Заместитель председателя Саратовского областного суда Борисов О.В., рассмотрев надзорную жалобу администрации муниципального образования город Балаково на постановление заместителя начальника отдела - старшего судебного пристава Балаковского РОСП УФССП по Саратовской области от 23.01.2013 г., решение судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 14.03.2013 г., вынесенные в отношении администрации муниципального образования город Балаково по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отдела - старшего судебного пристава Балаковского РОСП УФССП по Саратовской области от 23.01.2013 г. администрация муниципального образования город Балаково признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. за неисполнение в установленный срок требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе.
Решением судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 14.03.2013 г. постановление заместителя начальника отдела - старшего судебного пристава Балаковского РОСП УФССП по Саратовской области от 23.01.2013 г. оставлено без изменения.
В надзорной жалобе заявителем поставлен вопрос об отмене состоявшегося по делу решения суда и постановления должностного лица, полагая, что к административной ответственности администрация муниципального образования город Балаково привлечена незаконно. Считает, что установленный судебным приставом-исполнителем срок для исполнения решения суда о предоставлении гражданам жилого помещения являлся объективно недостаточным. В данном случае, должником по исполнительному производству является орган местного самоуправления, действия которого четко регламентированы законодательством, предусматривающим необходимость проведения ряда мероприятий, в том числе по внесению изменений в бюджет для определения лимитов денежных средств, направленных на приобретение жилого помещения, в виде конкретной суммы денежных средств и включения данных лимитов в состав расходных обязательств бюджета. После проведения данной процедуры администрации необходимо осуществить покупку жилого помещения, которая осуществляется в рамках проведения процедуры закупок для муниципальных нужд. Однако данные обстоятельства необоснованно не учтены районным судьей и должностным лицом службы судебных приставов в качестве объективных и уважительных причин неисполнения решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок, между тем они свидетельствуют об отсутствии вины администрации в неисполнении решения суда.
Изучив доводы надзорной жалобы, исследовав материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела, администрацией муниципального образования город Балаково не выполнено требование судебного пристава-исполнителя от 18.12.2012 г. об исполнении решения Балаковского районного суда Саратовской области от 09.07.2012 г. о предоставлении Т.П.Е., Т.О.В. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, общей площадью не менее 37,9 кв.м, с количеством жилых комнат не менее 2, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте г. Балаково Саратовской области, в срок до 24.12.2012 г.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации муниципального образования город Балаково к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
При этом заместителем начальника отдела - старшего судебного пристава Балаковского РОСП был сделан вывод о том, что вина администрации муниципального образования город Балаково установлена и подтверждается материалами исполнительного производства.
Проверяя законность и обоснованность постановления должностного лица, судья районного суда согласился с выводами заместителя начальника отдела - старшего судебного пристава Балаковского РОСП о наличии в действиях администрации муниципального образования город Балаково состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, со ссылкой на то, что данные выводы сделаны на основании всестороннего, полного и объективного исследования собранных по данному делу об административном правонарушении доказательств.
С приведенными выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 2.1. КоАП РФ определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статья 26.1 КоАП РФ предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Как следует из постановления заместителя начальника отдела - старшего судебного пристава Балаковского РОСП УФССП по Саратовской области от 23.01.2013 г., вывод о вине администрации муниципального образования город Балаково в совершении административного правонарушения с учетом требований ч.ч. 1, 2 ст. 2.1 КоАП РФ не мотивирован. Признавая юридическое лицо виновным в совершении административного правонарушения, должностное лицо службы судебных приставов лишь делает ссылку на материалы исполнительного производства, при этом не указывает: какие именно материалы исполнительного производства подтверждают вину юридического лица.
При обжаловании постановления о привлечении администрации муниципального образования город Балаково к административной ответственности в районный суд, последней указывалось на то, что выделение денежных средств из бюджета, в том числе и на приобретение жилых помещений в целях исполнения решения суда, не может производиться в произвольном порядке на усмотрение органов, осуществляющих полномочия по исполнению бюджета. Процедура расходования бюджетных денежных средств регламентирована нормами Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в законе (решении) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставу муниципального образования город Балаково утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении находится в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления - Совета муниципального образования город Балаково.
Соответственно, администрация муниципального образования город Балаково, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, не вправе самостоятельно распоряжаться денежными бюджетными средствами, не предусмотренными для данных целей решением о бюджете.
Таким образом, выделение денежных средств на приобретение жилых помещений для граждан, в отношении которых принято решение суда о предоставлении жилого помещения, должно происходить в соответствии с предусмотренными для этих целей бюджетными ассигнованиями, утвержденными решением Совета муниципального образования город Балаково от 23.12.2011 г. N 338 "О бюджете муниципального образования город Балаково на 2012 г. и плановый период 2013-2014 г.".
Указанные обстоятельства судом не исследованы и правовой оценки в решении суда не получили.
При привлечении администрации муниципального образования город Балаково к административной ответственности по настоящему делу, а также при проверке судом законности привлечения к административной ответственности, не выяснялся вопрос о наличии у лица, привлекаемого к административной ответственности, возможности для исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требования о предоставлении жилого помещения и непринятии им всех зависящих от него мер для исполнения.
При таких обстоятельствах, вывод судьи районного суда о наличии виновных, противоправных действий в действиях администрации муниципального образования город Балаково по неисполнению в установленный судебным приставом-исполнителем 5-ти дневный срок требования об исполнении решения суда о предоставлении жилого помещения, нельзя признать законным и обоснованным, поскольку при этом оставлено без внимания то, что в целях исполнения данного требования необходимо проведение ряда мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе возможно по внесению изменений в решение Совета муниципального образования город Балаково от 23.12.2011 г. N 338 "О бюджете муниципального образования город Балаково на 2012 г. и плановый период 2013-2014 г." для определения лимитов денежных средств, направленных на приобретение жилого помещения, в виде конкретной суммы денежных средств и включения данных лимитов в состав расходных обязательств бюджета, по приобретению жилого помещения в целях его предоставления взыскателям, которое осуществляется в рамках проведения закупок для муниципальных нужд, то есть посредством размещения муниципального заказа, процедура проведения которого регламентируется Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд" и не может быть осуществлена ранее 30 дней с момента размещения заказа на официальном сайте госзакупок.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Проверенные материалы дела свидетельствуют о том, что судья районного суда не принял мер к всестороннему, полному и объективному установлению обстоятельств дела, а вывод о наличии вины в действиях администрации муниципального образования город Балаково является преждевременным.
Приведенные нарушения являются существенными, так как не позволили полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, что влечет отмену решения районного суда с возвращением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь п. 3 ч.2 ст. 30.17, ст.30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
надзорную жалобу администрации муниципального образования город Балаково удовлетворить частично.
Решение судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 14.03.2013 г. по делу по жалобе администрации муниципального образования город Балаково на постановление заместителя начальника отдела - старшего судебного пристава Балаковского РОСП УФССП по Саратовской области от 23.01.2013 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования город Балаково отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Балаковский районный суд Саратовской области.
Заместитель председателя суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.