Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бартенева Ю.И.,
судей Аршиновой Е.В., Поляниной О.А.,
при секретаре Низове И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям заместителя прокурора города Балаково Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Балаково Саратовской области, муниципальному казенному унитарному предприятию "БалАвтоДор", муниципальному унитарному предприятию "Городские коммунальные сети" о приведении детских игровых площадок в соответствие с требованиями государственных стандартов, по апелляционной и дополнительной апелляционной жалобам администрации муниципального образования город Балаково Саратовской области на решение Балаковского районного суда (2) Саратовской области от 21 декабря 2012 года, которым с учетом дополнительного решения от 29 марта 2013 года исковые требования прокурора удовлетворены частично. На администрацию муниципального образования город Балаково Саратовской области и муниципальное казенное унитарное предприятие "БалАвтоДор" возложена обязанность по устранению несоответствий требованиям государственных стандартов детских игровых площадок, установленных в городе Балаково Саратовской области в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу. В остальной части исковых требований прокурора к администрации муниципального образования город Балаково, муниципальному казенному унитарному предприятию "БалАвтоДор", муниципальному унитарному предприятию "Городские коммунальные сети" отказано.
Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., объяснения представителя администрации муниципального образования город Балаково Макарова А.А., поддержавшего апелляционную и дополнительную апелляционные жалобы, представителя ООО "Сфера - Авиа" Аксеновой А.А., возражавшей против ее удовлетворения, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора города Балаково Саратовской области (далее - прокурор) обратился в суд с исковыми заявлениями, в которых с учетом их уточнения, просил обязать администрацию муниципального образования город Балаково Саратовской области (далее - Администрацию) устранить несоответствие государственным стандартам детских игровых площадок, установленных в городе Балаково Саратовской области по указанным в исках адресам.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой города Балаково Саратовской области проведена проверка в сфере исполнения законодательства, регламентирующего устройство и содержание детских игровых площадок. Проверкой установлено, что Межрегиональным благотворительным фондом "Социальное развитие регионов" по договору от 14 марта 2012 года в собственность Администрации передано имущество - детские игровые комплексы в количестве 350 штук.
Установка игровых комплексов на детских площадках осуществлялась МУП "Городские коммунальные сети" (далее - МУП "ГТС") на основании договора субподряда, заключенного с МКУП "БалАвтоДор". По состоянию на 01 ноября 2012 года установлено 289 детских игровых комплексов по вышеуказанным адресам.
В ходе обследования игровых площадок, проведенного с привлечением специалистов Росстандарта, установлено, что монтаж и установка оборудования игровых площадок осуществлены с нарушением требований ГОСТ.
Прокурор указал, что для безопасной эксплуатации игровых комплексов необходимо оборудовать площадки информационными табличками или досками, содержащими правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов службы спасения, скорой помощи, номер телефонов для сообщения службе эксплуатации о неисправности и поломке оборудования; привести горки, качели, качалки в соответствие с требованиями Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52301-2004 "Оборудование детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования".
Рассмотрев заявленные требования, судом постановлено вышеуказанное решение.
Дополнительным решением от 29 марта 2013 года в удовлетворении исковых требований прокурора к муниципальному унитарному предприятию муниципального образования город Балаково "Городские коммунальные сети" отказано.
Администрация не согласилась с данным решением, в апелляционной и дополнительной апелляционной жалобах просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Автор жалоб считает, что обязанность по приведению элементов детских игровых площадок в соответствие с требованиями государственных стандартов должна быть возложена на изготовителя - общество с ограниченной ответственностью "Сфера-Авиа". Администрация ссылается, что судом к участию в деле в качестве соответчика не привлечен заказчик, по эскизам которого изготовлены игровые площадки - общество с ограниченной ответственностью "Техномаркет".
В заседание судебной коллегии не явились прокурор города Балаково, представитель МКУП "БалАвтоДор", представитель МУП "ГТС", представитель Межрегионального благотворительного фонда "Социальное развитие регионов", представитель Управления благоустройства и дорожного хозяйства МО город Балаково, представитель ООО "Вент-Фасад", извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайства в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, их представителей.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения вынесенного судебного постановления не имеется.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п.п. 20, 25 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
В силу статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии со статьей 703 ГК РФ если иное не предусмотрено договором, подрядчик самостоятельно определяет способы выполнения задания заказчика.
Статьей 706 ГК РФ предусмотрено, что если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Статьей 743 ГК РФ предусмотрено, что подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
Из материалов дела следует, что согласно договору о безвозмездной передаче имущества в собственность от 14 марта 2012 года и акту приема - передачи Межрегиональным благотворительным фондом "Социальное развитие регионов" в собственность МО город Балаково переданы детские игровые комплексы в количестве 350 штук.
Изготовителем игровых комплексов является ООО "Сфера-Авиа (том 2 л.д. 53-58).
Постановлением администрации города Балаково от 29 марта 2012 года N 294 в муниципальную целевую программу "Комплексное благоустройство территории муниципального образования город Балаково на 2010-2012 годы", внесены изменения, согласно которым МКУП "БалАвтоДор" на установку детских площадок, полученных МО город Балаково, выделяется "данные изъяты" рублей (том 1 л.д. 16-17).
Установка детских площадок осуществлена по адресам, указанным в Плане установки детских площадок на территории МО город Балаково на 2012 год (том 1 л.д. 9-15)
29 марта 2012 года между МКУП "БалАвтоДор" и МУП "ГКС" заключен договор субподряда N 0213, согласно которому МУП "ГКС" приняло на себя обязательства по выполнению работ по установке, оборудованию элементов детских площадок на территории МО город Балаково в период с 29 марта 2012 года по 30 ноября 2012 года согласно техническому заданию, являющемуся неотъемлемой частью договора (том 2 л.д. 84).
В соответствии с условиями договора МКУП "БалАвтоДор" приняло на себя обязательства осуществлять контроль за выполнением работ (п. 2.2.1 договора), в случае обнаружения заказчиком некачественно выполненной работы, подрядчик своими силами и за свой счет обязан в согласованный срок устранить недостатки работ для обеспечения их надлежащего качества (п. 7.6 договора).
21 мая 2012 года между МУП "ГКС" и ООО "Вент фасад" заключен договор субподряда N 3001/12 на установку элементов детских площадок (том 2 л.д. 92-95).
Согласно актам о приемке выполненных работ от 18 июня 2012 года и 31 июля 2012 года МУП "ГКС" приняло выполненные ООО "Вент фасад" работы по установке элементов 289 детских площадок на территории МО города Балаково.
Прокуратурой города Балаково с привлечением специалиста отдела (инспекции) в Саратовской области ПМТУ Росстандарта проведена проверка соблюдения законодательства, регламентирующего устройство и содержание детских игровых площадок, в ходе которой установлено, что монтаж и установка оборудования детских игровых площадок адресам: "адрес", осуществлены в нарушение требований пункта 4.1 ГОСТ Р 52 301-2004 "Оборудование детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования" в отсутствие проекта площадки и паспорта изготовителя оборудования.
В нарушение требований пункта 7.5 ГОСТ Р 52301-2004 игровые площадки не оборудованы информационными табличками или досками, содержащими правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов службы спасения, скорой помощи, номера телефонов для сообщения службе эксплуатации о неисправности и поломке оборудования. Помимо этого, по каждой детской площадке выявлено, что горки, качели, качалки и канаты не соответствуют требованиям ГОСТ Р 52301-2004, ГОСТ Р 52168-2003, ГОСТ Р 52169-2003, ГРОСТ Р 52167-2003, ГОСТ Р 52299-2004.
Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы N Б-204 (347) от 20 декабря 2012 года установленные детские площадки не соответствуют требованиям ГОСТ Р 52301-2004 "Оборудование детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования"; ГОСТ Р 52169 - 2003 "Оборудование детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования"; ГОСТ Р 52168-2003 "Оборудование детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний горок. Общие требования"; ГОСТ Р 52167-2003 "Оборудование детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний качелей"; ГОСТ Р 52299 - 2004 "Оборудование детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний качалок. Общие требования".
Экспертизой установлено, что недостатки, связанные с отсутствием информационного обеспечения безопасности, информации об изготовителе, несоответствием высоты конечного участка горки над поверхностью грунта, отсутствие ударопоглощающего покрытия, несоответствие ширины зоны приземления у качелей и качелей-балансир связаны с неправильной установкой. Иные недостатки связаны с нарушением требования ГОСТ при их изготовлении. Детские игровые площадки возможно привести в соответствие с требованиями ГОСТ путем восстановительного ремонта, связанного с демонтажем и заменой отдельных элементов, а именно: зачистить сварные швы; закруглить острые углы и края частей оборудования путем установки накладок; закрыть концы труб накладками; изменить конструкцию лестниц на горках; проверить глубину заглубления и нанести базовую отметку заглубления на элементах; закрепить элементы оборудования таким образом, чтобы исключить возможность их демонтажа без применения инструментов; неподвижно закрепить канаты к перекладинам; нарастить высоту бортиков стартового участка горок до 700 мм в соответствии требованиям ГОСТ; изменить угол наклона участка скольжения горки; изменить длину и высоту конечного участка горки, а также угол отклонения от горизонтали передней кромки окончания горки в соответствии с требованиями ГОСТ; изменить высоту бортиков стартового участка в соответствии с требованиями ГОСТ; выполнить ударопоглощающее покрытие по всей зоне приземления горки; расстояние между боковой стороной сиденья и смежной конструкцией качелей выполнить в соответствие с требованиями ГОСТ путем изменения их конструкции; на качелях жесткие элементы подвеса заменить гибкими; устроить зону приземления для качелей и качелей-балансиров в соответствии с требованиями ГОСТ; применить демпфирование для качелей-балансиров. Выполнить информационное обеспечение безопасности детских площадок с указанием предприятия-изготовителя.
Удовлетворяя требования прокурора в части, районный суд пришел к правильному выводу, с которым соглашается судебная коллегия, что поскольку МКУП "БалАвтоДор" приняв на себя в соответствии с муниципальным заказом обязательства по установке игровых площадок, в соответствующих договорах не установило подрядчикам (субподрядчикам) обязанности по соответствию установки игровых площадок требованиям ГОСТ, работы проведены подрядчиками (субподрядчиками) согласно технической документации, устранение недостатков, связанных с нарушением ГОСТ, допущенных при установке данных игровых площадок, должно быть возложено на МКУП "БалАвтоДор".
Поскольку судом установлено, что в соответствии с п. 6.2 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52301-2004 "Оборудование детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования" контроль за техническим состоянием оборудования, контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец), недостатки ГОСТ, выявленные в ходе проверки, могут быть устранены путем его восстановительного ремонта, является обоснованным вывод суда первой инстанции, что Администрация, принявшая в собственность детские игровые комплексы, обязана устранить недостатки, связанные с нарушениями требований ГОСТ при их изготовлении.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалось заинтересованное лицо в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех имевшихся в деле доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ. С учётом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балаковского районного суда (2) Саратовской области от 21 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Балаково Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.