Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 07 июня 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Ляпина Н.А.,
судей: Иванчикова Д.А.,
Яицкого Р.А.,
при секретаре Вершининой Е.А., с участием представителя Министра обороны Российской Федерации Широниной Г.П. и начальника отдела - старшего помощника военного прокурора Центрального военного округа полковника юстиции Жука Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителей Министра обороны Российской Федерации Шемета А.А. и Луценко А.А. на решение Пензенского гарнизонного военного суда от 11 марта 2013 года, которым удовлетворено заявление бывшего военнослужащего войсковой части N гр. Бархоткина В.В. об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации и начальника Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации, связанных с увольнением заявителя с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части, соответственно.
Заслушав доклад судьи Яицкого Р.А., объяснения представителя Министра обороны Российской Федерации Широниной Г.П. в поддержку доводов апелляционных жалоб, а также заключение начальника отдела - старшего помощника военного прокурора Центрального военного округа полковника юстиции Жука Е.В., полагавшего необходимым решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления Бархоткина В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бархоткин с 2002 года проходил военную службу по контракту на офицерских должностях, в том числе в должности начальника отделения средств защиты санитарно-технического отдела войсковой части N, дислоцированной в городе "адрес", где на состав семьи из двух человек был обеспечен служебным жилым помещением общей площадью 35,96 кв.м.
В связи с организационно-штатными мероприятиями приказом начальника связи Вооружённых Сил Российской Федерации от 25 января 2010 года N 6 он был освобождён от занимаемой должности и зачислен в распоряжение командира войсковой части N.
Этому решению предшествовало обращение Бархоткина по команде с рапортом от 4 декабря 2009 года о досрочном увольнении с военной службы по организационно-штатным мероприятиям при условии обеспечения его, как военнослужащего, имеющего общую выслугу более 10 лет, жилым помещением для постоянного проживания, в связи с чем 22 июня 2010 года он был принят на учёт и включён в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях.
5 октября 2012 года Бархоткин вновь обратился по команде с рапортом, в котором выразил желание продолжить военную службу на соответствующих его воинскому званию должностях и просил не рассматривать ранее поданный им рапорт об увольнении. Однако данная просьба Бархоткина командованием была оставлена без удовлетворения. При этом аттестационной комиссией войсковой части N (протокол N 75/12 от 31 октября 2012 года) в связи с избранием Бархоткиным постоянного места жительства, отличного от последнего места военной службы, где он обеспечен жильём по установленным нормам, принято решение ходатайствовать о его досрочном увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 декабря 2012 года N 2370 Бархоткин досрочно уволен с военной службы в запас по подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с организационно-штатными мероприятиями) и приказом начальника Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации от 21 января 2013 года N 14 исключён из списков личного состава воинской части с 31 января 2013 года.
Полагая, что его увольнение с военной службы не должно было состояться до обеспечения его жилым помещением для постоянного проживания, Бархоткин через своего представителя обратился в суд с заявлением, в котором с учётом уточнённых требований просил признать незаконными соответствующие приказы должностных лиц и восстановить его на военной службе.
Рассмотрев данное заявление, Пензенский гарнизонный военный суд решением от 11 марта 2013 года удовлетворил требования заявителя.
Не согласившись с таким решением, представители Министра обороны Российской Федерации Шемет и Луценко подали апелляционные жалобы, в которых просят его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления Бархоткина.
В обоснование этого Шемет в своей жалобе указывает на то, что Бархоткин проживает в служебной квартире, в которой на каждого члена его семьи приходится более 17 кв.м общей площади жилого помещения. При этом норма площади жилого помещения для принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городе "адрес" установлена в размере 10 кв.м на одного человека, в связи с чем Бархоткин не нуждается в улучшении жилищных условий. Поскольку заявитель по месту службы обеспечен жильём по установленным нормам и избрал иное место жительства, то препятствий для его увольнения с военной службы не имелось.
Кроме того, названный представитель должностного лица указывает, что в рапорте от 4 декабря 2009 года Бархоткин просил командование уволить его с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. При этом в листе беседы от 6 апреля 2012 года он выразил желание об увольнении после оформления с ним договора социального найма. Каких-либо просьб о продолжении военной службы на других воинских должностях он не высказывал. Таким образом, делает вывод автор жалобы, рапорт заявителя от 4 декабря 2009 года был реализован, а его просьба, изложенная в рапорте от 5 октября 2012 года, не подлежала удовлетворению.
В своей апелляционной жалобе Луценко обращает внимание на тот факт, что приказ, которым Бархоткин зачислен в распоряжение командира войсковой части N, не обжалован, в связи с чем требование заявителя о восстановлении в ранее занимаемой должности необоснованно. Поскольку Бархоткин по месту службы обеспечен служебным жильём и состоит в списках очередников на получение жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства, то права заявителя не нарушены и оснований для отмены оспариваемых приказов не имеется.
На апелляционные жалобы помощником военного прокурора Пензенского гарнизона майором юстиции Тихоновым В.И. поданы возражения, в которых он, не соглашаясь с доводами жалоб, просит оставить их без удовлетворения, а решение суда без изменения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах и возражениях на них, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как правильно указал суд в своём решении, в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Изложенное указывает на то, что при реализации жилищных прав военнослужащих, помимо Федерального закона "О статусе военнослужащих", подлежат учёту и другие нормы действующего законодательства, в том числе и жилищного.
В статье 50 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплены понятия нормы предоставления и учётной нормы площади жилого помещения.
В частности, в соответствии с ч. 4 и 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учётной нормой площади жилого помещения (далее - учётная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учётная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно решению Собрания представителей города "адрес" от 11 августа 2005 года N 79-11/4 "Об установлении учётной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в городе "адрес" Пензенской области" для принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях определена норма в размере 10 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Судом бесспорно установлено, что Бархоткин на состав семьи из двух человек в городе "адрес" обеспечен служебным жилым помещением общей площадью 35,96 кв.м, которая значительно превышает указанную выше учётную норму общей площади жилого помещения на одного человека.
При таких данных вывод суда о том, что заявитель по месту службы не обеспечен жилым помещением по установленным нормам, равно как и ссылку в решении на ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", определяющую норму предоставления жилого помещения, а не учётную норму для принятия в качестве нуждающегося в таковом, следует признать ошибочными.
Ошибочными являются и выводы суда относительно невозможности досрочного увольнения Бархоткина в связи с организационно-штатными мероприятиями, в том числе без предоставления ему жилого помещения.
В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получившие в связи с этим офицерское воинское звание (начиная с 1998 года), к которым относится заявитель, на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при увольнении с военной службы, в том числе в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
Анализ приведённых норм Федерального закона позволяет прийти к выводу о том, что право данной категории военнослужащих на обеспечение жильём в установленном выше порядке возникает при их увольнении с военной службы по соответствующему основанию. Именно это своё право и реализовал заявитель.
Как видно из материалов дела, в связи с организационно-штатными мероприятиями (сокращением занимаемой воинской должности) Бархоткин 4 декабря 2009 года обратился по команде с рапортом о досрочном увольнении с военной службы по указанному основанию. При этом он, как военнослужащий, имеющий общую выслугу более 10 лет, просил обеспечить его жилым помещением для постоянного проживания, о чём прямо указал в рапорте и листе беседы от 4 декабря 2009 года. Впоследствии, будучи освобождённым от занимаемой должности и зачисленным в распоряжение соответствующего командира, он установленным порядком с 22 июня 2010 года был принят на учёт и включён в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе после уточнения избранного места жительства, в городе "адрес". При этом, как следует из копии извещения от 29 декабря 2010 года N 0027772 о распределении жилого помещения, Бархоткин 30 марта 2011 года отказался от квартиры в городе "адрес" в связи с тем, что его не устроила планировка и расположение на 14-м этаже. Вместе с тем согласно копии послужного списка заявителя срок действия контракта о прохождении военной службы у него истёк 21 июня 2010 года.
При таких обстоятельствах, вопреки решению суда первой инстанции, у командования и аттестационной комиссии войсковой части N отсутствовали основания для положительного разрешения рапорта Бархоткина от 5 октября 2012 года о желании продолжить военную службу и удовлетворения просьбы заявителя не рассматривать ранее поданный рапорт об увольнении.
Поскольку Бархоткин по месту прохождения военной службы был обеспечен жилым помещением по установленным нормам и признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства, то в силу действующего законодательства у него не имелось оснований претендовать на социальную гарантию, установленную абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Следовательно, у должностных лиц, чьи действия оспариваются, не было препятствий для увольнения заявителя с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части.
В связи с тем, что юридически значимые обстоятельства гражданского дела в полной мере исследованы в суде первой инстанции, а ошибочность судебного решения связана с неправильной их оценкой, обусловившей несоответствие выводов суда установленным обстоятельствам и неправильное применение норм материального права, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления Бархоткина.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329, п. 3, 4 ч. 1 и ч. 2 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пензенского гарнизонного военного суда от 11 марта 2013 года по гражданскому делу по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N гр. Бархоткина В.В. об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации и начальника Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации, связанных с увольнением заявителя с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части, соответственно, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права отменить.
Принять по делу новое решение, изложив его в следующей редакции:
- В удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части N гр. Бархоткина В.В. об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации и начальника Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации, связанных с увольнением заявителя с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части, соответственно, отказать.
Подлинное за надлежащими подписями.
Судья Приволжского окружного военного суда Р.А. Яицкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.