судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе
председательствующего Дорохова А.П.
судей Марченко О.С., Шароглазовой О.Н.
при секретаре Мочаловой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шельтик Е.В. к Государственному учреждению - Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации по Ольгинскому району Приморского края о признании продолжительности специального стажа работы по осуществлению лечебной деятельности и назначении досрочной трудовой пенсии по старости
по апелляционной жалобе представителя ответчика Бородиной В.В.
на решение Ольгинского районного суда Приморского края от 28 марта 2013 года, которым в исковые требования удовлетворены. Признано, что продолжительность стажа работы Шельтик Е.В. по осуществлению лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения составляет 25 лет 10 месяцев 20 дней; на государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Ольгинскому району Приморского края возложена обязанность назначить Шельтик Е.В. досрочную трудовую пенсию по старости с 01.02.2013; с государственного учреждения - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Ольгинскому району Приморского края в пользу Шельтик Е.В. взысканы судебные расходы в размере 1000 рублей.
Заслушав доклад судьи Марченко О.С., выслушав пояснения представителей ответчика Нижельскую А.Л., Малькову А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шельтик Е.В. обратилась в суд с иском к ответчику, в обоснование заявленных требований указав, что в конце января 2013 года она обратилась в Отдел Пенсионного фонда РФ по Ольгинскому району с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, но получила отказ, мотивированный тем, что её специальный стаж работы на 01.02.2013 составляет 23 года 11 месяцев 05 дней. Периоды работы истца в хирургическом отделении с 08.08.1990 по 31.12.1992, с 19.03.1994 по 22.01.1996, с 09.03.1996 по 31.10.1999, в общей сложности 7 лет 10 месяцев 19 дней были засчитаны с применением льготного исчисления 1 год работы за 1 год 6 месяцев. Однако, при исчислении стажа за работу в сельской местности, согласно пункту 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", из расчета 1 год работы за 1 год 3 месяца, которое применялось до 01.11.1999, пенсионный орган не учел. Истица считает данный отказ Отдела Пенсионного фонда РФ по Ольгинскому району незаконным, так как период работы в общей сложности 7 лет 10 месяцев 19 дней должен был быть исчислен 1 год работы за 1 год 9 месяцев. Просит признать продолжительность специального стажа её работы по осуществлению лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на 01.02.2013 года в количестве 25 лет 10 месяцев 20 дней и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 01.02.2013.
В судебное заседание истица не явилась, представила суду ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель ответчика - Тихонова JI.B. с иском не согласилась, в письменном возражении указала, что при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости Шельтик Е.В., периоды работы 08.08.1990 по 31.12.1992, с 19.03.1994 по 22.01.1996, с 09.03.1996 по 31.10.1999 в должности медицинской сестры хирургического отделения стационара Ольгинской центральной районной больницы продолжительностью 7 лет 10 месяцев 19 дней исчислены по наиболее выгодному варианту в льготном порядке как 1 год и 6 месяцев в соответствии с абзацем 2 пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464. Продолжительность стажа соответственно за указанный период составила 11 лет 9 месяцев 29 дней, общая продолжительность льготного стажа на дату обращения 29.01.2013 составила 23 года 11 месяцев 5 дней. Отдел считает, что Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 не предусмотрено применение льгот по двум или более основаниям, указанным в пункте 2 данного постановления, то есть может быть предоставлена только одна, более выгодная для гражданина льгота. Просила в удовлетворении исковых требований полностью отказать.
Суд вынес указанное выше решение, с которым не согласна представитель ответчика Бородина В.В., ею подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.
Шельтик Е.В. на заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежаще.
Представители ответчика Нижельская А.Л., Малькова А.В. в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Шельтик Е.В. отказать.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в их пределах в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.
Статья 39 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно статье 7 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 вышеназванного закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (подпункт 20 пункт 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Пунктом 19 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 30 от 11.12.2012 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" установлено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002 могут быть исчислены на основании ранее действующих нормативных актов.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" от 22.09.1999 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464.
Пунктом 1 данного Списка предусматривалась возможность включения в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Согласно пункту 2 Постановления N 464 исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца; среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Льгота по исчислению стажа на соответствующих видах работ может применяться в отношении среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров без подтверждения факта участия в проведении хирургических операций. Указанные условия действовали до 1 ноября 1999 года, то есть до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Шельтик Е.В. работала медицинской сестрой хирургического отделения в Ольгинской центральной районной больнице, расположенной в поселке городского типа, в период с 08.08.1990 по 31.12.1992, с 19.03.1994 по 22.01.1996, с 09.03.1996 по 31.10.1999. Указанные обстоятельства представителями ответчика не оспаривалось.
При разрешении спора, суд первой инстанции, руководствуясь указанными выше нормами права, пришел к обоснованному выводу, что включенные пенсионным органом в специальный стаж истицы в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев периоды работы в качестве медицинской сестры хирургического отделения с 08.08.1990 по 31.12.1992, с 19.03.1994 по 22.01.1996, с 09.03.1996 по 31.10.1999, подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении с применением двух коэффициентов (1 год и 3 месяца за 1 год работы и еще 1 год и 6 месяцев за 1 год работы), поскольку эти периоды имели место до 01.11.1999.
Довод апелляционной жалобы о том, что суммирование льготы при исчислении стажа работы в сельской местности и в отделении хирургического профиля (то есть исчисление стажа как 1 год и 9 месяцев) не предусмотрено, отклоняется судебной коллегией. Российское пенсионное законодательство направлено на предоставление льгот работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Вышеуказанное Постановление N 464 не запрещает применять одновременно две льготы, следовательно, оснований для отказа Шельтик Е.В. в удовлетворении исковых требований у суда не имелось, в связи с этим ссылка в апелляционной жалобе на Указание Минсоцзащиты Российской Федерации от 26.03.1993 г. N 1-28-У, как на основание для отказа в удовлетворении требований истицы, обоснованной быть признана не может.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу сводятся к переоценке выводов суда и иному толкованию норм права, что не свидетельствует о неправильно принятом решении.
Нарушений, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ольгинского районного суда Приморского края от 28 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Бородиной В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.