Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 14 июня 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Ляпина Н.А.,
судей: Белкина И.В.,
Сафонова К.С.,
при секретаре Масловой О.В.,
с участием представителя должностного лица, чьи действия оспариваются, Серковой Н.С. и представителя третьего лица - ФСБ России Стерликовой О.Б. рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Ткаченко В.П. на решение Саратовского гарнизонного военного суда от 27 марта 2013 года, которым было отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части N гр. Ткаченко Виталия Петровича об оспаривании действий начальника Управления специальных регистраций службы организационно-кадровой работы ФСБ России (далее - УСР СОКР ФСБ России), связанных с отказом в выдаче удостоверения "Ветеран боевых действий".
Заслушав доклад судьи Сафонова К.С. и объяснения представителей должностного лица и третьего лица, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
гр. Ткаченко В.П. с июня 1992 года по май 2002 года проходил военную службу в Пограничной службе ФСБ России. В период с 10 ноября 1994 года по 10 января 1995 года он находился в служебной командировке на территории Республики Таджикистан, где выполнял задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения.
В связи с внесением в раздел III приложения к Федеральному закону "О ветеранах" дополнений, распространивших действие этого закона на лиц, принимавших участие в боевых действиях в Республике Таджикистан в периоды сентябрь - ноябрь 1992 года и с февраля 1993 года по декабрь 1997 года, Ткаченко В.П. обратился в Управление ФСБ России по Саратовской области с заявлением о выдаче ему удостоверения "Ветеран боевых действий", по которому 14 февраля 2012 года было принято положительное решение. Однако в октябре 2012 года ему стало известно об отказе в выдаче названного удостоверения руководителем УСР СОКР ФСБ России.
Находя свои права нарушенными, Ткаченко В.П. обратился в суд с заявлением, в котором, с учетом внесенных уточнений, просил действия названного должностного лица признать незаконными и возложить на него обязанность выдать ему удостоверение "Ветеран боевых действий".
Рассмотрев заявление Ткаченко В.П., Саратовский гарнизонный военный суд своим решением от 27 марта 2013 года отказал в удовлетворении заявленных им требований.
Не соглашаясь с решением гарнизонного военного суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требования в полном объеме.
В обоснование жалобы Ткаченко В.П., приводя собственный анализ норм законодательства о ветеранах и исследованных судом доказательств, утверждает о наличии у него права на отнесение его к категории граждан, являющихся ветеранами боевых действий.
В жалобе указывается, что суд необоснованно не принял во внимание предоставленные заявителем документы и не дал им надлежащей оценки, а положил в основу решения документы, представленные ответчиком, которые не отвечают установленным требованиям, и содержание которых вызывает сомнение. При этом оригинал его личного дела судом исследован не был. Таким образом, заявитель приходит к выводу о нарушении судом требований ст. 67 ГПК РФ, что привело к вынесению неправильного по существу решения.
По мнению заявителя, суд неверно истолковал положения Федерального закона "О ветеранах" и Инструкции, утвержденной постановлением Минздравсоцразвития РФ от 11 октября 2000 года N 69, а также необоснованно сослался на судебные постановления Конституционного Суда РФ, которые, исходя из их содержания, не имеют отношения к рассматриваемому делу.
С учетом изложенного автор жалобы выражает мнение о несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, а также о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Представителем должностного лица Серковой Н.С. на апелляционную жалобу Ткаченко В.П. поданы возражения, согласно которым она просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а названную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителей должностного лица, чьи действия оспариваются, и третьего лица, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Вопреки утверждению заявителя в апелляционной жалобе, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом на основе анализа и оценки совокупности представленных сторонами доказательств, достаточных для правильного разрешения заявленных требований. При этом существенных нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ.
Согласно статье 3 названного Федерального закона к ветеранам боевых действий относятся, в частности, военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к этому Федеральному закону.
Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 307-ФЗ в раздел III приложения к Федеральному закону "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ были внесены дополнения, распространившие действие статей 3 и 4 этого Федерального закона на лиц, принимавших участие в боевых действиях в Республике Таджикистан в периоды сентябрь - ноябрь 1992 года и с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.
Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" установлено, что выдача удостоверения ветерана боевых действий единого образца лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", осуществляется, в частности, федеральным органом исполнительной власти, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий.
Этим постановлением Правительства РФ утверждена "Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий
", согласно пункту 2 которой выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Порядок и условия реализации прав и льгот ветеранов боевых действий, установленных Федеральным законом "О ветеранах", в органах федеральной службы безопасности определены "Инструкцией об организации в органах федеральной службы безопасности работы по оформлению, выдаче и учету удостоверений ветерана боевых действий, их дубликатов и дубликатов свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992 года", утвержденной приказом ФСБ России от 4 декабря 2008 года N 588.
Согласно пунктам 4 и 5 этой Инструкции удостоверения оформляются и выдаются на основании заявлений лиц, при наличии подтверждающих документов, определенных "Инструкцией о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 года N 69.
К таким документам относятся справки архивных учреждений и иные документы, подтверждающие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств, которыми могут служить военные билеты, личные дела, справки о ранениях и контузиях, выписки из приказов о зачислении в списки соответствующей воинской части, наградные материалы, летные книжки и другие документы.
Таким образом, для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия, а именно, принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах", и их участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании приведенного в приложении к этому Федеральному закону Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а следовательно, и право на получение соответствующих мер социальной поддержки. При этом одного лишь факта прохождения службы военнослужащим на таких территориях, без подтверждения участия в боевых действиях, явно недостаточно для наделения лица оговариваемым статусом, к правильному выводу о чем пришел суд первой инстанции. Такой вывод согласуется с правовыми позициями, приведенными в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2011 года N 24-П и определении этого суда от 16 ноября 2006 года N 506-0, которые носят общий характер, вне зависимости от периода и территории участия лиц в боевых действиях, вопреки несогласию заявителя в его апелляционной жалобе.
Судом первой инстанции установлено, что Ткаченко В.П. в период с 10 ноября 1994 года по 10 января 1995 года находился в служебной командировке на территории Республики Таджикистан, что само по себе не указывает на его непосредственное участие в боевых действиях в указанный период, а представленные им вместе с соответствующим заявлением документы, вопреки мнению автора апелляционной жалобы, об этом не свидетельствуют.
Как усматривается из исследованных и правильно оцененных судом первой инстанции материалов, а именно, архивных и иных справок, служебной характеристики и наградных материалов, которые представлялись Ткаченко В.П. вместе с его заявлением в УСР СОКР ФСБ России, а также дополнительно представленных суду сведений из его личного дела, в этих документах каких-либо данных об участии заявителя в боевых действиях не содержится. Архивная справка от 12 января 2012 года N 21/59/Т-14504 свидетельствует лишь о том, что Ткаченко В.П. находился в служебной командировке по выполнению задач защиты конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения. Выписки из послужного списка указывают на отсутствие в графах 13 и 14 сведений об участии заявителя в боевых действий, о полученных в боях ранениях, контузиях. Распространение на заявителя действия Закона РФ от 21 января 1993 г N 4328 - 1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" не является основанием для признания его участником боевых действий. Представленные суду наградные материалы свидетельствуют о награждении заявителя государственной наградой - медалью "За отличие в охране государственной границы" за " ... качественное выполнение работ на авиационной технике, личную дисциплинированность и исполнительность ... ", а также за " ... безупречное несение службы по охране государственной границы ... ", что предусматривается в качестве отдельного основания для награждения, согласно Положению об указанной медали, утвержденному Указом Президента РФ от 7 сентября 2010 года N 1099, наряду с такими основаниями, как - за боевые подвиги и особые заслуги, за храбрость и самоотверженность, проявленные в боевых действиях, за умелое руководство боевыми действиями.
Следовательно, заявителем при его обращении о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, необходимых документов, неоспоримо подтверждающих факт его участия в боевых действиях, представлено не было, а при таких данных начальником указанного Управления не могло быть принято иное решение, чем об отказе в выдаче этого удостоверения, о чем правильно указано в обжалуемом судебном решении. Мнение же заявителя об обратном основано на ошибочном толковании закона.
При этом несостоятелен довод автора апелляционной жалобы о неполноте исследования судом доказательств по делу. Согласно имеющимся в гражданском деле материалам, оригинал личного дела Ткаченко В.П. истребовался из Центрального пограничного архива ФСБ России в Управление ФСБ России по Саратовской области и исследовался соответствующими должностными лицами на предмет нахождения в нем сведений, подтверждающих факт участия заявителя в боевых действиях. Оснований не доверять сделанным из послужного списка Ткаченко В.П. выпискам у суда не имелось. Вместе с тем заявителем суду не представлено каких-либо данных о заинтересованности должностных лиц как УСР СОКР ФСБ России, так и Управления ФСБ России по Саратовской области, в необоснованном отказе ему в праве на социальные льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством РФ о ветеранах.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия находит доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, полностью несостоятельными.
При этом следует также отметить, что оспариваемые действия должностного лица и обжалуемое решение Саратовского гарнизонного военного суда не могут рассматриваться как ограничивающие заявителя в праве на новое обращение о выдаче соответствующего удостоверения в случае представления им (в дополнение к ранее представленным) иных документов, неоспоримо подтверждающих факт его участия в боевых действиях в оговариваемый период времени.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, полностью отвечающим требованиям ст.ст. 195 - 198 ГПК РФ, не согласиться с которым у судебной коллегии оснований не имеется, а приведенные в апелляционной жалобе доводы заявителя не могут быть признаны убедительными и не ставят под сомнение законность принятого решения.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Саратовского гарнизонного военного суда от 27 марта 2013 года по гражданскому делу по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N гр. Ткаченко Виталия Петровича об оспаривании действий начальника Управления специальных регистраций Службы организационно-кадровой работы ФСБ России, связанных с отказом в выдаче удостоверения "Ветеран боевых действий", оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя Ткаченко В.П. - без удовлетворения.
Подлинное за надлежащими подписями.
Судья Приволжского
окружного военного суда К.С.Сафонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.