Судья Оренбургского областного суда Новоженина О.Р., при секретаре Баловневой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Герасимова М.В. на решение судьи Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 25 декабря 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении главы муниципального образования *** Оренбургской области Хлопушина А.А.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области Д.Е.В. от 20 ноября 2012 года глава муниципального образования *** Оренбургской области Хлопушин А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 25 декабря 2012 года постановление начальника Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области от 20 ноября 2012 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, защитник Хлопушина А.А. - Герасимов М.В., действующий на основании доверенности, просит об отмене решения судьи районного суда и прекращении производства по делу.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав защитника лица, привлекаемого к административной ответственности Герасимова М.В., поддержавшего доводы жалобы, а также представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области Ц.И.Н. и П.Л.Г., возражавших против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, в том числе и должностных лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно ст. 11 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Норма ст. 22 вышеуказанного закона устанавливает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В свою очередь санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Из материалов дела усматривается, что на территории населенных пунктов муниципального образования *** имеются случаи складирования навоза сельскохозяйственных животных вперемешку с твердыми бытовыми отходами на прилегающей территории дворов населенных мест, несанкционированные свалки и кучи мусора на общей территории населенных пунктов в с. ***, начиная с торца ул. *** с юго-западной стороны села, далее по склону оврага по западной окраине села за жилыми домами NN *** по ул. ***, складирование твердых бытовых отходов, начиная с торца ул. ***, а также за жилыми домами по ул. *** и далее по оврагу в самом селе, навоз вперемешку с твердыми бытовыми отходами за жилым домом по ул. ***; в х. *** по южной окраине населенного пункта на расстоянии 50 м кучи твердых бытовых отходов, за жилым домом по ул. *** на расстоянии 30 м складирование твердых бытовых отходов, в с. *** вдоль юго-восточной и восточной окраин населенного пункта на расстоянии 50 м организовано складирование твердых бытовых отходов, вдоль северо-западной и западной окраин населенного пункта на расстоянии 30 м по краю оврага организовано складирование твердых бытовых отходов, местами вперемешку с навозом от сельскохозяйственных животных.
Таким образом Хлопушин А.А., являясь главой муниципального образования *** Оренбургской области, не организовал систематическую санитарную очистку территории муниципального образования. Санитарная очистка отдельных территорий населенных мест сельсовета не носит планово-регулярный характер, что является нарушением п. 1.2. СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", что является основанием для привлечения Хлопушина А.А. к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения Хлопушиным А.А. административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: распоряжением о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 14 сентября 2012 года N ***; уведомлением о проведении проверки; Уставом муниципального образования *** Оренбургской области; постановлением о приеме на работу; протоколом об административном правонарушении от 07 ноября 2012 года; договором на оказание услуг от 01 июля 2012 года, оцененными в соответствии требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах квалификация действий Хлопушина А.А. по ст. 8.2 КоАП РФ осуществлена правильно.
Довод жалобы о неправомерности привлечения главы муниципального образования к административной ответственности по указанной статье в связи с тем, что он не является субъектом правонарушения, является несостоятельным. Согласно Уставу муниципального образования *** Оренбургской области глава администрации обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и в силу своих должностных обязанностей должен организовать сбор и вывоз отходов от населения по всей территории муниципального образования.
Кроме того, положениями ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.
Ссылка в жалобе на указание в акте проверки о наличии и предоставлении при проведении проверки графика вывоза твердых бытовых отходов и схемы размещения контейнерных площадок, не может повлечь отмену постановления и судебного решения, поскольку наличие несанкционированных свалок и мусора свидетельствует о недостаточности принятых мер.
Постановление о привлечении Хлопушина А.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5. КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Хлопушину А.А. в пределах, установленных санкцией ст. 8.2 КоАП РФ, с учетом обстоятельств дела и личности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения судьи не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 25 декабря 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении главы муниципального образования *** Оренбургской области Хлопушина А.А. оставить без изменения, а жалобу защитника Герасимова М.В. - без удовлетворения.
Судья Оренбургского
областного суда О.Р. Новоженина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.