Апелляционное определение СК по гражданским делам Новгородского областного суда от 29 мая 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе :
председательствующего - Бобряшовой Л.П.,
судей - Комаровской Е.И. и Сминрновой Л.Н.,
при секретаре - Николаеве Д.Д.,
с участием истца Ю., представителя ответчика Михайловой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бобряшовой Л.П. "29" мая 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Новгородском районе Новгородской области на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 19 февраля 2013 года, которым исковые требования Ю. удовлетворены и постановлено:
обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Новгородском районе Новгородской области включить в стаж педагогической деятельности период прохождения военной службы в Вооруженных Силах СССР с " ... " по " ... " год и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с " ... ";
взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Новгородском районе Новгородской области в пользу Ю. в возврат расходов по уплате государственной пошлины 200 руб.,
УСТАНОВИЛА:
" ... " Ю. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Новгородском районе Новгородской области (далее по тексту - Управление) с заявлением и со всеми необходимыми документами о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, которой он занимается более 25 лет. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления " ... " от " ... " ему было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа, при этом Управлением в педагогический стаж не был включен период службы в СА с " ... " по " ... " в связи с отсутствием правовых оснований.
Не соглашаясь с принятым решением об отказе в назначении трудовой пенсии по старости, Ю. обратился в суд с иском к Управлению об обязании включить в специальный стаж вышеуказанный спорный период и досрочно назначить ему трудовую пенсию со дня обращения, указав, что по ранее действовавшему пенсионному законодательству период службы в СА подлежал включению в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью. С учетом данного периода по состоянию на момент обращения он имел не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии.
Судом по делу постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Управление с данным решением суда не согласно, считает его незаконным и необоснованным, принятым с неправильным применением норм материального права, а поэтому просит отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу Ю. указывая на несостоятельность приведенных доводов, просит решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы гражданского дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судом полно и правильно установлены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы материального права, не допущено и существенных нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного решения. С учетом установленных обстоятельств и приведенных положений материального закона суд пришел к верному выводу об обоснованности заявленных истцом требований.
Как видно из материалов дела, истец претендует на зачет в педагогический стаж периода службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с " ... " по " ... ".
В соответствии с пп. 19 п.1 ст.27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п.2 ст. 27).
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лица, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Названный Список и Правила действительно не предусматривают включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода военной службы по призыву.
Вместе с тем, в период прохождения истцом военной службы действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При этом данный период подлежал включению в стаж при определенном условии.
В силу п.4 названного Положения периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР засчитывались в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Поскольку истец в период действия названного выше Положения проходил службу в Вооруженных Силах СССР, то с учетом этого обстоятельства и, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, данный период службы подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью при условии соблюдения механизма его зачета, а именно, если истцом выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него права на досрочное назначение пенсии по старости.
Как следует из п.4 вышеуказанного Положения, обязательное наличие 2/3 педагогического стажа (16 лет 8 месяцев) для педагогических работников, необходимого для зачета в стаж работы по специальности времени работ, указанных в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, требуется именно на момент обращения за назначением пенсии.
Как установлено судом, на момент обращения истца за назначением пенсии его педагогический стаж в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение, составлял более 23 лет, что значительно превышает требуемые 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев). При таких обстоятельствах спорный период подлежал включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Довод ответчика, что необходимые 2/3 стажа должны быть выработаны истцом на момент отмены вышеуказанного Положения (на 1.10.1993 г.) является несостоятельным, так как то обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о его праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать его право.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение Федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Иного условия для включения в стаж спорного периода службы, кроме как указанного в п.4 Положения, названное Положение не содержит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия ссылку Управления на Инструкцию о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденную Приказом Минпроса СССР от 16.05.1985 года N 94, вводящую дополнительные условия для зачета в педагогический стаж спорного периода службы, находит несостоятельной.
Учитывая вышеприведенное, суд правомерно обязал Управление включить истцу спорный период военной службы в Вооруженных Силах СССР в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Поскольку истец с учетом спорного периода имеет необходимый педагогический стаж для досрочного назначения ему трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", суд обоснованно обязал ответчика досрочно назначить ему трудовую пенсию по старости с даты обращения.
Таким образом, вышеуказанное решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 19 февраля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в Новгородском районе Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий: Л.П. Бобряшова
Судьи: Е.И. Комаровская
Л.Н. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.