Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Корниловой Т.Г.
судей Перфиловой А.В., Качаевой Т.А.
с участием прокурора Шаталовой О.В.
при секретаре Кураян О.С.,
рассмотрев в судебном заседании по докладу судьи Перфиловой А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Азовского района, Ростовской области на решение Азовского городского суда Ростовской области от 28 февраля 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Азовский межрайонный прокурор, действующий в интересах Литовкиной Э.В. обратился в суд с иском к Администрации Азовского района, Ростовской области, Правительству Ростовской области, третье лицо: Министерство территориального развития архитектуры и градостроительства Ростовской области, с требованием об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
В обоснование заявленных исковых требований сослался на то, что Литовкина Э.В., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА рождения, относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители Литовкиной Э.В. не имели собственного жилья, и за ней жилое помещение в соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не закреплялось. Литовкина Э.В. подлежит обеспечению жильем Администрацией Азовского района Ростовской области в соответствии с положениями Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 г. N499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Администрацией Азовского района, Ростовской области были направлены соответствующие документы квартирного учета в Администрацию Ростовской области для принятия решения по вопросу финансирования приобретения жилой площади для Литовкиной Э.В ... Кроме этого, истцовая сторона указала, что Литовкина Э.В. состоит в общеобластном списке с 21.09.2010 г., согласно которого подлежала обеспечению жилым помещением в 2012 г., но не обеспечена им.
В силу изложенного, прокурор просил обязать Администрацию Азовского района, Ростовской области предоставить Литовкиной Э.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений и обязать Правительство Ростовской области выделить денежные средства для приобретения жилого помещения специализированного жилищного фонда Литовкиной Э.В..
Литовкина Э.В. и действующий в ее интересах помощник прокурора Азовской межрайонной прокуратуры Тапилина Д.В. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Азовского района, Ростовской области по доверенности Дударева У.Н. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска.
Ответчик -представитель Правительства Ростовской области и представитель третьего лица Министерства территориального развития архитектуры и градостроительства Ростовской области в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом. Правительство Ростовской области направило отзыв, в котором просил в иске отказать.
Дело в отсутствие не явившихся лиц рассмотрено судом первой инстанции в порядке ст.167 ГПК РФ.
Решением Азовского городского суда, Ростовской области от 28 февраля 2013 г. исковые требования Азовского межрайонного прокурора в интересах Литовкиной Э.В. удовлетворены частично.
Суд обязал Администрацию Азовского района, Ростовской области предоставить Литовкиной Э.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал.
Не согласившись с постановленным решением, Администрация Азовского района, Ростовской области, в лице представителя по доверенности Дударевой У.Н., подала апелляционную жалобу, указав на то, что решение суда вынесено с нарушением и при неправильном применении и неприменении норм материального права, подлежащих применению, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Так, автор жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции при вынесении решения не применены положения Областного Закона Ростовской области от 22.06.2006 г. N499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Областного закона Ростовской области от 22.10.2004 г. N165-ЗС "О социальной поддержке детства в Ростовской области", Областного закона Ростовской области "О специализированном жилищном фонде Ростовской области", Положения Постановления Правительства Ростовской области от 25.06.2012 г. N539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Литовкина Э.В. поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении согласно вышеназванным нормам права, включена в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением в трехлетний период с 2013 г. по 2015 г ... Таким образом, она не лишена права быть обеспеченной жилым помещением в установленном законом порядке. Суд первой инстанции в решении устанавливает иной порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушая нормы материального права.
Также податель жалобы обращает внимание на то, что, предоставляя жилую площадь вне очереди обратившемуся в суд за защитой своих прав лицу, имеющему право на внеочередное обеспечение жильем, суд нарушает жилищные права других обладающих таким же правом лиц, ранее вставших на учет.
По мнению заявителя жалобы, ни областным, ни федеральным законодательством не возложено на органы местного самоуправления обязанности по использованию собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий, а предоставлено им такое право, в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования. Однако, Уставом МУ "Азовский район" подобных случаев и порядка не установлено.
Также в жалобе указано на то, что судом не применены положения ч. 3 ст. 136 Бюджетного Кодекса РФ, поскольку именно эта норма распространяется на муниципальное образование "Азовский район". Не применены, подлежащие применению Жилищный Кодекс РФ и Федеральный закон от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
На основании изложенного, податель жалобы просит отменить решение суда и принять новое решение, которым в иске прокурору отказать.
В силу ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, не представивших доказательств уважительности причин своей неявки, выслушав представителя Администрации Азовского района, Ростовской области Дудареву У.Н. по доверенности от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по доверенности, Литовкину Э.В., прокурора Шаталову О.В., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Постанавливая обжалуемое решение, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст. 57, 109.1 ЖК РФ, Федеральным законом от 21 декабря 2006 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Областным Законом Ростовской области от 22.06.2006 г. N499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и исходил из того, что Литовкиной Э.В., имеющей право на дополнительную гарантию в виде обеспечения жилым помещением по действующему законодательству и окончившей обучение в образовательном учреждении, не предоставлено жилое помещение ни по договору социального найма, ни по договору найма специализированных жилых помещений.
Суд первой инстанции установил, что мать Литовкиной Э.В. решением Азовского городского суда, Ростовской области от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА объявлена умершей, отца Литовкина Э.В. никогда не видела и не знала. На основании постановления Главы Администрации Азовского района, Ростовской области от 15 февраля 2006 г. N 137 опекуном над несовершеннолетней Литовкиной Э.В. назначен [ФИО]1.
Литовкина Э.В. проживает в жилом помещении по договору найма по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Кроме этого,суд первой инстанции установил, что постановлением Администрации Елизаветинского сельского поселения, Азовского района, Ростовской области от 03 сентября 2010 г. N 196 Литовкина Э.В. поставлена на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи 1 человек.
В 2012 г. Литовкина Э.В. окончила Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области " ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА" по специальности - ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.
Литовкина Э.В. по ходатайству Администрации Азовского района Ростовской области была включена в согласованный министром строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области и утвержденный министром общего и профессионального образования Ростовской области общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в трехлетний период с 2013 по 2015 годы.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации).
Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, установленные Федеральным законом обязательства не исполнило, имеет место нарушение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку их право на получение жилья не реализовано. Нахождение в списках нуждающихся, выделение субвенций на приобретение жилья, заключение муниципальным образованием договора на строительство жилья для указанной категории лиц, с последующим предоставлением жилья после ввода объекта в эксплуатацию, нельзя расценивать как отсутствие нарушения прав указанной категории лиц, поскольку их право на обеспечение жилыми помещениями, как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент обращения в суд, не реализовано, жилье не получено.
На территории Ростовской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 г.N499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу статьи 1 указанного Закона исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего Областного закона, устанавливается областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области (ст. 2 указанного Закона).
Суд установил, что до настоящего времени Литовкина Э.В. не обеспечена жилым помещением, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на основании изложенного пришел к обоснованному выводу о возложении на Администрацию Азовского района, Ростовской области обязанности по восстановлению нарушенных прав истца по получению жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Азовского межрайонного прокурора в части возложения обязанности на Правительство Ростовской области выделить денежные средства на приобретение для Литовкиной Э.В. жилого помещения специализированного жилого фонда, суд исходил из того, что действующий порядок финансового обеспечения государственных полномочий, переданных Ростовской области, является нормативно установленным и решение суда не должно его подменять. При этом, обязанность по обеспечению истца жилым помещением вне очереди за счет средств бюджета субъекта РФ суд правильно возложил на орган исполнительной власти по месту регистрации истца в качестве нуждающегося в жилье - Администрацию Азовского района, Ростовской области.
Довод апелляционной жалобы о том, что обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, производится за счет средств федерального и (или) областного бюджета, направлен на неправильное толкование норм материального права. Порядок и сроки расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) установлены Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 N539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)" (вместе с Положениями).
Ссылка в жалобе на то, что Литовкина Э.В. не лишена права быть обеспеченной жилым помещением в соответствии с законодательством РФ, поскольку она поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением в трехлетний период с 2013 г. по 2015 г., является несостоятельной, поскольку, при рассмотрении данного спора, правовое значение имеет то обстоятельство, что на момент обращения в суд право на обеспечение Литовкиной Э.В. жилым помещением как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент обращения в суд, реализовано не было.
Довод жалобы о том, что суд нарушил требования ч.3 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ, основан на ошибочном понимании апеллянтом правоотношений сторон и неправильном толковании по своему усмотрению норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В целом указанным доводам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка и мотивированные выводы, которые судебная коллегия признает обоснованными, подробно изложены в обжалуемом решении. Оснований для иной оценки установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Постановленное по делу решение отвечает требованиям ст. 196 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу ст. 330 ГПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, судом первой инстанции допущено не было, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, а постановленное по делу решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Азовского городского суда Ростовской области от 28 февраля 2013 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Азовского района, Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.