Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего -Сказочкина В.Н.,
судей: Минеевой О.Г., Захарова С.В.,
при секретаре: Моревой Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Колпаносова А.И. на заочное решение Самарского районного суда г. Самары от 19 декабря 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Колпаносов А.И. обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия должностных лиц, указав, что является майором запаса, проходил военную службу в/ч N г. Чита, ДД.ММ.ГГГГ уволен из рядов ВС РФ по собственному желанию. При увольнении представителями КЭЧ ему выданы все необходимые документы для постановки на учет в очередь для получения жилья. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением и соответствующими документами в Центральное региональное управления жилищного обеспечения МО РФ Самарский отдел. Однако до настоящего времени ответа из Самарского отдела по постановке в очередь, либо отказе он не получал. Согласно списку очередников в получении жилья по Самарскому отделу, размещенному в Интернете, Колпаносов А.И. и члены его семьи в очередь на улучшение жилищных условий поставлены не были.
Колпаносов А.И. просил восстановить его нарушенное бездействием должностных лиц (начальника Центрального регионального управления жилищного обеспечения Министерства обороны РФ и начальника Центрального регионального управления жилищного обеспечения Министерства обороны РФ N 1 отдел г. Самары) право, признав за ним членами его семьи право на постановку в очередь нуждающихся в жилых помещениях, возложив обязанность поставить их на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, взыскать компенсацию морального вреда 50000руб.
Заочным решением Самарского районного суда г. Самары от 19.12.2012 г. заявление Колпаносов А.И. удовлетворено частично. Суд согласился, что ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ и первый отдел ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" допустили бездействие, выразившееся в не принятии решения по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, и обязал устранить допущенные нарушения.
В апелляционной жалобе Колпаносов А.И. просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, удовлетворить полностью его требования.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, заявление и соответствующие документы в уполномоченный орган первый отдел ФГУ "Центрального регионального управления жилищного обеспечения" МО РФ для решения вопросов о постановке в очередь на получение жилой площади поданы заявителем ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени решение о принятии на учет или отказе в принятии на учет истцом не получено, как указано в заявлении,- в списках очередников в получении по Самарскому отделу, размещенному на официальном сайте в Интернете заявитель и члены его семьи на улучшение жилищных условий поставлены не были.
Частью 5 ст. 52 ЖК РФ установлен срок принятия решения о постановке на учет или об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях- не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.
Согласно ч.6 ст. 52 ЖК РФ не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N 512, в случае признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учет).
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченными органами не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченные органы заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил (далее - документы).
В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.
Форма решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) устанавливается федеральными органами.
Уполномоченные органы не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) выдают или направляют военнослужащим, подавшим заявление, предусмотренное пунктом 3 настоящих Правил, указанное решение с приложением заверенных уполномоченными органами копий рассмотренных документов.
Поскольку суду не представлено доказательств принятия решения по заявлению Колпансова А.И. и направления в его адрес соответствующих сведений, суд обоснованно пришёл к выводу о том, что требования Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих не исполнено. ФГУ "Центрального регионального управления жилищного обеспечения" МО РФ и первый отдел ФГУ "Центрального регионального управления жилищного обеспечения" МО РФ в нарушении действующих правил не направили заявителю ответа по существу поступившего от Колпаносова А.И. заявления.
Вместе с тем, требования заявителя о признании за ним права на постановку на учет и о возложении обязанности поставить его и членов его семьи на учет (в очередь) нуждающихся в жилом помещение, как правильно указа не подлежит удовлетворению, поскольку заявленные требования не подтверждены необходимыми документами, установленными п.5 Правил.
Также судом обоснованно оставлены без удовлетворения требования о взыскании компенсации морального вреда, поскольку в соответствии с положениями статьи 151 ГК РФ компенсация морального вреда возможна только в случае причинения гражданину физических или нравственных страданий, действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.
Суд верно исходил из того, что доказательств, свидетельствующие о причинении Колпаносову А.И. физических и нравственных страданий, представлено не было, возможность компенсации морального вреда при оспаривании действий (бездействий) органов государственной власти законом не предусмотрена.
Несостоятельна ссылка в апелляционной жалобе на ч.1 ст. 16 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" которой предусмотрена компенсация морального вреда, причиненного незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения.
Согласно ч.1 и ч. 2 ст. 1 названного закона настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Порядок рассмотрения заявление Колпаносова А.И. Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ предусмотрен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Самарского районного суда г. Самары от 19 декабря 2012 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Колпаносова А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.