судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей: Захарова С.В., Пияковой Н.А.,
при секретаре Елютиной И.Е.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе Кондуковой А.В. на решение Октябрьского районного суда г.Самары от 13 марта 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Кондуковой А.В. отказать в полном объеме".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Захарова С.В., доводы представителя Кондуковой А.В. - Цветковой С.М. (по доверенности) в поддержание жалобы, объяснения представителя МКУ г.о.Самара "Центр обеспечения мер социальной поддержки населения" - Хамитовой М.В. (по доверенности) и представителя Государственного учреждения - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ - Казаковой С.В. (по доверенности), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ Кондукова А.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления социальной поддержки и защиты населения Октябрьского района г.Самары в назначении и выплате пособия по уходу за ребенком.
Требования мотивированы тем, что Кондукова А.В. обратилась в Управление социальной поддержки и защиты населения Октябрьского района г.Самары по вопросу назначения пособия по уходу за ребенком ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ г.рождения. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N Управление отказало ей в назначении и выплате пособия по уходу за ребенком за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на том основании, что органы социальной защиты выплачивают вышеуказанное пособие гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию. Выплата пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному страхованию, производится за счет средств Фонда социального страхования РФ, куда заявителю и рекомендовано обратиться.
С данным отказом заявитель не согласна, поскольку ранее Фондом также было отказано в выплате пособия по уходу за ребенком в спорный период, в связи с невнесением ею страхового взноса в 2010 году. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Самарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее ГУ - СРО ФСС РФ) предложило Кондуковой А.В. обратиться в орган социальной поддержки и защиты населения по месту жительства как лицу, не подлежащему обязательному страхованию.
Поскольку выплата пособия за спорный период уполномоченными органами не произведена, Кондукова А.В. с учетом уточнений просила признать незаконным отказ Управления социальной поддержки и защиты населения Октябрьского района г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ N в выплате пособия по уходу за ребенком и обязать Муниципальное казенное учреждение г.о.Самара "Центр обеспечения мер социальной поддержки населения" (далее МКУ г.о. Самара "ЦОМСПН") начислить и выплатить пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, просила восстановить срок на подачу заявления в связи с тем, что о вынесенном решении от ДД.ММ.ГГГГ ей стало известно только в начале сентября 2012 года, в установленный срок подать заявление не смогла по причине юридической неграмотности и нахождения на дневном стационаре с ребенком.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Кондукова А.В. просит решение суда отменить, требования удовлетворить, ссылается на то, что правоотношения по обязательному социальному страхованию, в связи с неуплатой в установленный срок страховых взносов прекратились ДД.ММ.ГГГГ.
В заседании судебной коллегии представитель Кондуковой А.В. - Цветкова С.М. доводы жалобы поддержала, представитель МКУ г.о.Самара "ЦОМСПН" - Хамитова М.В. и представитель ГУ СРО ФСС - Казакова С.В. просили решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 19.05.1995 N81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В силу ч.3 ст.2 Федерального закона от 29.12.06 N255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" индивидуальные предприниматели подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.4, ч.6, ч.7 ст.4.5 Федерального закона от 29.12.06 N255-ФЗ уплата страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, производится не позднее 31 декабря текущего года, начиная с года подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими в соответствии с частью 4 настоящей статьи страховых взносов в размере, определяемом в соответствии с частью 3 настоящей статьи, за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.
В случае, если лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не уплатило страховые взносы за соответствующий календарный год в срок до 31 декабря текущего года, имевшиеся между ним и страховщиком правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством считаются прекратившимися.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Кондукова А.В. обратилась в Филиал N7 ГУ СРО ФСС РФ с заявлением о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, была зарегистрирована в Филиале качестве индивидуального предпринимателя. При обращении в Фонд в 2011 году за выплатой пособия по уходу за ребенком ей отказано в данной выплате, в связи с неуплатой страхового взноса в 2010 году.
Согласно справке Филиала N7 ГУ-СРО ФСС РФ от ДД.ММ.ГГГГ Кондукова А.В. страховых отчислений не производила, снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ на основании личного заявления, пособия при рождении ребенка ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, и по уходу за ребенком до полутора лет ей не назначались и не выплачивались.
Письмом ГУ-СРО ФСС РФ от ДД.ММ.ГГГГ Кондуковой А.В. рекомендовано обратиться за назначением и выплатой пособия по уходу за ребенком в орган социальной поддержки и защиты населения по месту жительства как лицу, не подлежащему обязательному социальному страхованию.
ДД.ММ.ГГГГ Кондукова А.В. обратилась в Управление социальной поддержки и защиты населения Октябрьского района г.Самары с заявлением о назначении пособия по уходу за ребенком Кондуковым М.А., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения.
Как следует из письма Управления от ДД.ММ.ГГГГ N, Кондуковой А.В. назначено пособие по уход уза ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В назначении и выплате пособия через органы социальный защиты населения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отказано на том основании, что в указанный период Кондукова А.В. являлась лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, государственные пособия которому выплачиваются за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Органы социальной защиты населения выплачивают вышеуказанное пособие гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, указанным в пп. "в"-"ж" п.39 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.09 N1012н, за счет средств, выделяемых федеральным бюджетом.
Таким образом, поскольку в спорный период времени Кондукова А.В. являлась лицом, фактически осуществляющим уход за ребенком, подлежащим обязательному социальному страхованию, в связи с материнством, находилась в правоотношениях по обязательному социальному страхованию, у органа социальной защиты населения отсутствовали основания для назначения и выплаты ей пособия по уходу за ребенком за указанный период.
При таких обстоятельствах выводы суда о том, что Управление социальной поддержки и защиты населения Октябрьского района г.Самары действовало в соответствии с законом, являются правильными, ввиду чего решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требований подлежит оставлению без изменения.
Доводы апелляционной жалобы о прекращении между Кондуковой А.В. и Фондом правоотношений по обязательному социальному страхованию до ДД.ММ.ГГГГ являются несостоятельным, противоречат материалам дела.
В соответствии с Правилами уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.10.09 N790, прекращение правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством оформляется решением соответствующего территориального органа Фонда социального страхования.
В данном случае решение о прекращении с Кондуковой А.В. правоотношений по обязательному социальному страхованию принято ДД.ММ.ГГГГ, с указанной даты она снята с регистрационного учета, следовательно, на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, несмотря на неуплату страховых взносов, заявитель считалась лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию.
Судом также правомерно учтены положения статьи 256 ГПК РФ, в силу которой срок обращения в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего составляет три месяца со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод.
Уважительных причин пропуска срока для оспаривания решения органа социальной защиты населения заявителем не представлено. Обращение в ФСС и прокуратуру не препятствует одновременному обращению в суд с соответствующим заявлением.
Пропуск без уважительных причин срока на обращение в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Самары области от 13 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.