении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с гл. 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", принадлежащем заявителю (его семье) имуществе на праве собственности, а заявителями, имеющими право на социальную поддержку, указываются также объективные обстоятельства, явившиеся причиной трудной жизненной ситуации.
Социальная поддержка назначается после подтверждения посредством проверки (комиссионного обследования), проводимой органом местного самоуправления, указанных в заявлении сведений об объективных обстоятельствах, явившихся причиной трудной жизненной ситуации.
Уведомление о принятии решения о назначении государственной социальной помощи, социальной поддержки, об отказе в их назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю (законному представителю) органами местного самоуправления по месту жительства (месту пребывания) заявителя (законного представителя) не позднее чем через 10 дней после обращения с заявлением и представления всех необходимых документов.
Предоставление государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и социальной поддержки лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации осуществляют органы местного самоуправления в течение 30 дней со дня принятия решения о назначении государственной социальной помощи, социальной поддержки (ст. 5 Областного закона).
Перечень случаев, в которых органами местного самоуправления по месту жительства гражданина принимается решение об отказе в оказании социальной поддержки в связи с утратой, повреждением жилья и имущества в результате пожара, установлен ст. 7 Областного закона, который является исчерпывающим.
Вместе с тем, судом первой инстанции в настоящем случае обоснованно не установлено ни одного из предусмотренных законом оснований для отказа Суховской Е.А. в оказании социальной поддержки.
В связи с изложенным, установив, что семья истца относится к категории малоимущих семей, которые в соответствии со ст. 5 Областного закона Новгородской области от 02 июня 2010 года N768-ОЗ вправе получить государственную социальную поддержку при наличии трудной жизненной ситуации, возникшей, в том числе, по причине утраты, повреждения жилья и домашнего имущества в связи с пожаром, суд пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных Суховской Е.А. требований и удовлетворил их в полном объеме, признав решение Комитета от 31 января 2013 года " ... " об отказе Суховской Е.А. и членам ее семьи в оказании социальной поддержки по причине утраты, повреждения жилья и домашнего имущества в связи с пожаром малоимущим семьям незаконным.
Удовлетворяя исковые требования Суховской Е.А., суд в силу требований ст. 258 ГПК РФ и ст. 5 Областного закона Новгородской области от 02 июня 2010 года N768-ОЗ правомерно возложил на ответчика обязанность предоставить истцу и членам ее семьи меры социальной поддержки по причине утраты, повреждения жилья и домашнего имущества в связи с пожаром как малоимущей семье в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы, правильно установил закон, подлежащий к применению и верно указал, что к спорным правоотношениям не следует применять ст. 3-1 Областного закона Новгородской области от 02 июня 2010 года N768-ОЗ, введенную Областным законом Новгородской области от 27 января 2012 года N15-ОЗ, поскольку спорные правоотношения возникли до 01 января 2012 года, с даты которого распространяет свое действие названная статья.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование закона, иную оценку доказательств, были предметом рассмотрения судом первой инстанции, которым суд в их совокупности дал надлежащую оценку и обоснованно отклонил, направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, полно исследованных и правильно установленных судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, полно и обоснованно изложенные в решении суда, поэтому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Выводы суда основаны на совокупной оценке собранных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения. Решение суда принято без нарушений процессуального права, с правильным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а потому оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Боровичского районного суда Новгородской области от 13 марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета социальной защиты населения Администрации " ... " муниципального района " ... " - без удовлетворения.
Председательствующий: С.В. Есакова
Судьи: И.М. Сергейчик
И.Ю. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.