Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Бартенева Ю.И.,
судей Поляниной О.А., Совкича А.П.,
с участием прокурора Новичкова Е.А.,
при секретаре Голубеве И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вольского межрайонного прокурора, действующего в интересах Крачковской Н.В., к государственному казенному учреждению Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Вольского района" (далее УСПН) и к министерству социального развития Саратовской области (далее Минсоцразвития) об обеспечении санаторно-курортной путевкой за 2012 год
по апелляционной жалобе Минсоцразвития на решение Вольского районного суда Саратовской области от 11 марта 2013 года, которым постановлено:
"обязать государственное казенное учреждение Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Вольского района" и министерство социального развития Саратовской области обеспечить Крачковской Н.В. санаторно-курортной путевкой за 2012 год".
Заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., объяснения прокурора Новичкова Е.А., полагавшего оставить решение суда без изменения, изучив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вольский межрайонный прокурор, действующий в интересах
Крачковской Н.В., обратился в суд с иском к УСПН и Минсоцразвития об обеспечении Крачковской Н.В. санаторно-курортной путевкой за 2012 год.
Требования мотивировал тем, что Крачковская Н.В., "дата" года рождения, является инвалидом по общему заболеванию, имеет вторую группу инвалидности. 11.01.2012 года Крачковской Н.В. была выдана справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение. В этот же день она обратилась с заявлением в УСПН о получении путевки на санаторно-курортное лечение.
Согласно информации УСПН до настоящего времени путевка
Крачковской Н.В. не предоставлена.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Минсоцразвития ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права. Выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает на то, что фактическое обращение гражданина в 2012 году свидетельствует об обеспечении его путевкой на санаторно-курортное лечение только в 2013 году, согласно заложенных на эти цели денежных средств.
От помощника Вольского межрайонного прокурора поступили возражения на апелляционную жалобу Минсоцразвития, в которых он критически оценивает доводы жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Истец Крачковская Н.В., представители УСПН и Минсоцразвития о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьёй 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Как следует из преамбулы к Федеральному закону Российской Федерации от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьёй 9 названного Федерального закона, предусмотрена реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя, в том числе, санаторно-курортное лечение.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи инвалидам предусмотрены Федеральным законом Российской Федерации от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Статьёй 6.2 указанного Закона, в состав предоставляемого инвалидам набора социальных услуг включено, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
Согласно статье 6.3 Закона, учёт права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 года утверждён Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, которым предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путём предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путёвок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской (пункт 3.1).
Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путёвки по форме N 070/у-04, утверждённой Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 года N 256 (пункт 3.6).
При наличии справки для получения путёвки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путёвки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путёвками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (пункт 3.7).
Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путёвки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения (пункт 3.9).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 года
N 2104-р утверждено соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и правительством Саратовской области о передаче правительству Саратовской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В целях реализации указанного соглашения постановлением правительства Саратовской области от 28.01.2010 года N 29-П утверждены Правила оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно пункту 4 названных Правил, предоставление социальных услуг осуществляется министерством социального развития области через его подведомственные учреждения социальной поддержки населения в виде предоставления санаторно-курортных путёвок и территориальные органы в виде выплаты компенсации при проезде за счет собственных средств к месту лечения и обратно.
В соответствии с пунктом 9 названных Правил, учреждения социальной поддержки населения обобщают и направляют в министерство ежегодные заявки на предоставление путёвок в соответствии с количеством граждан, вставших на учёт, и профилем заболевания. Заявки оформляются ежегодно, до 1 декабря текущего года на следующий календарный год. Дополнительные заявки на предоставление путёвок направляются в министерство ежеквартально в течение текущего года.
Как следует из материалов дела, было установлено судом и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, Крачковская Н.В. является инвалидом второй группы.
11.02.2012 года муниципальным учреждением здравоохранения "Вольская центральная районная больница" Крачковской Н.В. выдана справка для получения путёвки по форме N 070/у-04, утверждённой Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 года N 256, подтверждающая наличие у неё медицинских показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения. Срок действия справки составляет шесть месяцев.
11.02.2012 года Крачковская Н.В. обратилась к директору УСПН с заявлением о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение.
Однако до рассмотрения спора судом первой инстанции Крачковская Н.В. не была обеспечена санаторно-курортной путёвкой.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что приведёнными выше положениями закона установлены социальные гарантии по обеспечению инвалидов путёвками на санаторно-курортное лечение и Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на данные цели за счёт средств федерального бюджета, в связи с чем, Крачковской Н.В., являющейся инвалидом и нуждающейся в санаторно-курортном лечении, не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путёвкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточность финансирования из федерального бюджета. При этом, учёт права граждан на получение указанной услуги введён законодателем не с целью организации очерёдности на получение социальной государственной услуги, а для обеспечения реализации права граждан на получение социальных услуг в сроки, предусмотренные законом, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на предоставление социальных услуг.
Кроме того, по общему правилу, сформулированному в статье
6.3 Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 года N 178-ФЗ
"О государственной социальной помощи" и принятому в соответствии с данной статьёй Порядку предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утверждённому приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 года, периодом предоставления гражданам социальной услуги в виде санаторно-курортного лечения является календарный год и в случае, если гражданин в течение календарного года приобрёл право на получение социальной услуги, периодом предоставления ему социальной услуги является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года. Положения пункта 9 Правил оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утверждённых постановлением правительства Саратовской области от 28.01.2010 года N 29-П, указанным требованиям закона не противоречат, поскольку предусматривают обязанность учреждений социальной поддержки населения по ежеквартальному направлению заявок граждан на предоставление путёвок в министерство социального развития области.
Учитывая, что Крачковская Н.В. приобрела право на получение социальной услуги в виде обеспечения путёвкой на санаторно-курортное лечение 11.02.2012 года, своевременно в этот же день обратилась к директору УСПН с заявлением о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении именно в 2012 году, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что данная социальная услуга должна была быть предоставлена Крачковской Н.В. до 31.12.2012 года.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно возложил на УСПН и на Минсоцразвития обязанность обеспечить Крачковскую Н.В.
санаторно-курортной путёвкой по её обращению от 11.02.2012 года.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правомерными, мотивированными, подтверждёнными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
С учётом приведённых обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вольского районного суда Саратовской области от 11 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства социального развития Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.