Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Паршиной С.В., Совкича А.П.,
при секретаре Самохиной Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по искам Незнамова П.И. к министерству здравоохранения Саратовской области, муниципальному учреждению здравоохранения "Городская поликлиника N 19" о признании незаконными действий (бездействия) связанных с ненадлежащим обеспечением лекарственным средством, о возложении обязанности по обеспечению лекарственным средством, о компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов, по апелляционной жалобе министерства здравоохранения Саратовской области и по апелляционной жалобе Незнамова П.И. на решение Фрунзенского районного суда горда Саратова от 11 марта 2013 года, которым постановлено:
"Признать незаконным действия (бездействие) министерства здравоохранения Саратовской области, выразившееся в несвоевременном обеспечении Незнамова П.И. лекарственным средством " "данные изъяты"" по рецепту лечащего врача МУЗ "Городская поликлиника N 19" от "дата" и лекарственным средством " "данные изъяты"" по рецепту лечащего врача МУЗ "Городская поликлиника N 19" от "дата".
Признать незаконным действия (бездействие) МУЗ "Городская поликлиника N 19", выразившееся в несвоевременном обеспечении Незнамова П.И. лекарственным средством " "данные изъяты"" по рецепту лечащего врача МУЗ "Городская поликлиника N 19" от "дата", от "дата", от "дата".
Взыскать с министерства здравоохранения Саратовской области в пользу Незнамова П.И. компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" рублей, судебные расходы в размере "данные изъяты" рублей, а всего взыскать "данные изъяты" рублей.
Взыскать с МУЗ "Городская поликлиника N 19" в пользу Незнамова П.И. компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" рублей, судебные расходы в размере "данные изъяты" рублей, а всего взыскать "данные изъяты" рублей.
В остальной части иска отказать".
Заслушав доклад судьи Совкича А.П., изучив доводы апелляционной жалобы истца Незнамова П.И., выслушав объяснения представителя ответчика министерства здравоохранения Саратовской области Глебова П.И., действующего на основании доверенности от "дата" N, поддержавшего доводы жалобы ответчика и возражавшего против доводов жалобы истца, объяснения представителя третьего лица на стороне ответчиков общества с ограниченной ответственностью "Витафарм" Вишневской М.А., действующей на основании доверенности от "дата", возражавшей против доводов апелляционной жалобы истца, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Незнамов П.И. обратился в суд с исками к министерству здравоохранения Саратовской области о признании незаконными действий по ненадлежащему обеспечению лекарственным препаратом " "данные изъяты"" по рецепту от "дата", от "дата", от "дата", лекарственным препаратом " "данные изъяты"" по рецепту от "дата", лекарственным препаратом " "данные изъяты"" по рецепту от "дата", возложении обязанности устранить задолженность по обеспечению лекарственным препаратом " "данные изъяты"" по рецептам от "дата", от "дата", взыскании компенсации морального вреда в размере "данные изъяты" рублей. Также Незнамов П.И. просил взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей.
В обоснование заявленных требований Незнамов П.И. указывал, что он не был своевременно обеспечен лекарственными препаратами по указанным выше рецептам врача, чем ему причинён моральный вред.
Определением судьи от 18 января 2013 года гражданские дела по искам Незнамова П.И. объединены в одно производство.
Определением судьи от 01 марта 2013 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено МУЗ "Городская поликлиника N 19".
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведённое выше решение.
Министерство здравоохранения Саратовской области в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истца. В обоснование жалобы указывает, что бездействие Министерства здравоохранения Саратовской области отсутствует, поскольку указанные выше рецепты обеспечены на основании поставок лекарственных средств в аптечные учреждения по государственным контрактам, которые ранее были заключены министерством. Министерство выполнило свои функции в полном объёме, так как провело торги и заключило государственные контракты на обеспечение лекарственными препаратами отдельных категорий граждан в пределах выделенного финансирования.
Незнамов П.И. в апелляционной жалобе просит решение суда изменить, удовлетворив заявленные требования полностью. Указывает, что судом необоснованно применены положения приказа министерства здравоохранения Саратовской области от 11 апреля 2007 года N 452 "О мерах по совершенствованию качества обеспечения необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан" так как данный приказ не был опубликован и не может применяться. Суд необоснованно отказал в удовлетворении иска Незнамова П.И. в части возложении обязанности устранить задолженность по обеспечению лекарственным препаратом " "данные изъяты"" по рецептам от "дата", от "дата", так как оснований для освобождения ответчика от данной обязанности не имелось. Также Незнамов П.И. не согласен с определённым судом размером компенсации морального вреда, считал его несоразмерным причинённому вреду. Кроме того, по мнению Незнамова П.И., суд необоснованно снизил размер расходов истца на оплату услуг представителя.
Истец Незнамов П.И., его представитель Незнамов В.П., ответчик муниципальное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 19", третье лицо на стороне ответчиков комитет здравоохранения муниципального образования "Город Саратов" извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьёй 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно статье 8 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" социальная защищённость граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путём установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
В соответствии со статьёй 16 названного Федерального закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится, в том числе защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения.
В силу пункта 4 части 2 статьи 73 Закона, медицинские работники обязаны назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Как установлено статьёй 4.1 Федерального закона Российской Федерации от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов.
Согласно статье 6.1 указанного Федерального закона, инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с настоящей главой.
В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается, в том числе, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки в соответствии с пунктом 1.1 части 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (ст. 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ).
В силу статьи 6.3 Закона, порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Как установлено статьёй 53 Федерального закона Российской Федерации от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" организации оптовой торговли лекарственными средствами могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством Российской Федерации порядке аптечным организациям.
Согласно части 1 статьи 56 названного Федерального закона, изготовление лекарственных препаратов аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществляется по рецептам на лекарственные препараты, по требованиям медицинских организаций, ветеринарных организаций в соответствии с правилами изготовления и отпуска лекарственных препаратов, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 года N 665, содержит указание на лекарственные препараты с международным непатентованным или химическим или торговым наименованием " "данные изъяты"", " "данные изъяты"".
В соответствии с Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утверждённым Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, осуществляется предоставление набора социальных услуг гражданам, указанным в статьях 6.1 и 6.7 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Перечень групп населения и категорий заболеваний при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890, предусматривает предоставление всех лекарственных средств, средств медицинской реабилитации, калоприемников, мочеприемников и перевязочных материалов (по медицинским показаниям) инвалидам I группы, неработающим инвалидам II группы, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет.
Порядком отпуска лекарственных средств, утверждённым Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 785, предусмотрено, что отпуск лекарственных средств по рецепту врача и без рецепта врача осуществляется аптечными учреждениями (организациями), имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (пункт 1.3). Выписанные по рецепту врача лекарственные средства подлежат отпуску аптеками и аптечными пунктами (пункт 1.4). Рецепты на лекарственные средства, включенные в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера), и не вошедшие в минимальный ассортимент лекарственных средств, обслуживаются в срок, не превышающий десяти рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию) (пункт 2.13).
Как следует из материалов дела, Незнамов П.И. является инвалидом первой группы, имеет право на предоставление региональной льготы в виде получения лекарственных средств бесплатно, наблюдается в муниципальном учреждении здравоохранения "Городская поликлиника N 19". Незнамову П.И. было назначено лечение и выданы следующие рецепты: "дата", "дата" и "дата" на лекарственное средство " "данные изъяты"", "дата" на лекарственное средство " "данные изъяты"", "дата" на лекарственное средство " "данные изъяты"".
При обращении Незнамова П.И. в аптечный пункт общества с ограниченной ответственностью "ВИТАФАРМ" указанные рецепты были поставлены на отсроченное обслуживание в связи с отсутствие данных лекарственных средств.
Лекарственным средством " "данные изъяты"" по рецепту от "дата" истец был обеспечен "дата". Лекарственным средством " "данные изъяты"" по рецепту от "дата" истец был обеспечен "дата". Лекарственным средством " "данные изъяты"" по рецепту от "дата" истец был обеспечен "дата". Рецепты на лекарственное средство " "данные изъяты"" от "дата" и от "дата" были сняты с контрольного обеспечения на основании письма заместителя главного врача муниципального учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 19" от 19 октября 2012 года.
Суд первой инстанции установил, что лекарственное средство " "данные изъяты"" отсутствовало в аптечном пункте, поскольку муниципальное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 19" не подало своевременно заявку на поставку препарата.
Лекарственные средства " "данные изъяты"" и " "данные изъяты"" отсутствовали в аптечном пункте, поскольку министерством здравоохранения Саратовской области не в полном объёме были выполнены заявки лечебного учреждения и комитета здравоохранения администрации муниципального образования "Город Саратов" на указанные препараты.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно признал незаконными действия министерства здравоохранения Саратовской области и муниципального учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 19", выразившиеся в несвоевременном обеспечении Незнамова П.И. указанными выше лекарственными средствами.
Согласно статье 151 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со статьёй 1101 части первой Гражданского кодекса российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что действиями ответчиков нарушены права Незнамова П.И. на получение назначенного лечащим врачом лекарственного средства, что неразрывно связано с состоянием здоровья, опасения которого за возможное ухудшение состояния своего здоровья при наличии заболевания не могли не причинить Незнамову П.И. нравственных страданий.
Размер компенсации морального вреда определён судом с учётом характера причинённых истцу страданий, степени вины ответчиков, и в соответствии с требованиями разумности и справедливости. Оснований для изменения размера компенсации морального вреда судебная коллегия не усматривает.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для возложения на Министерство здравоохранения Саратовской области обязанности по обеспечению рецептов от "дата" и от "дата" на лекарственное средство "Мезим форте" судебная коллегия считает правильным, поскольку исходя из положений Порядка отпуска лекарственных средств, утверждённого приказом министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 785, единовременный отпуск лекарственных средств в количестве, необходимом для лечения в течение двух месяцев возможен только в исключительных случаях (отъезд больного за город, невозможность регулярно посещать аптечное учреждение и так далее). Учитывая, что истец обеспечен лекарственным средством " "данные изъяты"" "дата" по рецепту от "дата", приведённых выше исключительных обстоятельств для единовременного предоставления истцу лекарственного средства в количестве, необходимом для лечения в течение двух месяцев и нуждаемости истца в таком лечении, судом не установлено, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска Незнамова П.И. в данной части.
Доводы истца о том, что судом первой инстанции необоснованно применены положения приказа министерства здравоохранения Саратовской области от 11 апреля 2007 года N 452 "О мерах по совершенствованию качества обеспечения необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан" так как данный приказ не был опубликован и не может применяться, на правильность вывода суда первой инстанции в данной части не влияют.
Размер расходов истца на оплату услуг представителя определён судом первой инстанции в разумных пределах, в соответствии с положениями части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с учётом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17 июля 2007 года N 382-О-О, исходя из конкретных обстоятельств дела и необходимости установления баланса между правами истца и ответчиков.
Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
С учётом приведённых обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 11 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства здравоохранения Саратовской области и апелляционную жалобу Незнамова П.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.