Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Бартенева Ю.И.,
судей Поляниной О.А., Желонкиной Г.А.,
при секретаре Морозовой М.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ганчаровой М.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах города Саратова (далее ГУ УПФ) о признании права на досрочное назначение пенсии по старости
по апелляционной жалобе ГУ УПФ на решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 22 февраля 2013 года, которым постановлено:
"Признать незаконным решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости N 1001 от 26.11.2012 года Гончаровой М.В. в связи осуществлением лечебной деятельности.
Обязать УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах
г. Саратова назначить Ганчаровой М.В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности с 16.11.2012 года, с учетом включения в стаж в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев периодов работы с 03.06.1997 года по 04.01.2000 года в клинике Саратовского НИИ кардиологии при Саратовском государственном медицинском университете, с 05.01.2000 года по 31.12.2002 года в клинике ГУ "Саратовский
научно-исследовательский институт кардиологии Министерства здравоохранения РФ" в должности медицинской сестры палаты интенсивной терапии, с 01.01.2003 года по 31.12.2003 года в клинике ГУ "Саратовский НИИ кардиологии Министерства здравоохранения РФ" в должности медицинской сестры в отделении реанимации и интенсивной терапии, а также периода нахождения на курсах повышения квалификации с 25.01.2006 года по 28.02.2006 года".
Заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., объяснения представителя ГУ УПФ Рословой В.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения Гончаровой М.В. и её представителя Осиповой Е.А., возражавшей против доводов жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гончарова М.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ, в котором просила признать незаконным решение ГУ УПФ N 1001 от 26.11.2012 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения; обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения с момента обращения за ее назначением с 16.11.2012 года, с учетом включения в стаж лечебной деятельности в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год и 6 месяцев периодов работы с 03.06.1997 года по 04.01.2000 года в клинике Саратовского НИИ кардиологии при Саратовском государственном медицинском университете, с 05.01.2000 года по 31.12.2002 года в клинике ГУ "Саратовский научно-исследовательский институт кардиологии Министерства здравоохранения Российской Федерации" в должности медицинской сестры палаты интенсивной терапии, с 01.01.2003 года по 31.12.2003 года в клинике ГУ "Саратовский научно-исследовательский институт кардиологии Министерства здравоохранения Российской Федерации" в должности медицинской сестры в отделении реанимации и интенсивной терапии, а также периода нахождения на курсах повышения квалификации с 24.01.2006 года по 28.02.2006 года.
Требования мотивировала тем, что решением ГУ УПФ N 1001 от 26.11.2012 года ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы. Считает данное решение неправильным и незаконным по следующим основаниям. ГУ УПФ засчитало ей в стаж лечебной деятельности 26 лет 06 месяцев 27 дней и необоснованно не засчитало в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год и 6 месяцев часть периодов ее работы в учреждениях здравоохранения, которые должны быть засчитаны в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года
N 781 "Об утверждении Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев. А также на основании постановления СМ РСФСР от 06.09.1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" и постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", и с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года N2-П.
В частности, в соответствии с протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N 2161 от 26.11.2012 года ей не засчитаны в стаж лечебной деятельности в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, периоды работы с 03.06.1997 года по 04.01.2000 года в клинике Саратовского НИИ кардиологии при Саратовском государственном медицинском университете, с 05.01.2000 года по 31.12.2002 года в клинике ГУ "Саратовский научно-исследовательский институт кардиологии Министерства здравоохранения Российской Федерации" в должности медицинской сестры палаты интенсивной терапии, с 01.01.2003 года по 31.12.2003 года в клинике ГУ "Саратовский научно-исследовательский институт кардиологии Министерства здравоохранения Российской Федерации" в должности медицинской сестры в отделении реанимации и интенсивной терапии, так как по мнению ответчика должность "медицинская сестра" и структурное подразделение "палата интенсивной терапии" не предусмотрены перечнем должностей и структурных подразделений, работа в которых дает право на льготное исчисление стажа.
В соответствии с п. 2 Списка, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464, право на льготное исчисление выслуги предоставляется среднему медицинскому персоналу отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии.
В соответствии с п. 2 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N1066, право на льготное исчисление стажа предоставляется медицинским сестрам отделений (групп, палат) реанимации и интенсивной терапии.
В соответствии с п. 2 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, право на льготное исчисление стажа предоставляется медицинским сестрам палатным и медицинским сестрам-анестезистам отделений (групп, палат) реанимации и интенсивной терапии.
В указанные периоды она работала в должности медицинской сестры палаты интенсивной терапии, что соответствует вышепоименованным Спискам и Перечням.
В связи с отказами ГУ УПФ в назначении досрочных пенсий работникам НИИ кардиологии по тем основаниям, что структурные подразделения и должности поименованы не в точном соответствии со Списками и Перечнем, были изданы приказы N 2-а от 04.01.2003 года и N 2-6 от 04.01.2004 года о внесении изменений в штатное расписание, которыми палата интенсивной терапии теперь именуется "отделение реанимации и интенсивной терапии больных с острой коронарной патологией", а должность медицинская сестра считается медицинская сестра палатная. С момента поступления в НИИ кардиологии и по настоящее время характер ее работы не изменился, должностные обязанности остались прежними. Таким образом, в спорные периоды она осуществляла лечебную деятельность, предусмотренную Списками и Перечнем.
Кроме того, ей необоснованно не включен в льготный стаж период нахождения на курсах повышения квалификации с 24.01.2006 года по 28.02.2006 года.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку в эти периоды за ней сохранялось место работы и заработная плата за полный рабочий день, за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд. Кроме того, ни в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, ни в Правилах исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516, среди периодов, которые не включаются в периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не поименованы периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
В связи с тем, что прохождение курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности работника и необходимым условием работы по соответствующей специальности, эти периоды необходимо включить в стаж лечебной деятельности в льготном исчислении, так как нахождение на курсах повышения квалификации должно исчисляться в том же порядке, что и время работы.
С учетом включения в стаж лечебной деятельности в льготном исчислении указанных периодов стаж Гончаровой М.В. составит более 30 лет.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.
Не согласившись с решением, ГУ УПФ в апелляционной жалобе просит его отменить в части признания незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости N 1001 от 26.11.2012 года Гончаровой М.В. в связи осуществлением лечебной деятельности; возложения на ГУ УПФ обязанности назначить Гончаровой М.В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности с 16.11.2012 года, с учетом включения в стаж в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев периодов работы с 03.06.1997 года по 04.01.2000 года в клинике Саратовского НИИ кардиологии при Саратовском государственном медицинском университете, с 05.01.2000 года по 31.12.2002 года в клинике ГУ "Саратовский научно-исследовательский институт кардиологии Министерства здравоохранения РФ" в должности медицинской сестры палаты интенсивной терапии, с 01.01.2003 года по 31.12.2003 года в клинике ГУ "Саратовский НИИ кардиологии Министерства здравоохранения РФ" в должности медицинской сестры в отделении реанимации и интенсивной терапии. Ответчик просит вынести в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права. Изложенные в решении выводы суда не соответствуют установленным обстоятельства дела. Указывают на то, что должность "медицинская сестра" и структурное подразделение "палата интенсивной терапии" не предусмотрены перечнем должностей и структурных подразделений, работа в которых дает право на льготное исчисление стажа. ГУ УПФ не согласно с данной судом оценкой представленным доказательствам.
Согласно ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ и п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения вынесенного судебного постановления не имеется, поскольку при разрешении заявления судом правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
При исчислении стажа, дающего право на назначение пенсии в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях", утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781.
В части, не урегулированной названными Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516.
Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях" предусмотрено что, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в том числе, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 Правил.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, предусмотрены отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии - реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 Списка. Пунктом 2 указанного перечня в наименовании должностей предусмотрены медицинские сестры палатные.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года N 2-П для определения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 года для периодов работы до 01.11.1999 года может применяться постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.91 года N 464, а для периодов после 01.11.1999 года и по 12.11.02 года постановление Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1066.
В силу указанных постановлений, исчисление сроков выслуги производится по правилам: врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и шесть месяцев.
В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464, поименован средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно- профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Согласно указанному постановлению, исчисление выслуги среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, производится как один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и шесть месяцев.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 25.07.2011 года N 801н утверждена Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения, согласно которой медицинская сестра относится к среднему медицинскому персоналу.
В соответствии с п. 2 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года. N 1066, право на льготное исчисление стажа предоставляется медицинским сестрам отделений (групп, палат) реанимации и интенсивной терапии.
Как указано в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Из материалов дела следует, что с 03.06.1997 года по 04.01.2000 года Гончарова М.В. работала в клинике Саратовского НИИ кардиологии при Саратовском государственном медицинском университете; с 05.01.2000 года по 31.12.2002 года в клинике ГУ "Саратовский научно-исследовательский институт кардиологии Министерства здравоохранения Российской Федерации" в должности медицинской сестры палаты интенсивной терапии; с 01.01.2003 года по 31.12.2003 года в клинике ГУ "Саратовский научно-исследовательский институт кардиологии Министерства здравоохранения Российской Федерации" в должности медицинской сестры в отделении реанимации и интенсивной терапии.
Решением ГУ УПФ N 1001 от 26.11.2012 года истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы. При этом указанные периоды работы не были засчитаны в льготном исчислении, так как должность "медицинская сестра" и структурное подразделение "палата интенсивной терапии" не предусмотрены перечнем должностей и структурных подразделений, работа в которых дает право на льготное исчисление стажа.
Как было правильно установлено судом первой инстанции, в силу приказов ГУ "Саратовский научно-исследовательский институт кардиологии Министерства здравоохранения Российской Федерации" N 2-а от 04.01.2003 года и N 2-6 от 04.01.2004 года палата интенсивной терапии, в которой работала истец, стала именоваться "отделение реанимации и интенсивной терапии больных с острой коронарной патологией", а должность "медицинская сестра" - "медицинская сестра палатная". При этом в независимости от переименования должностные обязанности Гончаровой М.В. не изменились, также как и не изменились функции данного подразделения.
Кроме того, как следует из материалов дела, работа истца в данном отделении была связана с вредными условиями труда, в связи с чем Гончаровой М.В. предоставлялся дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда, а также производилась доплата за вредность, что подтверждается справками о заработной плате за 1997-2007 года (л.д. 81-96).
Работа истца в спорные периоды была связана с деятельностью по охране здоровья населения, при этом истец работала на полную ставку, полный рабочий день.
Удовлетворяя исковые требования о включении в специальный стаж для назначения пенсии спорных периодов работы в льготном исчислении, суд обоснованно исходил из того, что Гончарова М.В. имеет право на льготное исчисление стажа - один год работы как один год и шесть месяцев, поскольку фактически работала в должности и в подразделении, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений. Истцом суду было представлено достаточно доказательств её работы в должности и подразделении, работа в которых дает право на льготное исчисление специального стажа, в связи с чем ее требования подлежат удовлетворению.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение Федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с подп. 1, 2 ст. 19 Федерального закона N 173-ФЗ
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Удовлетворяя требования Гончаровой М.В. и обязывая ответчика назначить ей пенсию с 16.11.2012 года, суд первой инстанции правильно исходил из того, что на указанную дату истец имела право на назначение льготной пенсии, обратившись в пенсионный орган с соответствующим заявлением и приложив к нему необходимые для назначения пенсии документы.
Судебная коллегия считает данные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал правильную оценку.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования судом первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Доводы жалобы о неправильной оценке представленных доказательств не могут являться основанием для отмены постановленного решения суда, так как суд воспользовался правом, предоставленным ему ст. 67 ГПК РФ, устанавливающей право суда оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Оснований для переоценки доказательств не имеется.
Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 22 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах города Саратова - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.