судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего судьи - Салдушкиной С.А.
судей - Самчелеевой И.А., Маркина А.В.
при секретаре - Елютиной И.Е.
с участием прокурора- Пискаревой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации г.о. Сызрань Самарской области на решение Сызранского городского суда Самарской области от 18 марта 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора города Сызрани в интересах Малышева СС к Администрации городского округа Сызрань о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору найма специализированного жилого помещения-удовлетворить.
Обязать Администрацию г. о. Сызрани предоставить Малышеву СС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилого помещения, не ниже установленных социальных норм".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Салдушкиной С.А., заключение прокурора Пискаревой И.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Сызрани обратился в суд с иском в интересах Малышева С.С. к администрации г.о. Сызрань о возложении обязанности по предоставлению Малышеву С.С. благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм, указав в обоснование иска, что Малышев СС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот, в связи с чем в настоящее время имеет право на внеочередное обеспечение со стороны ответчика жилым помещением.
Однако Малышев С.С. до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, чем нарушено его право на жилище, гарантированное Конституцией РФ.
Ссылаясь на изложенное, прокурор г. Сызрани просил суд предоставить Малышеву С.С. жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям не ниже установленных социальных норм.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация г.о. Сызрань Самарской области просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что действует в пределах выделенных финансовых средств за счет бюджета Самарской области.
В судебное заседание представитель администрация г.о. Сызрань Самарской области не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Малышев С.С. также в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, в совокупности с исследованными доказательствами, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что Малышева СС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается копией свидетельства о рождении, решением районного суда г. Сызрани Самарской области от 11.11.1999 года.
В настоящее время Малышев С.С. является студентом 4 курса в "данные изъяты" с периодом обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ ГБОУ СПО СКИК.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, справке Сызранского филиала ГУП "ЦТИ" от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о правах Малышева С.С. на объекты недвижимого имущества в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют, в реестре собственников по г.о. Сызрань Малышев С.С. не числится.
Как следует из справки Управления по вопросам семьи, материнства и детства администрации г.о. Сызрань от ДД.ММ.ГГГГ Малышев С.С. поставлен на регистрационный учет лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
Из материалов дела следует, что Малышев С.С. обратился к прокурору г.о. Сызрань с просьбой оказать содействие в получении жилья, т.к. является сиротой, закрепленного жилого помещения за ним не имеется.
До настоящего времени Малышев С.С. жилым помещением не обеспечен, социальная выплата ему не предоставлена, что не оспаривалось сторонами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
На основании п.8 ч.1 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 2 ст. 92 ЖК РФ (ред. от 25.12.2012) в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. 29.02.2012 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Законом Самарской области "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области", предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действие настоящего Закона распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Самарской области и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств по основаниям, предусмотренным в целях реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В силу ч.5 ст. 2 вышеуказанного Закона Самарской области жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодно для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства РФ, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В соответствии с п.1 ч.3 вышеуказанного Закона Самарской области детям-
сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится местожительство указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что Малышев С.С. в настоящее время имеет право на внеочередное и незамедлительное обеспечение со стороны администрации городского округа Сызрань жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, однако, поскольку до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, что нарушает его право на жилище, гарантированное Конституцией РФ, то заявленные в его интересах исковые требования прокурора г.о. Сызрань являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы о финансировании ответчика только за счет средств, предоставляемых из Федерального и областного бюджетов, не принимаются судебной коллегией во внимание, поскольку обязанность по предоставлению жилья либо социальных выплат на его приобретение законом не связывается с наличием для этого достаточных средств и источников финансирования.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 18 марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г.о. Сызрань самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления определения в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.