судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Углановой М.А.,
судей Георгиновой Н.А., Забелиной О.А.,
при секретаре Аксютич А.А.
в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по иску Г.Л.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с постоянным проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС
по апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 22 марта 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Г.Л.А. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с постоянным проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, назначении пенсии - удовлетворить.
Признать за Г.Л.А. право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на 1 (один) год.
Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить Г.Л.А. выплату пенсии с "дата".
Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области в пользу Г.Л.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере " ... " рублей ( " ... ".)".
Заслушав доклад судьи областного суда Углановой М.А., выслушав объяснения представителя ответчика ГУ - УПФ в г. Орле и Орловском районе по доверенности К.Н.Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Г.Л.А. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
В обоснование требований указывала, что с "дата" по "дата" она постоянно проживала в "адрес", территория которого с "дата" по "дата" относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Полагая, что проживание в этом населенном пункте даёт ей право на уменьшение возраста выхода на пенсию на 1 год, Г.Л.А. обратилась в ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области за назначением досрочной пенсии с момента достижения необходимого возраста.
В удовлетворении данного заявления ответчиком ей было отказано по причине отсутствия документов, подтверждающих факт её проживания в указанной зоне.
В ходе рассмотрения гражданского дела истица, уточнив исковые требования, окончательно просила суд признать период её проживания с "дата" по "дата" в "адрес" периодом проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом и обязать ответчика назначить ей пенсию с "дата", то есть,с момента обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии.
Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области указанные исковые требования не признал.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит решение суда отменить как незаконное, поскольку проживание истицы на загрязненной территории с "дата" по "дата" документально не подтверждено.
Кроме того, ссылается на то, что у суда не было оснований для назначения Г.Л.А. пенсии по старости с "дата", поскольку такое право у неё может возникнуть только после вступления в законную силу решения суда.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1992 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение, и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно ст. 34 приведенного Закона гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом в соответствии с примечанием к ст. 35 Закона РФ первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В силу ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
В силу ст. 3 приведенного Закона, а также п. 4 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Из указанных норм права следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Как усматривается из материалов дела, "дата" Г.Л.А. обратилась в ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, однако "дата" ей в этом было отказано.
В качестве основания отказа в досрочном назначении пенсии по старости в связи с постоянным проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ответчик указывал на то, что период фактического проживания истицы с "дата" по "дата" в "адрес" не может быть учтен для назначения пенсии, поскольку факт проживания Г.Л.А. в данный период на территории с льготным социально-экономическим статусом не подтвержден регистрацией по месту жительства (л.д. 7-8).
Между тем, то обстоятельство, что Г.Л.А. в период с "дата" по "дата" фактически постоянно проживала в "адрес" подтверждается материалами дела.
Так, согласно трудовой книжки истицы с "дата" по "дата" Г.Л.А. работала " ... " "адрес", с "дата" по "дата" - " ... ", с "дата" по "дата" - " ... " (л.д. 11-24).
Указанные обстоятельства подтверждаются также справкой администрации "адрес" (л.д. 122).
Согласно справке " ... " от "дата" N в периоды с "дата" по "дата", с "дата" по "дата" Г.Л.А. состояла на учете в данном учреждении в качестве безработной (л.д. 123).
Из справок, выданных " ... " от "дата" и "дата", следует, что с "дата" Г.Л.А. проживала и была зарегистрирована по адресу: "адрес" (л.д. 125-126).
Согласно справке " ... " от "дата" Г.Л.А. до "дата" была зарегистрирована по адресу:
"адрес", временно проживала по адресу:
"адрес" (л.д. 107).
Из решения Новодеревеньковского районного суда Орловской области от "дата" по гражданскому делу по иску З.И.А. к Г.Л.А. о выселении с несовершеннолетним Г.В.Н. усматривается, что Г.Л.А. с несовершеннолетним сыном с "дата" были зарегистрированы в жилом доме, расположенном по адресу:
"адрес" (л.д. 105).
Согласно данному решению, вступившему в законную силу "дата", Г.Л.А. и её несовершеннолетний сын Г.В.Н. утратили право пользования жилым помещением, в связи с чем на паспортно-визовую службу Новодеревеньковского РОВД была возложена обязанность по аннулированию регистрации Г.Л.А. и Г.В.Н. по адресу: "адрес".
"дата" " ... " истице было выдано удостоверение серии " ... " N, подтверждающее факт ее проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом (л.д. 46).
Материалами дела также установлено, что дети Г.Л.А. - Г.Н.Н., "дата" года рождения, и Г.В.Н., "дата" года рождения, обучались в " ... " школе им. Д.В.М. и в период с "дата" по "дата" проживали по адресу: "адрес", что подтверждается справкой " ... " школа им. " ... " Д.В.М. " от "дата", копией аттестата о среднем (полном) общем образовании серии " ... " N, серии " ... " N, серии " ... " N (л.д. 115-117, 120, 129).
В период времени с "дата" по "дата" Г.Л.А. получала медицинскую помощь по месту проживания в "адрес" (л.д. 130-142).
Кроме того, факт постоянного проживания Г.Л.А. в "адрес" подтверждается показаниями свидетелей З.Т.А. , Г.Н.Н. Г.В.Н., допрошенных судом первой инстанции (л.д. 54-55, 147-149).
Судом обоснованно было принято во внимание то обстоятельство, что "адрес" с "дата" по "дата" относился к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с распоряжением Правительства РСФСР N 237-р от 28 декабря 1991 года.
Таким образом, установив обстоятельства, свидетельствующие о том, что истица в спорный период времени постоянно проживала в "адрес", относящейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о признании за ней права на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на один год.
По указанным основаниям довод апелляционной жалобы ответчика о том, что у суда первой инстанции не было законных оснований для удовлетворения требований Г.Л.А., поскольку проживание её в зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорный период не подтверждено регистрацией по месту жительства, не влечет отмену решения суда.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 19 ФЗ N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Поскольку право Г.Л.А., "дата" года рождения, на досрочную трудовую пенсию, с учетом установленного судом периода проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом возникло с момента достижения ею возраста 54 лет, а в пенсионный орган она обратилась "дата", судом правильно принято решение об обязании ответчика назначить истице пенсию с "дата".
Иных доказательств, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит, ввиду чего отсутствуют основания для ее удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заводского районного суда г. Орла от 22 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловской районе Орловской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: судья
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.