Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Слядневой И.В.,
судей Крейса В.Р., Братчиковой Л.Г.,
при секретаре Краснобаевой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 04 июня 2013 года дело по апелляционной жалобе главы города Оби Новосибирской области Нешина А.Г.
на решение Обского городского суда Новосибирской области от 15 марта 2013 года, которым удовлетворено заявление прокурора г. Оби: признан незаконным и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 4 раздела 3 Положения "О комплектовании воспитанниками образовательных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования на территории г. Оби", утвержденного Постановлением главы администрации г. Оби Новосибирской области N 57 от 01.02.2010 года. На администрацию г. Оби Новосибирской области возложена обязанность после вступления настоящего решения суда в законную силу опубликовать его в газете "АэроСити".
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Крейса В.Р., объяснения прокурора Миронец А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Оби Новосибирской области обратился в Обской городской суд Новосибирской области с заявлением о признании пункта 4 раздела 3 Положения "О комплектовании воспитанниками образовательных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования на территории г. Оби", утвержденного Постановлением главы администрации г. Оби Новосибирской области N 57 от 01.02.2010 года, незаконным и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявления прокурор указал, что Постановлением главы администрации муниципального образования г. Оби N 57 от 01.02.2010 утверждено Положение "О комплектовании воспитанниками образовательных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования на территории г. Оби". Положение опубликовано в газете "Аэро-сити" и является нормативным правовым актом. Данное Положение в части установления пропорции 1:10 по отношению к наличию свободных мест для категорий граждан, имеющих право на первоочередное предоставление места, по мнению прокурора, противоречит действующему законодательству, в связи с чем, подлежит признанию недействующим по следующим основаниям.
Пунктом 4 раздела 3 Положения предусмотрено, что категориям граждан, имеющим право на первоочередное предоставление места, места предоставляются в пропорции 1:10 по отношению к наличию свободных мест. Действующим федеральным законодательством установлены категории граждан, детям которых места в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях предоставляются вне очереди или в первоочередном порядке. Дошкольные образовательные учреждения, расположенные в г. Оби, являются муниципальными, их учредитель - администрация г. Оби. В силу п. 1 ст. 16 Закона РФ N 3266-1 от 10.07.1992 "Об образовании", общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. В соответствии с п. 25 "Типового положения о дошкольном образовательном учреждении", утвержденного Приказом Минобрнауки N 2562 от 27.10.2011, порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 45 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 (ред. от 10.03.2009) "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении", правила приема граждан в общеобразовательное учреждение определяются его учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации, и закрепляются в уставе общеобразовательного учреждения. Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено каких-либо ограничений для реализации права на получение дошкольного образования детям граждан, имеющим право на внеочередное и первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях. Таким образом, действующее законодательство устанавливает право на первоочередное предоставление мест в дошкольных образовательных учреждениях детям отдельных категорий граждан без каких-либо ограничений, следовательно, установление пропорции 1:10 по отношению к наличию свободных мест для категорий граждан, имеющих право на первоочередное предоставление места, по мнению прокурора, противоречит действующему законодательству и влечет нарушение прав и законных интересов лиц, имеющих право на внеочередное и первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях.
Суд принял решение, с которым глава городи Оби Новосибирской области не согласился. В апелляционной жалобе решение суда просит отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что на сегодняшний день в очереди в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Оби стоит 1138 детей, из них в возрасте от 2-х до 7-и лет (по данным на 01.02.2013 г.) - 675 человек. Из данной возрастной группы детей, имеющих право на первоочередное предоставление места - 190 человек. Набор детей в 2013 году в муниципальные дошкольные образовательные учреждения г. Оби в возрасте от 2-х до 7-и лет составит 184 человека. Следовательно, дети, не относящиеся к какой-либо категории, не попадут в дошкольные образовательные учреждения г. Оби в 2013 году.
Конституционное право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование вместе с конституционным принципом равенства означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности. А равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные и муниципальные образовательные учреждения.
Таким образом, исключение пропорции 1:10 нарушит права детей, родители которых не относятся к категории льготников.
Апеллянт указывает, что администрацией г. Оби принимаются меры по созданию дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях.
Со ссылками на п. 1 ч. 1 ст. 11, п. 1, 1.1 ст. 16, п. 2 ч. 1 ст. 31, ч. 1, 2 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании", п. 45 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2011 г. N 196, п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом Минобрнауки от 27.10.2011 г. N 2562, отмечает, что дошкольные образовательные учреждения, расположенные в г. Оби, являются муниципальными, их учредитель - администрация г. Оби. Таким образом, определение порядка комплектования дошкольных образовательных учреждений, расположенных на территории г. Оби, входит в полномочия администрации г. Оби.
Утверждает, что действующим законодательством не установлено запрета на установление пропорций, подобных оспоренной. Установление такой пропорции является реализацией полномочия учредителя образовательного учреждения по определению порядка комплектования дошкольного образовательного учреждения и не освобождает орган местного самоуправления от выполнения обязанности по организации предоставления общедоступности дошкольного образования, в связи с чем, пункт 4 раздела 3 Положения не противоречит действующему законодательству.
На апелляционную жалобу поступили письменные возражения помощника прокурора города Оби Новосибирской области с просьбой решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт (часть 3 статьи 253 ГПК РФ).
Как следует из материалов гражданского дела, Постановлением главы администрации муниципального образования г. Оби N 57 от 01.02.2010 года утверждено Положение "О комплектовании воспитанниками образовательных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования на территории г. Оби". Пунктом 4 раздела 3 данного Положения предусмотрено, что категориям граждан, имеющим право на первоочередное предоставление места, таковые предоставляются в пропорции 1:10 по отношению к наличию свободных мест. То есть, при предоставлении мест в детских садах на территории г. Оби только каждое десятое место предоставляется льготной категории граждан, остальные 9 мест предоставляются гражданам в порядке очереди, определяемой по дате поступления заявления.
Основанием заявленных прокурором г. Оби Новосибирской области требований является несоответствие оспариваемого пункта Положения федеральному законодательству, в частности - статье 16 Федерального закона РФ "Об образовании", а также Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении.
Согласно статье 16 Закона РФ N 3266-1 от 10.07.1992 г. "Об образовании" (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого Положения), общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Правила приема граждан в образовательные учреждения в части, не урегулированной настоящим Законом, другими федеральными законами, порядком приема в образовательные учреждения, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, уставами образовательных учреждений, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, определяются каждым образовательным учреждением самостоятельно.
Утвержденное Приказом Минобрнауки РФ N 2562 от 27.10.2011 года "Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении" определяет, что данное положение регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Одновременно (п. 10), дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего государственного или муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, настоящим Типовым положением, уставом дошкольного образовательного учреждения, договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями). Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения (п. 25) определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе.
Письмом Минобразования РФ от 30.03.1994 г. N 212/19-12 "О направлении пакета образцов документов, реализующих Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации", разработан и утвержден Примерный устав дошкольного образовательного учреждения в Российской Федерации, согласно п. 2.4 которого в ДОУ в первую очередь принимаются дети работающих одиноких родителей; учащихся матерей; инвалидов I и II групп; дети из многодетных семей; дети, находящиеся под опекой; дети, отцы которых находятся на действительной службе в Вооруженных Силах; дети военнослужащих, уволенных с военной службы, дети безработных, беженцев и вынужденных переселенцев; студентов. При этом (п. 2.5) ДОУ может предоставлять и дополнительные льготы по приему детей, установленные органом местного самоуправления.
Рассматривая дело и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что действующее законодательство содержит значительное количество федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, предусматривающих право на внеочередное (первочередное) предоставление детям мест в муниципальных дошкольных учреждениях.
Суд учел, что данные нормы не ставят право на внеочередное предоставление места в дошкольном учреждении в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение такового вне очереди, от обеспечения других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в такой услуге, от включения в список граждан, имеющих право на получение места вне очереди (список внеочередников), в том числе от времени включения в список внеочередников. Нет в них и указаний на предоставление мест в порядке очередности лицам равной категории.
Суд исходил также из того, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого место в дошкольном учреждении должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что указанной категории граждан оно должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права, а не в порядке какой-либо очереди или пропорции.
Иное толкование приведенных выше положений федерального законодательства и нормативно-правовых актов субъекта Российской Федерации, как указал суд, противоречит прямо установленному этими нормами исключению из общего порядка предоставления мест в дошкольных учреждениях.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемый прокурором пункт 4 раздела 3 Положения и устанавливающий указанную выше пропорцию, противоречит имеющим большую юридическую силу нормативно-правовым актам - статье 16 Федерального закона РФ "Об образовании", всем законам о льготах в этой области и Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, предусматривающим соответствие такого порядка всему действующему в Российской Федерации законодательству без каких-либо исключений, то есть подлежит признанию незаконным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, получившим надлежащую правовую оценку.
Доводы апелляционной жалобы, по существу аналогичные тем, которые являлись предметом полного, всестороннего и объективного исследования суда первой инстанции и получили надлежащую оценку, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется, подлежат отклонению как необоснованные.
Ссылки апеллянта на количество детей, стоящих в очереди в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, превышающее количество мест в таких учреждениях, не могут быть приняты во внимание, поскольку данное обстоятельство в настоящем случае правового значения не имеет, о правомерности оспоренного прокурором положения не свидетельствует, на правильность выводов суда первой инстанции не влияет.
Несостоятельны и ссылки апеллянта на конституционные положения о равенстве права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование: принцип равенства возможностей при получении образования и равного доступа в соответствующие государственные и муниципальные образовательные учреждения, выводов суда первой инстанции не опровергает, а напротив, свидетельствует в пользу незаконности введения ограничения в виде установления пропорции 1:10.
Ссылка администрации города на Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования, ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, судом первой инстанции также отклонена, поскольку, как верно отметил суд, установление федеральным и иным законодательством льготной категории лиц, имеющих право на внеочередное предоставлении мест в дошкольных образовательных учреждениях, также направлено на решение социальных задач и не исключает предоставление таких мест иным гражданам.
Утверждение апеллянта о том, что исключение пропорции 1:10 нарушит права детей, родители которых не относятся к категории льготников, безосновательно: ограниченные возможности дошкольных образовательных учреждений на текущий момент не могут служить достаточным оправданием для введения каких-либо ограничений прав граждан, предоставленных им федеральным законом, а свидетельствуют о необходимости принятия соответствующих мер по расширению таких возможностей, созданию дополнительных мест.
Довод жалобы у наличии у администрации г. Оби полномочий по определению порядка комплектования дошкольных образовательных учреждений подлежит отклонению, так как реализация таких полномочий возможна только с соблюдением требований действующего законодательства, нормативно-правовых актов, имеющих высшую юридическую силу по сравнению с нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.
Сам по себе факт отсутствия в законодательстве запрета на установление пропорций, подобных оспоренной прокурором, на что ссылается апеллянт, не свидетельствует о законности такого ограничения.
Правильно определив юридически значимые обстоятельства, суд принял законное и обоснованное решение, не допустив нарушений норм материального или процессуального права.
Оснований для его отмены, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Обского городского суда Новосибирской области от 15 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы города Оби Новосибирской области Нешина А.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.