Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 24 мая 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Родионова А.А.,
судей: Клубкова Ю.В.,
Баландина А.Г.,
при секретаре Масловой О.В.,
с участием представителя заявителя Завалишиной Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе командира войсковой части N полковника юстиции Гусева А.В. на решение Пензенского гарнизонного военного суда от 21 марта 2013 года, которым удовлетворено заявление представителя заявителя Завалишиной Е.Ю. в интересах военнослужащего войсковой части N гр. ЛИСОВА Юрия Михайловича об оспаривании решения жилищной комиссии названной воинской части об отказе в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Баландина А.Г., объяснения представителя заявителя Завалишиной Е.Ю., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
УСТАНОВИЛА:
Лисов проходит военную службу по контракту с 1994 года, в настоящее время в войсковой части N.
Проживает вместе с супругой Лисовой (Тюменцевой) Н.В. и сыном Лисовым Т.Ю. в однокомнатной квартире, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 35,1 кв.м., принадлежащей им в равных долях на праве собственности и приобретенной ими в июле 2008 года в рамках муниципальной целевой программы "Социальная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования в городе Заречном на 2007-2010 годы".
Решением жилищной комиссии войсковой части N от 11 февраля 2013 года, утвержденным командиром данной воинской части 18 февраля того же года, Лисову было отказано в постановке его составом семьи 3 человека на жилищный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, то есть в связи с предоставлением документов, не подтверждающих его право состоять на данном учете, п. 4 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ - в связи с получением ранее от органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение жилого помещения, а также ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, предусматривающей принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях органом местного самоуправления.
Посчитав свои права нарушенными, Лисов через своего представителя Завалишину обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать вышеназванное решение жилищной комиссии войсковой части N незаконным, и обязать командира названной воинской части отменить это решение, а жилищную комиссию воинской части - повторно рассмотреть вопрос о признании его нуждающимся в жилых помещениях.
Рассмотрев данное заявление, Пензенский гарнизонный военный суд своим решением от 21 марта 2013 года требования заявителя удовлетворил.
На данное решение суда командиром войсковой части N была подана апелляционная жалоба, в которой он просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование автор жалобы указывает на то, что ранее Лисов состоял в списках военнослужащих воинской части, нуждающихся в жилых помещениях, однако решением жилищной комиссии войсковой части N от 12 марта 2009 года был снят с данного учета в связи с получением на состав семьи бюджетных средств на приобретение жилого помещения в городе Заречном Пензенской области. Данное решение жилищной комиссии заявителем не обжаловалось.
Бюджетные средства предоставлялись семье заявителя в рамках муниципальной целевой программы "Социальная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования в городе Заречном на 2007-2010 годы" в соответствии с решением Собрания представителей города Заречного Пензенской области от 22 августа 2006 года N 244 и Законом Пензенской области от 25 мая 2004 года N 611-ЗПО "О программе "Социальная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования в Пензенской области на 2004 - 2010 годы".
При этом размер полученной субсидии, отмечается далее в жалобе, был рассчитан исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, в размере 18 кв.м., то есть в данном случае 54 кв.м., средней рыночной стоимость 1 кв. м. жилья в Пензенской области, а также территориального коэффициента, установленного для города Заречного Пензенской области в соответствии с вышеназванным законом.
Поскольку семье заявителя бюджетные денежные средства представлялись исходя из 54 кв.м., приобретение им жилого помещения меньшей площади, чем то, на который производился расчет, не дает право Лисову, по мнению автора жалобы, на признание его и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку количество членов семьи с момента получения бюджетных денежных средств у заявителя не изменилось.
Также автор апелляционной жалобы обращает внимание на то, что п. 4 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ связывает снятие граждан с жилищного учета именно с получением ими бюджетных средств на приобретение жилого помещения, независимо от площади приобретаемого на них помещения.
В связи с этим командир воинской части приходит к выводу о законности принятого жилищной комиссией решения об отказе заявителю в постановке его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, указывая при этом на то, что вывод суда об обратном основан на неправильном толковании закона, а изложенный в судебном решении анализ нормативно-правовых актов о порядке обеспечения военнослужащих жилыми помещениями противоречит действующему законодательству.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, заслушав представителя заявителя Завалишину, судебная коллегия находит решение Пензенского гарнизонного военного суда от 21 марта 2013 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель и члены его семьи обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, при этом их участие ранее в рамках муниципальной целевой программы "Социальная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования в городе Заречном на 2007-2010 годы" и получение ими субсидии для улучшении жилищных условий не является препятствием для постановки заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Данный вывод суда, с учетом установленных судом обстоятельств, по мнению судебной коллегии, является ошибочным и основан на неправильном толковании судом норм материального права.
Муниципальная целевая программа "Социальная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования в городе Заречном на 2007-2010 годы", разработанная на основании постановления Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 года N 28 "О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации", Закона Пензенской области от 25 декабря 2003 года N 564-ЗПО "Об ипотечном жилищном кредитовании в Пензенской области" и Закона Пензенской области от 25 мая 2004 года N 611-ЗПО "О программе "Социальная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования в Пензенской области на 2004 - 2010 годы", утверждена Решением Собрания представителей города Заречного Пензенской области от 22 августа 2006 года N 244.
Целями данной программы являлось решение жилищной проблемы работников бюджетнойсферы города Заречного с использованием механизма ипотечного кредитования путем предоставлениясубсидий по оплате первоначального взноса наприобретение или строительство жилья за счетсредств бюджета города Заречного и бюджета Пензенской области.
Согласно п. 3.1. Программы правом на получение субсидий обладали работники бюджетных учреждений, получающие заработную плату за счет средств бюджета города Заречного, постоянно проживающие в городе Заречном, соответствующие требованиям, предъявляемым к заемщикам в соответствии со стандартами процедуры выдачи, рефинансирования и сопровождения ипотечных кредитов (займов), утвержденными Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, либо имеющие возможность внести недостающую часть стоимости приобретаемого или строящегося жилого помещения за счет собственных средств, а также имеющие размер общей площади жилья:
на одиноко проживающего человека - не более 33 кв. м;
на семью из двух человек - не более 42 кв. м;
на семью, состоящую из трех и более человек, - 18 кв. м на одного члена семьи.
При этом величина субсидии на приобретение или строительство жилого помещения рассчитывалась исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной в размере 18 кв. м на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, за вычетом общей площади жилого помещения, находящейся в собственности гражданина и (или) членов его семьи, получающей субсидию (за исключением ветхого и аварийного жилья), средней рыночной стоимости 1 кв. м жилья в Пензенской области, определяемой в установленном порядке уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также с учетом территориального коэффициента, установленного для города Заречного Пензенской области в соответствии с Законом Пензенской области от 25 мая 2004 года N 611-ЗПО "О программе "Социальная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования в Пензенской области на 2004 - 2010 годы".
При нехватке собственных средств на оплату оставшейся суммы от стоимости жилого помещения работникам бюджетной сферы может быть предоставлен ипотечный кредит (заем) официальными региональными ипотечными операторами АИЖК.
Как видно из материалов дела в 2008 году семьей заявителя в рамках вышеприведенной программы была приобретена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес", общей площадью 35,1 кв.м., принадлежащая в настоящее время заявителю, его супруге и сыну в равных долях на праве собственности.
Участником программы являлась супруга заявителя Тюменцева. При этом расчет суммы субсидии производился ей с учетом всех членов ее семьи, в том числе и заявителя, то есть исходя их 54 кв.м. положенной им общей площади жилого помещения. Размер бюджетных средств, предоставленных семье в рамках программы, составил 583200 рублей. При этом предполагалось, что в результате участия в программе они будут полностью обеспечены благоустроенным жильем по установленным нормам.
Таким образом, получив из бюджетов города Заречный и Пензенской области безвозмездную субсидию на приобретение указанного жилья, семья заявителя, в том числе и он сам, реализовали свое право на улучшение жилищных условий, что в силу п. 4 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ является основанием для снятия заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях.
То обстоятельство, что на предоставленные им из бюджета, а также на полученные по кредитному договору денежные средства они, по утверждению заявителя, смогли приобрести лишь однокомнатную квартиру, правового значения не имеет, поскольку денежные средства выдавались им из расчета 54 кв.м., они были информированы об условиях программы, при этом заявитель, имея право в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" на обеспечение непосредственно жилым помещением через орган исполнительной власти, где он проходил военную службу, добровольно изъявил свое желание на участие в муниципальной программе.
Решением жилищной комиссии войсковой части N от 12 марта 2009 года Лисов в связи с получением мер государственной поддержки был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях. При этом со времени снятия Лисова с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях и до настоящего времени его жилищные условия не ухудшились и каких-либо изменений в составе семьи не произошло.
При таких обстоятельствах жилищная комиссия войсковой части N обоснованно отказала Лисову в постановке его составом семьи 3 человека на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, в связи с предоставлением документов, не подтверждающих его право состоять на данном учете, поскольку, как указано выше, предоставленная семье субсидия была рассчитана с учетом жилищных прав заявителя, который в связи с принятием одной из форм содействия в улучшении жилищных условий реализовал свое право на улучшение жилищных условий.
То обстоятельство, что заявитель и члены его семьи в настоящее время обеспечены жилым помещением общей площадью менее учетной нормы на одного человека, не может быть принято во внимание, поскольку, как указывалось выше, право на улучшение жилищных условий ими было реализовано путем добровольного участия в вышеназванной Программе.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции нельзя признать законным и оно в соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права с вынесением по делу нового решения об отказе Лисову в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 2 ст. 328, ст. ст. 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пензенского гарнизонного военного суда от 21 марта 2013 года по гражданскому делу по заявлению представителя заявителя Завалишиной Е.Ю. в интересах военнослужащего войсковой части N гр. Лисова Юрия Михайловича об оспаривании решения жилищной комиссии названной воинской части об отказе в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях для постоянного проживания в связи с неправильным применением норм материального права отменить и принять по делу новое решение:
В удовлетворении заявления представителя заявителя Завлишиной Е.Ю. в интересах военнослужащего войсковой части N прапорщика Лисова Юрия Михайловича об оспаривании решения жилищной комиссии названной воинской части об отказе в признании его нуждающимся в жилых помещениях для постоянного проживания, отказать.
Подлинное за надлежащими подписями.
Судья
Приволжского окружного военного суда А.Г. Баландин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.