Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бартенева Ю.И.,
судей Желонкиной Г.А., Поляниной О.А.,
с участием прокурора Новичкова Е.А.,
при секретаре Морозовой М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Вольского межрайонного прокурора, действующего в интересах Саакяна Грайра Генриковича к Государственному казенному учреждению Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Вольского района", министерству социального развития Саратовской области об обеспечении санаторно-курортной путевкой за 2012 год, по апелляционной жалобе министерства социального развития Саратовской области на решение Вольского районного суда Саратовской области от 14 марта 2013 года, которым Государственное казенное учреждение Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Вольского района", министерство социального развития Саратовской области обязаны обеспечить Саакяна Г.Г. санаторно-курортной путевкой за 2012 год.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., объяснения представителя министерства социального развития Саратовской области Леоновой Н.В., поддержавшей апелляционную жалобу, заключение прокурора Новичкова Е.А., полагавшего решение суда законным, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вольский межрайонный прокурор, действующий в интересах Саакяна Г.Г., обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Вольского района", министерству социального развития Саратовской области об обеспечении Саакяна Г.Г. санаторно-курортной путевкой за 2012 год.
В обоснование требований прокурор указал, что Саакян Г.Г. является инвалидом второй группы по общему заболеванию, по состоянию здоровья нуждается в санаторно-курортном лечении, что подтверждается выданной ему справкой для получения путевки. 16 февраля 2012 года Саакян Г.Г. обратился в Государственное казенное учреждение Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Вольского района" с заявлением на получение путевки. Однако до настоящего времени путевка ему не предоставлена.
Прокурор просил обязать Государственное казенное учреждение Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Вольского района", министерство социального развития Саратовской области обеспечить Саакяна Г.Г. санаторно-курортной путевкой за 2012 год до 01 апреля 2013 года.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе министерство социального развития Саратовской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. В обоснование доводов жалобы автор ссылается на те же обстоятельства, на которых основывал свои возражения в суде первой инстанции. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права. Судом не учтено, что действующее законодательство не содержит гарантий ежегодного предоставления путевок на санаторно-курортное лечение и ни одна из категорий граждан, получающих государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, не имеет приоритетного права на обеспечение санаторно-курортным лечением, а потому с учетом равных прав граждан-получателей набора социальных услуг санаторно-курортное лечение предоставляется в порядке очередности, устанавливаемой с даты подачи заявления о выделении путевки. Считает, что министерство социального развития Саратовской области выполнило свои обязательства в полном объеме, поскольку финансирование по предоставлению социальных услуг гражданам, включенным в Федеральный регистр, является расходным обязательством Российской Федерации, а не министерства социального развития Саратовской области, осуществляется оно за счет средств федерального бюджета, а не за счет средств министерства социального развития Саратовской области. Кроме того, по данным базы Пенсионного фонда, Саакян Г.Г. с 01 января 2013 года отказался от набора социальных услуг в части получения путевки на санаторно-курортное лечение и таким образом утратил свое право на получение путевки. Судом для полного и всестороннего рассмотрения дела не привлечены в качестве ответчиков Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации, поскольку основным распорядителем денежных средств является Российская Федерация в лице Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
На доводы апелляционной жалобы Вольским межрайонным прокурором принесены возражения, в которых он просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель министерства социального развития Саратовской области Леонова Н.В. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Прокурор считал решение суда законным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Саакяну Г.Г. впервые 30.09.2011 года была установлена инвалидность 2 группы по общему заболеванию. 01.02.2012 года ему была выдана справка о нуждаемости в санаторно-курортном лечении.
16.02.2012 года истец обратился в Государственное казенное учреждение Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Вольского района" с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, приложив медицинскую справку о нуждаемости в таком лечении, подтверждающую наличие медицинских показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, с указанием рекомендуемого сезона лечения. Однако санаторно-курортное лечение ему в 2012 году предоставлено не было из-за значительного числа граждан, имеющих право на данный вид льгот, и недостаточности финансовых средств на эти цели.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Пунктом 1 части 1 статьи 6.2 данного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
В соответствии с пунктом 1.9 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 г. N 328 (далее - Порядок), периодом предоставления гражданам набора социальных услуг полностью, одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение набора социальных услуг полностью, одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, периодом предоставления ему набора социальных услуг полностью, одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, является период с даты приобретения гражданином права на получение набора социальных услуг полностью, одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, до 31 декабря текущего года.
В п. 3.3 Порядка установлено, что организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с пунктом 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 3.9 Порядка Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
С 2010 года в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 г. N 2104-р Правительству Саратовской области передана часть полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно п. 4 Правил оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденных Постановлением Правительства Саратовской области от 28.01.2010 г. N 29-П (далее - Правила), предоставление социальных услуг осуществляется министерством социального развития области (далее - министерство) через его подведомственные учреждения социальной поддержки населения (далее - УСПН) в виде предоставления санаторно-курортных путевок и территориальные органы (далее - ТО) в виде выплаты компенсации при проезде за счет собственных средств к месту лечения и обратно.
В соответствии с п. 5 указанных Правил Управлением социальной поддержки населения (далее УСПН) ведется постановка граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, на учет.
Положениями п. 9, 10, 14 Правил установлено, что УСПН обобщает и направляет в министерство ежегодные заявки на предоставление путевок в соответствии с количеством граждан, вставших на учет, и профилем заболевания. Заявки оформляются ежегодно, до 1 декабря текущего года на следующий календарный год. Дополнительные заявки на предоставление путевок направляются в министерство ежеквартально в течение текущего года. На основании разнарядки министерства ответственные лица УСПН по доверенности, выданной УСПН, получают в министерстве путевки в санатории, отобранные министерством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Специалисты УСПН по месту жительства граждан, заблаговременно, но не позднее чем за 21 день до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам путевки в соответствии с их заявлениями и справками.
Истцу инвалидность была установлена впервые 30.09.2011 г., нуждаемость в санаторно - курортном лечении была установлена в феврале 2012 года, следовательно, Саакян Г.Г. должен был быть включен в список на получение санаторно-курортной путевки на текущий 2012 год по дополнительной заявке.
В силу п. 23 Правил финансовое обеспечение расходов, предусмотренных настоящими Правилами, за исключением компенсации расходов на проезд междугородным транспортом к месту лечения и обратно и расходов по оплате услуг по оформлению и приобретению билетов на проезд к месту лечения и обратно, осуществляется за счет субвенции, поступившей из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий.
В соответствии с п. 4 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" гражданин может до 01 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 01 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).
Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 01 октября текущего года на период с 01 января года, следующего за годом подачи заявления.
Саакян Г.Г. с заявлением об отказе от санаторно-курортного лечения обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Вольском районе 14 сентября 2012 года. Таким образом, истец отказался от набора социальных услуг на год, следующий за годом подачи заявления, то есть на 2013 год.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что истец своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, а потому ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путёвкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета, поскольку, установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путёвками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счёт средств федерального бюджета.
Недостаточность финансирования расходов на приобретение санаторно-курортных путевок или его отсутствие при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не являются основаниями для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права.
При этом ответчики не могут быть освобождены от исполнения указанных обязанностей, в том числе и при истечении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", так как указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путёвкой на санаторно-курортное лечение.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что имеются законные основания для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны тем, на которые ссылалось министерство социального развития Саратовской области в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Указание в жалобе на непривлечение в качестве ответчика Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации исходя из принципа диспозитивности права, прав министерства социального развития Саратовской области не нарушает и не влияет на правильность разрешенного спора.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вольского районного суда Саратовской области от 14 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства социального развития Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.