Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Сабаевой И.Н.
судей Сафроновой Л.И., Углановой М.А.
при секретаре Настепанине В.Н.
в открытом судебном заседании слушала гражданское дело по иску Басовой Ю.А. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Троснянском районе Орловской области о признании незаконным отказа в направлении средств материнского капитала и направлении средств материнского капитала на компенсацию затрат индивидуального жилищного строительства
по апелляционной жалобе ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в Троснянском районе Орловской области на решение Кромского районного суда Орловской области от 24 апреля 2013 года, которым постановлено:
"Иск Басовой Ю.А. к ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Троснянском районе Орловской области о признании незаконным отказа в направлении средств материнского капитала и направлении средств материнского капитала на компенсацию затрат индивидуального жилищного строительства - удовлетворить.
Признать незаконным отказ ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Троснянском районе Орловской области содержащийся в уведомлении N от 05.03.2013 года, в удовлетворении заявления Басовой Ю.А. о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Троснянском районе Орловской области направить средства материнского (семейного) каптала Басовой Ю.А. в соответствии с ее заявлением на компенсацию затрат понесенных в связи со строительством объекта индивидуального жилищного строительства - жилого дома расположенного по адресу: "адрес", лит.А, в порядке и сроки, установленные ФЗ N256 от 29.12.2006 года "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Заслушав доклад судьи областного суда Сафроновой Л.И., объяснения представителя ответчика по доверенности Приведенцевой Л.Н., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Басова Ю.А. обратилась в суд с иском к ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в Троснянском районе Орловской области о признании незаконным отказа в направлении средств материнского капитала на компенсацию затрат индивидуального жилищного строительства.
В обоснование заявленных требований указывала, что в 2013 году ею было подано заявление в ГУ -УПФ РФ в Троснянском районе Орловской области о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала с приложением необходимых документов.
Однако в принятии решения о направлении средств материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат, понесенных за построенный объект индивидуального жилищного строительства, истице было отказано на том основании, что представленный ею документ - свидетельство на право собственности не соответствует требованиям Федерального закона от 29.12.2006г. N256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", поскольку основанием выдачи данного свидетельства является решение Троснянского районного суда, из которого следует, что суд признал за владельцем сертификата и членами его семьи право собственности на жилой дом, но не удостоверил факт создания объекта индивидуального жилищного строительства.
По изложенным основаниям, просила суд признать незаконным решение ГУ -УПФ РФ в Троснянском районе Орловской области от 05.03.2013г. N и обязать ответчика направить средства материнского капитала на компенсацию затрат, понесенных на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе просит об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права.
Ссылается на то, что документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и содержащими его описание, являются кадастровый паспорт, а также разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию.
Указывает, что представленное истицей свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства не соответствует требованиям Федерального закона от 29.12.2006г. N256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", так как основанием его выдачи является решение суда, которое не удостоверяет факт создания объекта индивидуального жилищного строительства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39 часть 1). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции РФ, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", установлены дополнительные меры государственной поддержки этих семей, право на получение которых согласно подп. 1 п. 1 ст. 3 указанного Закона возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, в том числе и у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 01 января 2007 года, независимо от места их жительства.
В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона N 256-ФЗ от 29 декабря 2006 года "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе в целях улучшения жилищных условий.
Правила подачи заявления о распоряжении, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 10 вышеприведенного Федерального закона средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.
Часть средств материнского (семейного) капитала в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления о распоряжении, может быть выдана в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства при представлении засвидетельствованных в установленном законом порядке:
1) копий документов лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги), подтверждающих право собственности на земельный участок, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право аренды земельного участка либо право безвозмездного срочного пользования земельным участком, предназначенным для индивидуального жилищного строительства, на котором осуществляется строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства;
2) копии разрешения на строительство, выданного лицу, получившему сертификат, или его супругу (супруге);
3) копии свидетельства о праве собственности лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) на объект индивидуального жилищного строительства в случае его реконструкции;
4) письменного обязательства лица (лиц), на которое (которых) оформлено разрешение на строительство, в течение шести месяцев после получения кадастрового паспорта объекта индивидуального жилищного строительства оформить жилое помещение, построенное (реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей).
Из п. 2 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 года N 862 следует, что лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала: на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, выполняющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, а также на компенсацию затрат, понесенных на строительство или реконструкцию таким способом объекта индивидуального жилищного строительства, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат. Лицо, получившее сертификат, вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение, строительство жилого помещения, а также на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации, осуществляемые лицом, состоящим в зарегистрированном браке с лицом, получившим сертификат.
В соответствии со ст. 8 Закона N 256-ФЗ в удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае:
1) прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона;
2) нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении;
3) указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом;
4) указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении;
5) ограничения лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке);
6) отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации (на период отобрания ребенка).
Как видно из материалов дела, Басова Ю.А. согласно государственному сертификату на материнский (семейный) капитал серии " ... " N от 16.02.2010г. имеет право на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в размере " ... " рублей (л.д.8).
05.03.2013г. начальником Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Троснянском районе Орловской области Басовой Ю.А. по представленным документам было отказано в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, мотивируя тем, что свидетельство на право собственности не соответствует требованиям Федерального закона от 29.12.2006г. N256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", поскольку основанием выдачи данного свидетельства является решение Троснянского районного суда, из которого следует, что суд признал за владельцем сертификата и членами его семьи право собственности на жилой дом, но не удостоверил факт создания объекта индивидуального жилищного строительства (л.д.5-6).
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" был построен истицей Басовой Ю.А. и ее семьей в рамках программы социального развития села в период с 2008г. по 2010 г.
В связи с тем, что земельный участок, на котором велось строительство, находится в муниципальной собственности, Басовы не могли получить разрешение на строительство и в дальнейшем оформить построенный ими жилой дом, последние обратились в суд с иском к Администрации Троснянского района Орловской области о признании права собственности на объект недвижимого имущества в равных долях по 1/3 доли за каждым.
Решением Троснянского районного суда Орловской области от 29.09.2010г., за Басовой Ю.А., ФИО5 и ФИО6 признано право собственности на объект индивидуального жилищного строительства - жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", общей площадью " ... " кв.м., в том числе жилой - " ... " кв.м., инвентарный N, в равных долях в размере 1/3 его части, согласно техническому паспорту (л.д. 23-25).
09.12.2010 г. Администрация Троснянского сельского поселения выдала Басовым " ... ". и Ю.А. разрешение на строительство N индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" (л.д.21), а 20.01.2011г. - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (л.д.22).
22 августа 2011 года за Басовой Ю.А., ФИО6, ФИО5 было зарегистрировано право собственности на объект индивидуального жилищного строительства, жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" (л.д.10-12).
Принимая во внимание выше приведенные нормы права, в соответствии с которыми средства материнского капитала могут быть использованы на компенсацию затрат, понесенных на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований Басовой Ю.А.
Доводы жалобы ответчика о том, что представленное истицей свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства не соответствует требованиям Федерального закона от 29.12.2006г. N256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также то, что решение Троснянского районного суда Орловской области от 29.09.2010г. не подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства, не влекут отмену решения суда, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношениям, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, по которым решение суда может быть отменено, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, оснований для ее удовлетворения судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кромского районного суда Орловской области от 24 апреля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Троснянском районе Орловской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.