Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Минеевой О.Г.,
судей Сивохина Д.А. и Захарове С.В.,
при секретаре: Елютиной И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе У МВД России по г.Тольятти Самарской области на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 25 марта 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Прокурора Центрального района г. Тольятти в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Управление МВД России по г. Тольятти устранить нарушения требований пожарной безопасности в камере задержанных в административном порядке ОП N 24 У МВД России по г. Тольятти по адресу: "адрес" - демонтировать горючие материалы в общем коридоре (эвакуационный путь) камеры для задержанных в административном порядке путем удаления со стен масляной краски, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать У МВД России по г. Тольятти устранить нарушения требований Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.10.2003 г. N 627 - оборудовать комнаты камеры для задержанных в административном порядке ОП N 24 У МВД России по г. Тольятти по адресу: "адрес" скамьями (диванами), а также местами для сна в ночное время в соответствии с нормой площади, установленной данным Положением в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя У МВД России по г.Тольятти - Покатилова С.Н. (по доверенности) в поддержание доводов апелляционной жалобы, прокурора Фоминой И.А., возражавшей против отмены суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района г. Тольятти обратился в суд с иском к Отделу полиции N 24 Центрального района УМВД России по г.о. Тольятти и УМВД России по г. Тольятти Самарской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и требований противопожарной безопасности.
В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Центрального района г. Тольятти совместно со специалистом ОНД г.о. Тольятти и м. р. Ставропольский проведена проверка соблюдения требований правил пожарной безопасности, а также условий содержания лиц, задержанных в административном порядке в помещениях комнаты для задержанных в административном порядке (КАЗ) Отдела полиции N 24 Центрального района УМВД России по г.о. Тольятти, расположенного по адресу: "адрес".
В ходе проведения ДД.ММ.ГГГГ проверки прокуратурой Центрального района, совместно со специалистом ОНД г.о. Тольятти и м. р. Ставропольский в указанных помещениях, выявлены нарушения ст. 37 ФЗ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", также Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядка медицинского обслуживания таких лиц, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.10.2003 г. N 627.
Прокурор Центрального района г. Тольятти просил суд признать бездействия Отдела полиции N 24 Центрального района УМВД России и Управления МВД РФ по г. Тольятти по соблюдению требований правил пожарной безопасности, а также Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядка медицинского обслуживания таких лиц, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.10.2003 г. N 627 незаконными и обязать Отдел полиции N 24 Центрального района УМВД России и Управление МВД России по г. Тольятти устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности в камере задержанных в административном порядке ОП N 24 У МВД России по г. Тольятти по адресу: "адрес" - укомплектовать светильник в комнате помощника оперативного дежурного колпаком (рассеивателем), предусмотренном конструкцией светильника, демонтировать горючие материалы в общем коридоре (эвакуационный путь) камеры для задержанных в административном порядке путем удаления со стен масляной краски, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обязать У МВД России по г. Тольятти устранить нарушения требований Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.10.2003 г. N 627 - оборудовать комнаты камеры для задержанных в административном порядке ОП N 24 У МВД России по г. Тольятти по адресу: "адрес" скамьями (диванами), а также местами для сна в ночное время в соответствии с нормой площади, установленной данным Положением в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор от требования по укомплектованию светильника в комнате помощника оперативного дежурного колпаком (рассеивателем), предусмотренном конструкцией светильника, отказался в связи с добровольным устранением указанного нарушения ответчиком, в остальной части заявленные требования поддержал.
Судом постановлено указанное выше решение.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных к УМВД России по г. Тольятти требований.
В апелляционной жалобе УМВД России по г. Тольятти просит решение суда отменить, считает его неправильным, при этом указывает, что акт, составленный по итогам проведенной проверки подписан неуполномоченный на то сотрудником полиции; судом отказано в удовлетворении ходатайства представителя УМВД России по г. Тольятти о передаче дела на рассмотрение по подсудности в районный суд по месту нахождения УМВД России по г. Тольятти, поскольку иск подан по месту нахождения Отдела полиции N 24 Центрального района УМВД России по г.о. Тольятти, который является структурным подразделением УМВД России по г. Тольятти; у УМВД России по г. Тольятти отсутствуют денежные средства, необходимые для исполнения решения суда, поскольку распорядителем денежных средств является ГУ МВД России по Самарской области.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель У МВД России по г.Тольятти поддержал доводы жалобы.
Прокурор просил решение оставить без изменения.
Исследовав доказательства по делу, выслушав объяснения лиц, участвующих в заседании судебной коллегии, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Центрального района г.Тольятти Самарской области, совместно со специалистом ОНД г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский ГУ МЧС России по Самарской области проведена проверка в помещениях комнаты для задержанных (КАЗ) Отдела полиции N 24 Центрального района УМВД России по г.о. Тольятти, расположенного по адресу: "адрес". на предмет соблюдения требований правил пожарной безопасности, а также условий содержания лиц, задержанных в административном порядке.
В ходе проверки выявлены нарушения ст. 37 ФЗ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", также Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядка медицинского обслуживания таких лиц, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.10.2003 г. N 627. а именно: в камере административных задержанных расположенной на первом этаже, имеется коридор, четыре комнаты административного задержания площадью около 10 кв.м., в которых отсутствуют скамьи (диваны), спальные места для лиц, содержащихся в ночное время, лица, задержанные в административном порядке, не обеспечиваются питанием по установленным нормам, путь эвакуации из комнат - общий коридор облицован масляной краской, светильник в комнате помощника оперативного дежурного эксплуатируется без плафона, предусмотренного конструкцией.
В ходе рассмотрения дела прокурор от требования по укомплектованию светильника в комнате помощника оперативного дежурного колпаком (рассеивателем), предусмотренном конструкцией светильника, истец отказался в связи с добровольным устранением указанного нарушения ответчиком.
Согласно п. 120 приказа МВД РФ N 174 ДСП от 26.02.2002 г. "О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации" в комнате для задержанных устанавливаются скамьи (диваны), которые своим основанием прочно соединяются с полом.
В соответствии с п.123 указанного приказа при отделке поверхностей стен, перегородок и потолков производство работ осуществляется, руководствуясь указаниями действующих ГОСТов, требованиями соответствующих глав СНиП и других нормативных документов.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 627 от 15 октября 2003 года утверждено Положение об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц (далее Положение).
В соответствии с п.2 Постановления Правительства N 627 от 15.10.2003 г. федеральным органам исполнительной власти, имеющим право осуществлять административное задержание, предписано обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных утвержденным настоящим Постановлением Положением, за счет средств, выделяемых на текущее содержание указанных органов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 11 Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 627 от 15 октября 2003 года, предусмотрено, что задержанные лица, находящиеся в специальных помещениях, располагаются на скамьях (диванах). Норма площади, устанавливаемая для одного задержанного лица, составляет не менее 2 кв. метров. Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются в ночное время местом для сна.
В соответствии со ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров и т.д.
Согласно п.33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов обеспечивается соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности.
Строительные норма и правила Российской Федерации "Пожарная безопасность зданий и сооружений" СНиП 21-01-97*, введенные в действие 1.01.1998 г., устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах из создания и эксплуатации.
Требования раздела 6 СНиП 21-01-97* направлены на своевременную и беспрепятственную эвакуацию людей, спасение людей, которые могут подвергнуться воздействию опасных факторов пожара; защиту людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара.
П.6.25* СНиП 21-01-97* предусмотрено, что в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности на путях эвакуации не допускается применение материалов с более высокой пожарной опасностью, чем: Г1, В1, Д2, Т2 - для отделки стен общего коридора.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии указанных в исковом заявлении нарушений, данный вывод суда в апелляционной жалобе не оспаривается.
При этом суд обоснованно исходил из того, что при наличии выявленных в ходе проверки нарушений, эксплуатация КАЗ создает угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц, которые могут быть задержаны и доставлены в КАЗ ОП N 24, а также нарушает их права на содержание в достойных условиях.
Принимая во внимание изложенное, а также то, что выявленные нарушения являются устранимыми, суд обоснованно возложил обязанность на УМВД России по г. Тольятти устранить выявленные нарушения противопожарного законодательства и условий содержания лиц, задержанных за административное правонарушение.
Довод апелляционной жалобы о том, что дело рассмотрено с нарушением территориальной подсудности, основан на неправильном толковании норм процессуального права и не могут служить основанием к отмене решения суда первой инстанции. Иск подан прокурором в Центральный районный суд г.Тольятти по месту нахождения одного из ответчиков - Отдела полиции N 24 Центрального района УМВД России по г.о. Тольятти и принят к производству суда без нарушений правил территориальной подсудности.
Довод апелляционной жалобы о том, что акт, составленный по итогам проведенной 3 декабря 2012 года проверки подписан неуполномоченным на то должностным лицом полиции является несостоятельным в силу того, что данный факт не является основанием для признания указанного акта недействительным, кроме того, таких требований в суде первой инстанции представителем УМВД России по г. Тольятти не заявлялось.
Ссылка УМВД России по г. Тольятти в апелляционной жалобе на отсутствие у него необходимых для исполнения решения суда денежных средств также является не заслуживающей внимания, поскольку данное обстоятельство не может являться основанием для выполнения УМВД России по г. Тольятти требований закона.
Судебная коллегия считает, что выводы суда соответствуют обстоятельствам спора и основаны на правильном применении норм материального права, в связи с чем доводы жалобы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм закона, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 25 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу У МВД России по городу Тольятти Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.