Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи А.И.Малкова,
судей Н.В.Жуковой и Е.Ф.Соловьевой,
при секретаре А.В.Стрельцовой, рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Мамедова Ш.Г. на решение Саракташского районного суда Оренбургской области от 27 марта 2013 года по делу по заявлению Мамедова Ш.Г. об оспаривании действий Саракташского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (Управления Росреестра по Оренбургской области).
Заслушав доклад судьи А.И.Малкова, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ш.Г.Мамедов обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что (дата) он подал в Саракташский отдел Управления Росреестра по Оренбургской области заявление о государственной регистрации права собственности на жилой дом по адресу: (адрес). Уведомлением от (дата) N ... он был извещен о приостановлении государственной регистрации в связи с необходимостью предоставления разрешения на ввод в эксплуатацию заявленного на регистрацию объекта. В качестве правового обоснования приостановления государственной регистрации в уведомлении было указано, что в соответствии с пунктом 3 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи), тогда как из кадастрового паспорта от (дата) следует, что заявленный на государственную регистрацию жилой дом является ... В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 года N122-ФЗ) основания для государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в статьях 25, 25.2, 25.3, 25.4, 25.5 и 30.1 настоящего Федерального закона, установлены в данных статьях. Из положений статьи 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 N122-ФЗ, части 4 статьи 8 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" следует, что порядок государственной регистрации объекта индивидуального жилищного строительства до 01 марта 2015 года носит упрощенный характер и единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта, вне зависимости от количества этажей, является кадастровый паспорт объекта. Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации не допускается. При этом отсутствие указанного в уведомлении документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества или для отказа в данной регистрации. Положения статьи 48 и других статей Градостроительного кодекса РФ лишь предписывают застройщику осуществить подготовку проектной документации при строительстве объекта индивидуального жилищного строительства с количеством этажей более чем три, но не возлагают на него обязанность до 01 марта 2015 года получить разрешение на ввод такого объекта в эксплуатацию. Следовательно, им был представлен полный пакет документов, необходимый для государственной регистрации права собственности. Считает, что приостановление государственной регистрации жилого дома является незаконным, так как государство предоставило возможность гражданам до 2015 года зарегистрировать свои права в упрощенном порядке. Кроме того, с 01 января 2000 года введены в действие Строительные правила 30-102-99 "Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства", утвержденные Госкомитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, согласно которым к нормативным документам, регулирующим вопросы планировки и застройки территории малоэтажного жилищного строительства, отнесены СНиП 2.08.01-89*, утвержденные постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 года N78, и являющиеся переизданием СНиП 2.08.01-89 с изменениями N1 от 30 апреля 1993 года N18-12 и N2 от 11 октября 1994 года N18-21, утвержденных постановлениями Госстроя (Минстроя) России. В пункте 9 Приложения 2 названных СНиП, действующих с 01 января 1990 года указано, что при определении этажности здания включаются все надземные этажи, в том числе технический, мансардный и цокольный, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 метра. Согласно Письму Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 27 августа 2008 года NAM/1567 этажность дома определяется по числу надземных этажей. Из представленного на государственную регистрацию кадастрового паспорта следует, что жилой дом имеет ... этажа надземной части ( ... этаж) и ... этаж подземной части (подвал), соответственно, данное домовладение должно быть идентифицировано как ... жилой дом. На основании изложенного просил признать незаконными действия Саракташского отдела Управления Росреестра по Оренбургской области по приостановлению государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: (адрес), - и обязать Саракташский отдел Управления Росреестра по Оренбургской области зарегистрировать за ним право собственности на указанный жилой дом.
В судебном заседании Ш.Г.Мамедов и его представитель А.Ю.Морозов заявление поддержали.
Решением суда в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Ш.Г.Мамедов просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на те же доводы, что и в обоснование заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 131 Гражданского кодекса РФ порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 1997 N122-ФЗ государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.
Как следует из материалов дела, (дата) Ш.Г.Мамедов обратился в Саракташский отдел Управления Росреестра по Оренбургской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: (адрес).
К заявлению о государственной регистрации права собственности Ш.Г.Мамедов приложил кадастровый паспорт на здание от (дата), согласно которому заявленное на государственную регистрацию здание имеет назначение: жилой дом; этажность: количество этажей - ... , подземных этажей - ... ; наименование - не указано.
(дата) государственным регистратором был направлен запрос Главному архитектору Саракташского района Оренбургской области о предоставлении разрешения на ввод в эксплуатацию указанного ... жилого дома с подвалом.
Согласно поступившему ответу от (дата) разрешение на ввод в эксплуатацию заявленного на регистрацию дома не выдавалось.
(дата) государственным регистратором в адрес Ш.Г.Мамедова было направленно уведомление N ... о приостановлении государственной регистрации права собственности до (дата) на том основании, что в соответствии с пунктом 3 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи), тогда как согласно приложенному к заявлению о регистрации кадастровому паспорту заявленное на государственную регистрацию здание является ... домом с подвалом; при этом разрешения на ввод в эксплуатацию указанного жилого дома с подвалом не выдавалось.
(дата) Ш.Г.Мамедовым в Саракташский отдел Управления Росреестра по Оренбургской области было подано заявление о приостановлении государственной регистрации права собственности на здание, расположенное (адрес), - до (дата) по причине того, что предоставленные документы не соответствуют требованиям Федерального закона от 21 июля 1997 N122-ФЗ и отсутствуют все необходимые для государственной регистрации документы.
(дата) государственная регистрация права собственности указанного жилого дома была приостановлена до (дата) на основании заявления Ш.Г.Мамедова.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что согласно пункту 1 статьи 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 N122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
При этом в силу пункта 4 названной статьи документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются кадастровый паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. До 1 марта 2015 года кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил такие документы самостоятельно.
Таким образом, упрощенный порядок государственной регистрации права собственности, действующий до 01 марта 2015 года, относится только к объектам индивидуального жилищного строительства.
В силу взаимосвязанных положений части 3 статьи 48, пункта 1 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.
Поскольку на государственную регистрацию права собственности Ш.Г.Мамедовым был предоставлен кадастровый паспорт, согласно которому количество этажей здания составляет ... , суд пришел к правильным выводам о том, что государственная регистрация права собственности на указанный объект недвижимости была приостановлена правомерно, а у государственного регистратора имелись основания для ее приостановления.
С учетом изложенного суд пришел к обоснованным выводам об отказе в удовлетворении заявления.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку эти выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке обстоятельств, которые судом определены правильно, и доказательств, которые суд положил в основу своих выводов, и основанием для отмены обжалуемого решения суда не являются.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Саракташского районного суда Оренбургской области от 27 марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Мамедова Ш.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.