Заместитель председателя Саратовского областного суда Борисов О.В., рассмотрев жалобу представителя администрации МО город Балаково Климановой В.Н., действующей на основании доверенности от "данные изъяты" года, на решение судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 14.03.2013 года по делу по жалобе администрации МО город Балаково на постановление заместителя начальника отдела - старшего судебного пристава Балаковского РОСП УФССП по Саратовской области от 23.01.2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации МО город Балаково,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отдела - старшего судебного пристава Балаковского РОСП УФССП по Саратовской области от 23.01.2013 года администрация МО город Балаково привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" руб.
Решением судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 14.03.2013 года постановление заместителя начальника отдела - старшего судебного пристава Балаковского РОСП УФССП по Саратовской области от 23.01.2013 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в порядке надзора, представитель администрации МО город Балаково Климанова В.Н. просит об отмене решения судьи и признании незаконным постановления заместителя начальника отдела - старшего судебного пристава Балаковского РОСП УФССП по Саратовской области от 23.01.2013 года с прекращением производства по делу об административном правонарушении, указывая на то, что установленный судебным приставом-исполнителем срок для исполнения решения суда (предоставления жилого помещения) является объективно недостаточным, поскольку должником по данному обязательству является орган местного самоуправления, действия которого четко регламентированы нормами законодательства РФ, предусматривающими необходимость в целях исполнения требования судебного пристава-исполнителя о предоставлении жилого помещения гражданину проведения ряда мероприятий, в том числе по внесению изменений в решение Совета муниципального образования город Балаково N 457 от 21.12.2012 года "О бюджете муниципального образования город Балаково на 2013 и плановый 2014-2015 год" для определения лимитов денежных средств, направленных на приобретение жилого помещения, в виде конкретной суммы денежных средств и включения данных лимитов в состав расходных обязательств бюджета. Кроме того, после проведения данной процедуры, администрации города Балаково необходимо осуществить покупку жилого помещения в целях его предоставления заявителю, которая осуществляется в рамках проведения процедуры закупок для муниципальных нужд. Заявитель указывает, что данные обстоятельства не были приняты в качестве объективных и уважительных причин неисполнения решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем 5-ти дневный срок, однако они свидетельствуют об отсутствии вины администрации в неисполнении решения суда.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела, администрацией МО город Балаково не выполнено требование судебного пристава-исполнителя от 18.12.2012 года об исполнении решения Балаковского районного суда Саратовской области от 11.04.2012 года о предоставлении Т.., Т.., Т.., Б ... благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м, с количеством жилых комнат не менее 3, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте г. Балаково Саратовской области, в срок до 24.12.2012 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации муниципального образования город Балаково к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
При этом старшим судебным приставом был сделан вывод о том, что вина администрации МО город Балаково установлена и подтверждается материалами исполнительного производства.
Проверяя законность и обоснованность постановления заместителя начальника отдела - старшего судебного пристава Балаковского РОСП УФССП по Саратовской области от 23.01.2013 года о привлечении администрации МО город Балаково к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, суд первой инстанции согласился с выводами старшего судебного пристава о наличии в действиях администрации МО город Балаково состава административного правонарушения со ссылкой на то, что данные выводы судебным приставом сделаны на основании всестороннего, полного и объективного исследования собранных по данному делу об административном правонарушении доказательств.
С приведенными выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 2.1. КоАП РФ определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статья 26.1 КоАП РФ предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Как следует из постановления старшего судебного пристава Балаковского РОСП УФССП по Саратовской области от 23.01.2013 года, вывод о вине администрации МО город Балаково в совершении административного правонарушения с учетом требований ч.ч. 1, 2 ст. 2.1 КоАП РФ не мотивирован. Признавая юридическое лицо виновным в совершении административного правонарушения, должностное лицо службы судебных приставов лишь делает ссылку на материалы исполнительного производства, при этом не указывает: какие именно материалы исполнительного производства подтверждают вину юридического лица.
При обжаловании постановления о привлечении администрации МО город Балаково к административной ответственности в районный суд, последней указывалось на то, что выделение денежных средств из бюджета, в том числе и на приобретение жилых помещений в целях исполнения решения суда, не может производиться в произвольном порядке на усмотрение органов, осуществляющих полномочия по исполнению бюджета. Процедура расходования бюджетных денежных средств регламентирована нормами Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в законе (решении) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставу муниципального образования город Балаково утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении находится в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления - Совета муниципального образования город Балаково.
Соответственно, администрация МО город Балаково, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, не вправе самостоятельно распоряжаться денежными бюджетными средствами, не предусмотренными для данных целей решением о бюджете.
Таким образом, выделение денежных средств на приобретение жилых помещений для граждан, в отношении которых принято решение суда о предоставлении жилого помещения, должно происходить в соответствии с предусмотренными для этих целей бюджетными ассигнованиями, утвержденными решением Совета муниципального образования город Балаково от 23.12.2011 года N 338 "О бюджете муниципального образования город Балаково на 2012 г. и плановый период 2013-2014 г.".
Указанные обстоятельства не были исследованы и оценены судом.
При привлечении администрации МО город Балаково к административной ответственности по настоящему делу, а также при проверке судом законности привлечения к административной ответственности, не выяснялся вопрос о наличии у лица, привлекаемого к административной ответственности, возможности для исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требования о предоставлении жилого помещения и непринятии им всех зависящих от него мер для исполнения.
При таких обстоятельствах, вывод судьи районного суда о наличии виновных, противоправных действий в действиях администрации МО город Балаково по неисполнению в установленный судебным приставом-исполнителем 5-ти дневный срок требования об исполнении решения суда о предоставлении жилого помещения, нельзя признать законным и обоснованным, поскольку при этом оставлено без внимания то, что в целях исполнения данного требования необходимо проведение ряда мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе возможно по внесению изменений в решение Совета муниципального образования город Балаково от 23.12.2011 года N 338 "О бюджете муниципального образования город Балаково на 2012 г. и плановый период 2013-2014 г." для определения лимитов денежных средств, направленных на приобретение жилого помещения, в виде конкретной суммы денежных средств и включения данных лимитов в состав расходных обязательств бюджета, по приобретению жилого помещения в целях его предоставления взыскателям, которое осуществляется в рамках проведения закупок для муниципальных нужд, то есть посредством размещения муниципального заказа, процедура проведения которого регламентируется Федеральным законом от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд" и не может быть осуществлена ранее 30 дней с момента размещения заказа на официальном сайте госзакупок.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Проверенные материалы дела свидетельствуют о том, что судья районного суда не принял мер к всестороннему, полному и объективному установлению обстоятельств дела, а вывод о наличии в действиях администрации МО город Балаково вины, является преждевременным.
Приведенные нарушения являются существенными, так как не позволили полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, что влечет отмену решения районного суда с возвращением дела на новое рассмотрение.
Оснований для прекращения производства по делу не имеется, поскольку обстоятельства, на которые имеются ссылки в жалобе, подлежат тщательной проверке при новом судебном рассмотрении дела.
На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч.2 ст. 30.17, ст.30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу представителя администрации МО город Балаково Климановой В.Н. удовлетворить частично.
Решение судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 14.03.2013 года по делу по жалобе администрации муниципального образования город Балаково на постановление заместителя начальника отдела - старшего судебного пристава Балаковского РОСП УФССП по Саратовской области от 23.01.2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации МО город Балаково отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Балаковский районный суд Саратовской области.
Заместитель председателя суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.