Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Кириной Л.А.,
судей Саяпиной Е.Г., Перовой Т.А.,
с участием прокурора Ильина Ю.В.,
при секретаре Бабаковой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования г. Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области к Ушакову А.О., федеральному государственному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании договора найма служебного жилого помещения недействительным, признании отсутствия права пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета, выселении, встречному иску Ушакова а.О. к администрации муниципального образования г. Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области о признании права пользования жилым помещением по апелляционной жалобе администрации муниципального образования г. Энгельс на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 20 февраля 2013 года, которым в удовлетворении иска администрации муниципального образования г. Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области отказано, встречный иск Ушакова а.о. удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Саяпиной Е.Г., объяснения представителя администрации муниципального образования г. Энгельс - Рубанова А.С., представителя Ушакова А.О. - Аршиновой Ю.А., заключение прокурора Ильина Ю.В., рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация муниципального образования г. Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области обратилась в суд с иском к Ушакову А.О., федеральному государственному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГУ "Центррегионжилье") о признании договора найма служебного жилого помещения N-е от "дата", заключенного между ФГУ "Центррегионжилье" и Ушаковым А.О., недействительным; признании отсутствия права пользования Ушаковым А.А. жилым помещением, снятии с регистрационного учета, выселении. В обоснование заявленных требований указано, что Ушаков А.О. на основании вышеназванного договора найма проживает в находящемся в муниципальной собственности жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес". Между тем ФГУ "Центррегионжилье" не имел права распоряжаться спорной квартирой, поскольку оно не является служебным и не находится в федеральной собственности. Ответчик Ушаков А.О. не состоит на учете в администрации муниципального образования г. Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области в качестве нуждающегося в жилом помещении, каких-либо решений о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма истцом не принималось.
Ушаков А.О. обратился со встречным иском к администрации муниципального образования г. Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области о признании права пользования жилым помещением, указав, что проходит военную службу по контракту в войсковой части N в "адрес", календарная выслуга в Вооруженных силах РФ составляет "данные изъяты". Он признан нуждающимся в получении жилой площади и решением ФГУ "Центррегионжилье" ему была распределена квартира по вышеназванному адресу, которую ранее занимал военнослужащий ФИО9, освободивший её "дата". В собственности жилья у Ушакова А.О. не имеется.
Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 20 февраля 2013 года в удовлетворении иска администрации муниципального образования г. Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области отказано. За Ушаковым А.О. признано право пользования жилым помещением - квартирой, расположенной по адресу: "адрес".
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования г. Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Ушакова А.О. отказать. В обоснование доводов жалобы указано на неправильное толкование и неправильное применение судом п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. По мнению автора, судом не было учтено, что спорное жилое помещение не является федеральной собственностью, не отнесено к специализированному жилищному фонду; у ФГУ "Центррегионжилье" отсутствовали полномочия на распоряжение указанным жилым помещением; решение, на основании которого с ответчиком был заключен договор найма служебного жилого помещения, было отменено; Ушаков А.О. имел право на обеспечение на весь срок службы только служебным жилым помещением.
В судебном заседании представитель администрации муниципального образования г. Энгельс - Рубанов А.С. доводы жалобы поддержал, просил решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении иска администрации и отказе в удовлетворении встречного иска.
Представитель Ушакова А.О. - Аршинова Ю.А. просила решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), заслушав заключение прокурора, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решение не имеется.
Судом первой инстанции установлено, что Ушаков А.О. является военнослужащим, проходит военную службу по контракту в войсковой части N в "адрес" с "дата" по настоящее время; выслуга лет (календарная) в Вооруженных силах РФ на "дата" составляет "данные изъяты".
В собственности жилья Ушаков А.О. не имеет, с "дата" признан ФГУ "Центррегионжилье" нуждающимся в получении жилой площади на состав семьи 1 человек.
Решением ФГУ "Центррегионжилье" от "дата" военнослужащему Ушакову А.О. была предоставлена квартира по адресу: "адрес".
"дата" между Ушаковым А.О. и 1 отделом "адрес" ФГУ "Центррегионжилье" заключен договор найма служебного жилого помещения по указанному адресу в связи с прохождением Ушаковым А.О. военной службы в войсковой части N
Решением ФГКУ "Центррегионжилье" от "дата"в соответствии с Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны РФ от "дата", на основании Устава и протеста военного прокурора Саратовского гарнизона отменено решение от "дата" о предоставлении Ушакову А.О. служебного жилого помещения.
Ушаков А.О. зарегистрирован и проживает по вышеуказанному адресу с "дата". До "дата" данное помещениезанимал военнослужащий ФИО9 и члены его семьи.
Спорное жилое помещение является собственностью муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от "дата". Акт приема-передачи объектов муниципальной собственности датирован "дата".
Установленные судом обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются лицами, участвующими в деле.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 04 мая 1999 года N 487 утверждено Положение об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба.
Из п.п. 3, 4 данного Положения следует, что жилищный договор заключается между Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в лице командиров (начальников) воинских частей и военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, а также офицерами, призванными на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, в целях обеспечения их служебными жилыми помещениями. Военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей служебные жилые помещения предоставляются по нормам и в порядке, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Жилищный договор заключается на срок действия контракта о прохождении военной службы военнослужащими, для офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента РФ, - до окончания военной службы по призыву.
В развитие конституционных положений о праве каждого на жилище Федеральный закон "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (ст. 40 Конституции РФ), в том числе путем обеспечения жилыми помещениями в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.
Законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, установил специальный порядок передачи (заселения) жилых помещений для ряда категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащих.
В частности, такой порядок установлен п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". В соответствии с названной нормой, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Таким образом, Федеральный закон "О статусе военнослужащих", закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в том числе, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений независимо от принадлежности к муниципальному либо государственному жилищному фонду, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении последними данных помещений в связи с выездом на другое место жительства.
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что военнослужащий Ушаков А.О., являющийся нуждающимся в предоставлении жилого помещения, вселенный на основании решения специального органа в спорное жилое помещение, ранее предоставленное другому военнослужащему и членам его семьи и освобожденное ими, зарегистрированный по указанному адресу, оплачивающий жилищно-коммунальные услуги в связи с проживанием в указанном помещении, проживает в указанном жилом помещении на законном основании.
Доказательств нарушения очередности предоставления жилого помещения военнослужащему Ушакову А.О. суду не предоставлено. Соблюдение очередности предоставления жилого помещения Ушакову А.О. администрация не оспаривает.
Решение вопроса о том, каким именно из предусмотренных законом способов должны быть улучшены жилищные условия военнослужащего относится к компетенции жилищного органа Министерства обороны РФ, каковым в настоящее время является ФГУ "Центррегионжилье", заключившее с ответчиком договор найма служебного жилого помещения путем предоставления Ушакову А.О. жилого помещения, ранее занимаемого военнослужащим. Тот факт, что договор найма был заключен не с администрацией муниципального образования г. Энгельс, а с ФГУ "Центррегионжилье" на права Ушакова А.О. не влияет, поскольку вопросы, касающиеся улучшения жилищных условий военнослужащих, относятся к компетенции жилищных органов Министерства обороны РФ.
Повторное заселение спорной квартиры военнослужащим не свидетельствует о нарушении прав истца и причинении ущерба интересам муниципального образования г. Энгельс.
Суждение суда первой инстанции о том, что Ушаков А.О. имел право на получение жилого помещения по договору социального найма на правильность принятого решения не влияет, поскольку вопрос предоставления Ушакову А.О. жилого помещения по договору социального найма либо служебного жилого помещения урегулирован законодательством. В резолютивной части решения не указано на признание за Ушаковым А.О. права пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма, поскольку данное обстоятельство не было предметом рассмотрения суда 1 инстанции.
Имеющаяся в жалобе ссылка на отмену решения, на основании которого с Ушаковым А.О. заключен спорный договор найма, не является основанием для признания договора недействительным.
Доводы жалобы аналогичны основаниям истцом требований,направлены на переоценку выводов суда и доказательств по делу, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 327.1 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 20 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования г. Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области и апелляционное представление прокуратуры г. Энгельса - без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.