Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
в составе:
председательствующего Яроцкой Н.В.,
судей Рубанова Р.В. и Орловой О.П.,
при секретаре Павлович О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Буркова В.В. и Бурковой М.В. на решение Псковского городского суда Псковской области от 22 марта 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Буркову В.В. и Бурковой М.В., действующим в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Б.А., Б.Н. и Б.В., к Территориальному управлению города Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области о признании участниками областной долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей Псковской области на 2011-2015 годы" отказать.
Выслушав доклад судьи Яроцкой Н.В., объяснения истца Буркова В.В. и его представителя Платонова В.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бурков В.В. и Буркова М.В., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Б.А., *** года рождения, Б.Н. и Б.В., *** года рождения, обратились в суд с иском к Территориальному управлению города Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области о признании участниками областной долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей Псковской области на 2011-2015 годы".
В обоснование иска указали, что в 2012 году они обратились к ответчику с заявлением о включении в состав участников вышеуказанной программы в связи с заключением 25.03.2010 года с Администрацией города Пскова договора мены жилыми помещениями в соответствии с Постановлением Администрации города Пскова от 19.03.2010 N 499 и Положением "О предоставлении ипотечных кредитов молодым семьям города Пскова", утвержденным Постановлением Псковской городской Думы от 27.01.2004 N 209, однако сообщением от 26.10.2010 N им в удовлетворении этого заявления было отказано на основании подпункта "б" абзаца 2 пункта 20 Правил предоставления социальных выплат молодым семьям, в связи с тем, что ими не была представлена копия кредитного договора (договора займа), заключенного в период с 01 января 2006 года по 31 декабря 2010 года включительно.
В судебном заседании истцы свой иск поддержали.
Представитель ответчика в суд не явился, представив письменные возражения на иск, в которых настаивал на том, что заключенный между Администрацией города Пскова и семьей Бурковых договор не является кредитным договором или договором займа.
Представитель Управления по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова Швецова В.В. и представитель Администрации города Пскова Хмелёв С.Н. оставили разрешение спора на усмотрение суда, пояснив, что истцы состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях с 2008 по 2010 год и были сняты с учета, как обеспеченные жилым помещением в порядке, определенном Положением о предоставлении ипотечных жилищных кредитов молодым семьям города Пскова, утвержденным Постановлением Псковской городской Думы от 27.01.2004 N 209.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос о его отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении иска.
В обоснование жалобы указано, что поскольку договор между истцами и Администрацией города Пскова заключался в соответствии с Постановлением Администрации города Пскова от 19.03.2010 N 499 и Положением "О предоставлении ипотечных жилищных кредитов молодым семьям города Пскова", данный договор попадает под категорию договоров ипотечного кредитования. Кроме того, истцы ссылаются на то, что они хотели принять участие в областной программе не с целью улучшения жилищных условий, а с целью получения социальных выплат и погашения ипотечного кредита, поскольку таких выплат они ранее не получали и вынуждены погашать взятый ими ипотечный кредит самостоятельно.
В своих возражениях ответчик считает доводы апелляционной жалобы не обоснованными и просит об оставлении жалобы без удовлетворения.
Не явившиеся в суд апелляционной инстанции истица Буркова М.В., представитель ответчика и представители Администрации города Пскова и Управления по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова, извещенные о времени и месте судебного заседания, об отложении судебного разбирательства в связи с их неявкой не заявили, поэтому судебная коллегия с учетом мнения присутствующих лиц сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие вышеуказанных лиц.
Проверив материалы дела с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на неё, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Постановлением Администрации Псковской области от 27.01.2011 N 24 утверждена областная долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей Псковской области на 2011-2015 годы", направленная на реализацию одного из приоритетных направлений приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, одной из подпрограмм которой является подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Целью данной областной программы является предоставление государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, для приобретения ими жилья или строительства индивидуального жилого дома на территории Псковской области.
Задачами программы являются:
разработка и внедрение механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в приобретении ими жилья или строительстве индивидуального жилого дома на территории Псковской области;
привлечение финансовых средств бюджетов различных уровней для оказания поддержки (содействия) в обеспечении молодых семей благоустроенным жильем;
создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома, в том числе ипотечные жилищные кредиты.
В целях реализации этой программы Администрация Псковской области постановлением от 10.05.2011 N 165 утвердила Правила предоставления социальных выплат молодым семьям в рамках областной долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей Псковской области на 2011-2015 годы".
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 названных Правил социальная выплата на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома может направляться для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Согласно подпункту "б" пункта 6 Правил одним из условий участия молодой семьи в программе является её нуждаемость в жилом помещении.
В силу подпунктов "д" и "е" пункта 15.1 Правил для участия в программе в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 данных Правил, молодая семья в числе прочих документов должна представить копию кредитного договора (договора займа), заключенного в период с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2010 г. включительно, и документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении на момент заключения кредитного договора (договора займа).
Подпунктом "б" абзаца 2 пункта 20 Правил определено, что непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 15.1 данных Правил является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей программы.
Из материалов дела видно, что 26.10.2012 года ответчик отказал истцам в признании их семьи участницей программы именно по этому основанию в связи с непредставлением копии кредитного договора (договора займа), заключенного в период с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2010 г. включительно.
Судом установлено, что 25.03.2010 года между Бурковым В.В. и Бурковой М.В., признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, и Муниципальным образованием "Город Псков" в лице Администрации города Пскова в порядке, определенном Положением "О предоставлении ипотечных жилищных кредитов молодым семьям города Пскова", утвержденным Постановлением Псковской городской Думы от 27.01.2004 N 209, был заключен договор мены жилыми помещениями.
По условиям данного договора Администрация города Пскова передала Буркову В.В. и Бурковой М.В., действующим за себя и в интересах несовершеннолетних детей Б.А., Б.Н. и Б.В., в общую долевую собственность по */* доле каждому трехкомнатную квартиру общей площадью *** кв.м, в том числе жилой площадью *** кв.м, находящуюся по адресу: "адрес", а Бурковы, в свою очередь, передали в муниципальную собственность принадлежащую им квартиру, находящуюся по адресу: "адрес", общей площадью *** кв.м, в том числе жилой площадью *** кв.м.
Пунктами 6 и 7 договора определено, что разница в стоимости между обмениваемыми квартирами, которая составила *** руб., должна быть выплачена в рассрочку на *** месяца до *** года с размером ежемесячных платежей *** руб., при этом процентная ставка на предоставленную сумму кредита не начисляется до достижения несовершеннолетних детей Бурковых возраста 18 лет.
Копиями свидетельств о государственной регистрации права подтверждено, что 31.03.2010 года за истцами и их несовершеннолетними детьми было зарегистрировано право собственности на приобретенное по указанному договору жилое помещение.
Согласно пункту 1.3 Положения о предоставлении ипотечных жилищных кредитов молодым семьям города Пскова, утвержденного постановлением Псковской городской Думы от 27.01.2004 N 209, граждане, воспользовавшиеся правом приобретения жилья с предоставлением ипотечного жилищного кредита, снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в городе Пскове после государственной регистрации перехода прав собственности на приобретенное жилье.
Отказывая в иске, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцы не могут быть признаны участниками областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей Псковской области на 2011-2015 годы" на основании подпункта "а" абзаца 2 пункта 20 Правил предоставления социальных выплат молодым семьям в рамках этой программы, поскольку они улучшили свои жилищные условия в результате предоставления Администрацией города Пскова ипотечного жилищного кредита на льготных условиях и в настоящее время не являются нуждающимися в жилом помещении, а вышеуказанный договор мены от 25.03.2010 года по своей сути не является кредитным договором или договором займа, так как денежные средства по нему Бурковым не передавались и Администрация города Пскова не является кредитной, банковской организацией.
Данный вывод суда соответствует вышеприведенным нормативным положениям и обстоятельствам дела, и оснований считать его неправильным судебная коллегия не усматривает.
По смыслу вышеуказанных правовых норм, исходя из целей и задач областной долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей Псковской области на 2011-2015 годы", под кредитным договором (договором займа), копия которого должна быть представлена молодой семьей для участия в программе, следует понимать договоры, заключенные с банками и другими организациями, предоставляющими кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома, в том числе ипотечные жилищные кредиты, к каковым Администрация города Пскова не относится, и именно в результате участия в данной программе должны быть улучшены жилищные условия этой молодой семьи.
В рассматриваемой ситуации Администрация города Пскова заключила с истцами договор от 25.03.2010 года не в качестве банковской или иной организации, предоставляющей кредиты и займы для приобретения жилья или строительства жилого дома, а как орган местного самоуправления, занимающийся реализацией муниципального проекта, разработанного в целях развития системы ипотечного жилищного кредитования, создания условий поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы и для улучшения демографической ситуации в городе Пскове в соответствии федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675, и входящей в нее подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2002 N 638.
В результате реализации этого муниципального проекта истцы, принявшие участие в нем на добровольной основе, улучшили свои жилищные условия, а потому оснований для признания их семьи участниками областной долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей Псковской области на 2011-2015 годы" не имеется.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании подлежащих применению при разрешении спора норм материального права, противоречат целям и задачам вышеуказанной областной долгосрочной целевой программы и, являясь несостоятельными, поводом к отмене принятого по делу решения суда послужить не могут.
Руководствуясь изложенным и ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Псковского городского суда Псковской области от 22 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Буркова В.В. и Бурковой М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Яроцкая Н.В.
Судьи: Рубанов Р.В.
Орлова О.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.