Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Сказочкина В.Н.,
судей: Сивохина Д.А. и Минеевой О.Г.,
при секретаре: Елютиной И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Главы городского округа Самара и администрации городского округа Самара на решение Ленинского районного суда г.Самары от 2 апреля 2013 года, которым постановлено:
"Заявление Анисимова Михаила Александровича удовлетворить.
Признать незаконным Постановление Главы г. о. Самары от 27.12.12 г. N 1803 "Об отказе в установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.
Признать незаконным заключение Комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим г. о. Самары (п. 2 протокола заседания от 11.10.12 г. N 62) об отказе в установлении Анисимову М. А. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, обязать Главу г. о. Самары и Комиссию по социальным гарантиям муниципальным служащим г. о. Самары вернуться к рассмотрению заявления Анисимова М. А. от 31.05.12 г.".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителей администрации городского округа Самара - Демченко О.М. и Николенко А.С. (оба по доверенности) в поддержание доводов апелляционных жалоб, возражения представителя Анисимова М.А. - Богорадниковой О.А. против удовлетворения жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Анисимов М.А. обратился в суд с заявлением, поданным в порядке производства по делам, возникающим из публично-правовых отношений, об оспаривании заключения Комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим городского округа Самара N62 от 11 октября 2012 года и Постановления Главы городского округа Самара N1803 от 27 декабря 2012 года, которыми ему было отказано в установлении ежемесячной добавки к трудовой пенсии.
В обоснование указал, что являлся депутатом Думы городского округа Самара действующей на постоянной основе с 12 сентября 1996 года по 14 октября 2010 года, был уволен в связи с истечением срока полномочий Думы IV созыва по пункту 2 статьи 77 Трудового кодекса РФ.
31 мая 2012 года Анисимов М.А. обратился в Думу городского округа Самара с заявлением об установлении ему ежемесячной доплаты к пенсии инвалида 2 группы по общему заболеванию.
Решением Комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим городского округа Самара, оформленным протоколом заседания Комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим городского округа Самара N62 от 11 октября 2012 года (пункт 2) ему отказано в установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в связи с отсутствием к этому правовых оснований.
На основании указанного решения 27 декабря 2012 Глава городского округа Самара своим Постановлением N1803 также отказал ему в установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.
Ссылаясь на то, что по состоянию на 24 июля 1998 года он один год и десять месяцев, являясь депутатам Думы городского округа Самара, действующим на постоянной основе, замещал должность заместителя председателя Думы городского округа Самара и получал денежное вознаграждение за счет средств местного бюджета, был уволен в связи с истечение срока полномочий Думы городского округа Самара IV созыва с момента увольнения 14 октября 2010 года он имеет право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в соответствии с условиями, установленными ч.1 ст. 2 Закона Самарской области от 13 марта 2001 года N19-ГД, заявитель просил признать незаконными заключения Комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим городского округа Самара N62 от 11 октября 2012 года и Постановление Главы городского округа Самара N1803 от 27 декабря 2012 года и обязать Комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим городского округа Самара Главы городского округа Самара вернутся к рассмотрению его заявления от 31 мая 2012 года.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционных жалоба представители Главы городского округа Самара и администрации городского округа Самара просят отменить решение суда как необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене как постановленное с нарушением норм материального права.
Удовлетворяя заявленные Анисимовым М.А. требования, суд первой инстанции исходил из того, что его заявление по существу рассмотрено не было. Основаниями для такого вывода суд указывает то, что Анисимов М.А. обратился в Думу городского округа Самара по вопросу установления ему ежемесячной надбавки к пенсии как депутат выборного органа местного самоуправления, а не как муниципальный служащий, ему же было отказано в установлении надбавки именно как муниципальному служащему, к которым депутаты не относятся.
Между тем, указанный вывод суда об обоснованности требований Анисимова М.А. не соответствует обстоятельствам дела и нормам права, в связи с чем, не может быть признан судебной коллегией правильным.
Как усматривается из материалов дела, 31 мая 2012 года Анисимов М.А. обратился в Думу городского округа Самара с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к досрочно оформленной трудовой пенсии по инвалидности, приложив к нему необходимые документы, указав, что его общий стаж муниципальной службы (в который входит период приравненный к ней службы в рядах Советской Армии) составляет 23 года 2 месяца 27 дней (л.д. 9).
Рассмотрев заявление, Дума городского округа Самара 7 июня 2012 года обратилась к Главе городского округа Самара с ходатайством об установлении Анисимову М.А. доплаты к трудовой пенсии.
Комиссия по социальным гарантиям муниципальным служащим городского округа Самара по итогам рассмотрения указанного ходатайство подготовила заключение заключением об отказе в установлении Анисимову М.А. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в связи с отсутствием к этому правовых оснований, оформив его протоколом заседания N62 от 11 октября 2012 года.
На основании указанного заключения Глава городского округа Самара принял решение об отказе заявителю в установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, которое оформлено постановлением Администрации городского округа Самара N1803 от 27 декабря 2012 года (д.д. 12).
Исходя из фактических обстоятельств дела, судебная коллегия полагает, что отсутствуют правовые основания для признания незаконными и отмене вышеуказанных заключения Комиссия по социальным гарантиям муниципальным служащим городского округа Самара и решения Глава городского округа Самара.
Суд первой инстанции, разрешая спор и удовлетворяя требования Анисимова М.А., не принял во внимание следующее.
В силу ст. 12 Закона Самарской области от 09.20.2007 N96-ГД "О муниципальной службе в Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 25.09.2007) (далее - Закон N96-ГД) органы местного самоуправления вправе устанавливать ежемесячные доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим в Самарской области (далее - доплата) в порядке и на условиях, предусмотренным указанным Законом и уставами муниципальных образований.
В ст. 13 Закона N96-ГД перечислены категории граждан, имеющих право на доплату, таким правом обладают муниципальные служащие, замещавшие на 22 апреля 1997 года и позднее должности муниципальной службы в Самарской области, при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет и при условии увольнения с муниципальной службы в Самарской области по следующим основаниям:
1) ликвидация органов местного самоуправления, а также сокращение штата муниципальных служащих органов местного самоуправления;
2) увольнение с должностей, установленных муниципальными правовыми актами для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих муниципальные должности, в связи с прекращением этими лицами своих полномочий;
3) достижение предельного возраста, установленного законом, для замещения должности муниципальной службы;
4) обнаружившееся несоответствие замещаемой должности муниципальной службы в Самарской области вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению муниципальной службы;
5) увольнение по собственному желанию в связи с выходом на трудовую пенсию;
6) иным основаниям, предусмотренным уставом муниципального образования.
В соответствии со статьей 33 Устава городского округа Самара Самарской области, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 N294 (ред.от 06.09.2012) ежемесячная доплата к трудовой пенсии лицам устанавливается лицам, замещавшим должности муниципальной службы городского округа Самара, устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии (далее - доплата).
Доплата устанавливается муниципальным служащим, замещавшим на 22 апреля 1997 года и позднее должности муниципальной службы в городском округе Самара, при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 (пятнадцати) лет и при условии увольнения с муниципальной службы в городском округе Самара по следующим основаниям:
а) ликвидация органов местного самоуправления, а также сокращение штата муниципальных служащих органов местного самоуправления;
б) увольнение с должностей, установленных муниципальными правовыми актами для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещавших муниципальные должности, в связи с прекращением этими лицами своих полномочий;
в) достижение предельного возраста, установленного законом, для замещения должности муниципальной службы;
г) обнаружившееся несоответствие замещаемой должности муниципальной службы в городском округе Самара вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению муниципальной службы;
д) увольнение по собственному желанию в связи с выходом на трудовую пенсию.
Статьей 36 Устава городского округа Самара Самарской области, определен порядок установления и выплаты доплаты, согласно которому заявление об установлении доплаты подается лицами, указанными в пункте 2 статьи 33 настоящего Устава, руководителю соответствующего органа местного самоуправления городского округа Самара (структурного подразделения органа местного самоуправления городского округа Самара) по последнему месту работы на должностях муниципальной службы в городском округе Самара.
К заявлению об установлении доплаты прилагаются:
а) справка о назначенной (досрочно оформленной) трудовой пенсии;
б) копия трудовой книжки, а также иные документы, подтверждающие стаж работы на должностях муниципальной службы.
3. Заявление об установлении доплаты регистрируется кадровой службой органа местного самоуправления городского округа Самара (структурного подразделения органа местного самоуправления городского округа Самара) в день подачи заявления (получения его по почте).
Кадровая служба органа местного самоуправления городского округа Самара (структурного подразделения органа местного самоуправления городского округа Самара) приобщает к заявлению копию личного листка по учету кадров, справку о размере месячного денежного содержания (оплаты труда), справку об исчислении стажа муниципальной службы и направляет в течение 5 (пяти) дней с момента регистрации заявления данные документы руководителю органа местного самоуправления городского округа Самара (структурного подразделения органа местного самоуправления городского округа Самара).
Указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи документы рассматриваются руководителем органа местного самоуправления городского округа Самара (структурного подразделения органа местного самоуправления городского округа Самара) в пятидневный срок.
По итогам рассмотрения заявления об установлении доплаты руководитель органа местного самоуправления городского округа Самара (структурного подразделения органа местного самоуправления городского округа Самара) ходатайствует перед Главой городского округа Самара об установлении доплаты. К ходатайству об установлении доплаты прилагаются:
- заявление об установлении доплаты;
- справка об исчислении стажа муниципальной службы с приложением копии трудовой книжки и иных документов, подтверждающих стаж муниципальной службы;
- личный листок по учету кадров (копия);
- справка о месячном денежном содержании (оплате труда);
- справка о виде и размере получаемой пенсии;
- заявление о перечислении доплаты в кредитное учреждение с указанием его реквизитов и счета получателя.
Прилагаемые к ходатайству копия трудовой книжки, копия личного листка по учету кадров и справка о месячном денежном содержании заверяются подписью руководителя органа местного самоуправления городского округа Самара (структурного подразделения органа местного самоуправления городского округа Самара) и печатью.
Ходатайство об установлении доплаты со всеми прилагаемыми документами направляется в уполномоченный орган для исчисления размера доплаты в денежном выражении, подготовки и внесения документов на рассмотрение Комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим городского округа Самара.
Комиссия по социальным гарантиям муниципальным служащим городского округа Самара (далее - Комиссия) является постоянно действующим органом, обеспечивающим рассмотрение ходатайств руководителей органов местного самоуправления городского округа Самара (структурных подразделений органа местного самоуправления городского округа Самара) об установлении доплаты, рассматривающим вопросы, связанные с установлением, перерасчетом и выплатой доплат.
Положение о Комиссии и состав Комиссии утверждаются Главой городского округа Самара.
По итогам рассмотрения ходатайств руководителей органов местного самоуправления городского округа Самара (структурных подразделений органов местного самоуправления городского округа Самара) об установлении доплаты Комиссия готовит заключение о возможности установления доплаты либо об отказе в ее установлении.
Решение об установлении доплаты либо об отказе в ее установлении принимается Главой городского округа Самара с учетом заключения Комиссии и оформляется постановлением Администрации городского округа Самара.
О принятом решении уполномоченный орган в десятидневный срок в письменной форме уведомляет заявителя и руководителя органа местного самоуправления городского округа Самара (структурного подразделения органа местного самоуправления городского округа Самара), который подал ходатайство об установлении доплаты.
В случае отказа в установлении доплаты излагается его причина.
Согласно части 2 статьи 3 Закона Самарской области от 10.07.2008 N67-ГД "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления в Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 01.07.2008) (далее - Закон 67-ГД) Уставом муниципального образования депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления могут устанавливаться гарантии, предусмотренные статьями 11, 12, 16, частью 3 статьи 17, статьями 19, 21 и 22 указанного Закона.
В свою очередь статья 19 Закона 67-ГД в качестве социальной гарантии вышеуказанных лиц устанавливает возможность назначения им ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, на условиях, установленных для лиц, замещавших государственные должности Самарской области. При этом указанная социальная гарантия предоставляется в порядке, установленном муниципальным правовым актом.
Как уже сказано выше, свой вывод о том, что оспариваемые Анисимовым М.А. заключение Комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим городского округа Самара и решения Главы городского округа Самара являются незаконными и Комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим городского округа Самара и Главе городского округа Самара необходимо вновь вернутся к рассмотрению заявления Анисимова М.А. об установлении ежемесячной доплаты к пенсии суд первой инстанции основывает тем, что указанное заявление по существу Комиссией по социальным гарантиям муниципальным служащим городского округа Самара и Главой городского округа Самара не рассмотрено.
При этом суд исходил из того, что заявление Анисимова М.А. рассмотрено как поданное муниципальным служащим, в то время как из содержания самого заявления и приложенных к нему документов следует, что Анисимов М.А. просил установления ежемесячной доплаты к пенсии как депутату.
Однако, судом первой инстанции при принятии решения не учтено то обстоятельство, что Уставом городского округа Самара и иными муниципальными правовыми актами порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии депутатам Думы городского округа Самара не установлен и следовательно отсутствует механизм реализации статьи 19 Закона N67-ГД.
На это же обстоятельство в своих устных объяснениях в ходе рассмотрения дела указывал представитель заявителя Богорадникова О.А. (л.д.91), которая также указывала на то, что Глава городского округа Самара не уполномочен принимать решения относительно назначения ежемесячной доплаты депутатам (л.д.116).
Как пояснил в судебном заседании суда апелляционной инстанции указанный представитель, Анисимов М.А. осознает и согласен с тем, что при повторном рассмотрении заявления вновь будет принято решение об отказе в его удовлетворении, однако считает что в заключении Комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим городского округа Самара и в решении Главы городского округа Самара причиной отказа должно быть указано отсутствие механизма реализации ст. 19 Закона N67-ГД, а не несоответствие основания его увольнения с должности депутата Думы городского округа Самара перечню увольнения с муниципальной службы, приведенному в части 2 статьи 33 Устава городского округа Самара. Анисимов М.А. предполагают, что когда будет разработан и утвержден механизм реализации ст. 19 Закона N67-ГД в части назначения депутатам ежемесячной доплаты к пенсии и он обратится с соответствующим заявлением со ссылкой на Закон N67-ГД ему откажут со ссылкой на оспариваемые заключение Комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим городского округа Самара и решение Главы городского округа Самара.
По данной категории дел обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ и с учетом положений п. 20 Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), а на заявителя в силу ч. 1 ст. 247 ГПК РФ возложена обязанность доказать нарушение его прав и свобод.
Исходя из вышеуказанных норм закона Анисимов М.А., обращаясь в суд с заявлением об оспаривании заключения Комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим городского округа Самара и решения Главы городского округа Самара, принятым в ходе рассмотрения его заявления об установлении ежемесячной доплаты к пенсии должен не только указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемыми заключением и решением.
Судебная коллегия считает, что оснований для признания незаконными оспариваемых Анисимовым М.А. заключения Комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим городского округа Самара и решения Главы городского округа Самара не имеется, поскольку заявление Анисимова М.А. от 31 мая 2012 года рассмотрено согласно установленной законом процедуре, права и законные интересы заявителя при этом не нарушены, доказательств обратного в нарушении требований ч.1 ст. 247 ГПК РФ заявитель не представил, предположения его представителя о нарушении прав Анисимова М.А. в будущем внимания не заслуживают, поскольку в силу положений ст. ст. 11, 12 ГК РФ, ч. 1 ст. 3 ГПК РФ судебной защите подлежат только нарушенные права, свободы и законные интересы заявителя.
Ссылка в заявлении Анисимова М.А. в суд на то, что он имеет право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии на основании части 1 статьи 2 Закона Самарской области от 13.03.2001 N19-ГД "О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавших государственные должности Самарской области, государственные должности государственной службы Самарской области и должности государственной гражданской службы Самарской области" является необоснованной, поскольку указанный закон принят в целях обеспечения социальных гарантий (в части пенсионного обеспечения) лицам, замещавшим государственные должности Самарской области, государственные должности государственной службы Самарской области и должности государственной гражданской службы Самарской области к которым должность депутата Думы городского округа Самара не отнесена. Кроме того, согласно статей 20 и 21 указанного Закона решение об установлении доплаты либо в отказе в установлении доплаты принимается решением Губернатора Самарской области с учетом заключения Комиссии по социальным гарантиям государственным служащим при Губернаторе Самарской области.
При таких данных, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований Анисимова М.А. в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 2 апреля 2013 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать Анисимову М.А. удовлетворении заявления о признании незаконными заключения Комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим городского округа Самара об отказе в установлении ему ежемесячной доплаты к трудовой пенсии оформленного протоколом заседания N62 от 11 октября 2012 года и решения Главы городского округа Самара об отказе в установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, оформленного постановлением Администрации городского округа Самара N1803 от 27 декабря 2012 года, в возложении на Комиссию по социальным гарантиям муниципальным служащим городского округа Самара и Главу городского округа Самара обязанности повторного рассмотрения указанного заявления об установлении доплаты к трудовой пенсии.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.