Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бартенева Ю.И.,
судей Желонкиной Г.А., Поляниной О.А.,
при секретаре Морозовой М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Дикарева Г.Ю. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дергачевском районе Саратовской области о признании права на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, включении в стаж педагогической работы периодов работы, назначении досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дергачевском районе Саратовской области от 03 апреля 2013 года, которым исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., объяснения представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дергачевском районе Саратовской области Давыдовой О.П., поддержавшей апелляционную жалобу, объяснения представителя Дикарева Г.Ю. - Маматовой И.К., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дикарев Г.Ю. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дергачевском районе Саратовской области(далее УПФР в Дергачевском районе Саратовской области) о признании права на досрочную пенсию по возрасту в связи с педагогической деятельностью, включении в стаж педагогической работы периодов работы, назначении досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения.
В обоснование требований истец указал, что с 15.08.1988 года и по настоящее время ведет педагогическую деятельность. 13.02.2013 года обратился в УПФР в Дергачевском районе Саратовской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Однако решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Дергачевском районе Саратовской области(протокол N от 19.02.2013 года), ему было отказано в назначении трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа.Комиссия исключила из стажа периоды: нахождения на курсах повышения квалификации с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата"; работы в должности преподавателя начальной военной подготовки с "дата" по "дата"; работы в должности организатора по внеклассной работе с "дата" по "дата", с "дата" по "дата"; прохождения действительной военной службы с "дата" по "дата". Истец просил признать право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, включить спорные периоды в стаж педагогической работы, обязав назначить пенсию с момента обращения, т.е. с "дата".
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
Не согласившись с решением суда УПФР в Дергачевском районе Саратовской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что наименование должностей преподавателя начальной военной подготовки и организатора по внеклассной работе которые истец занимал в спорные периоды не поименовано Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденным Постановлением Правительства РФ от "дата" N 781. Судом необоснованно включены периоды работы с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата" в должности учителя, поскольку отсутствуют доказательства занятия истцом штатной должности. Выполнение педагогической нагрузки без занятия штатной должности права на пенсию по постановлению от 29.10.2002. N781 не дает. Апеллятор указывает, что постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516, постановлением Правительства РФ от 21.09.1999 года N 1067 строго очерчен круг периодов, включаемых в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не предусмотрено включение периодов нахождения на курсах повышения квалификации. Автор жалобы полагает, что судом необоснованно включен период прохождения истцом действительной военной службы с "дата" по "дата" годы в стаж педагогической деятельности, поскольку на момент действия Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 у Дикарева Г.Ю. не имелось 2\3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии.
В заседании судебной коллегии представитель УПФР в Дергачевском районе Саратовской области Давыдова О.П. поддержала доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Представитель Дикарева Г.Ю. - Маматова И.К. полагала решение суда законным и обоснованным.
Дикарев Г.Ю., извещенный надлежащим образом, не явился, о причинах неявки не уведомил, не просил об отложении разбирательства дела. В соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения исходя из доводов апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 данного Федерального закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что решением УПФР в Дергачевском районе Саратовской области N38 от 19.02.2013 года Дикареву Г.Ю. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из протокола комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N от 19.02.2013 года следует, что в специальный стаж истца не были включены периоды: нахождения на курсах повышения квалификации с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата"; работы в должности преподавателя начальной военной подготовки с "дата" по "дата"; работы в должности организатора по внеклассной работе с "дата" по "дата", с "дата" по "дата"; прохождения действительной военной службы с "дата" по "дата".
Удовлетворяя требования истца, суд исходил из следующего.
В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Дикарев Г.Ю. осуществлял педагогическую деятельность в должности преподавателя начальной военной подготовки с "дата" по "дата" в Демьясской средней школе, что подтверждается трудовой книжкой.
В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, указана должность преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки).
Эта же должность указана и в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, действовавшем до принятия постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
В Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", предусмотрена должность - военный руководитель (руководитель допризывной подготовки молодежи).
Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 03.10.2002 года N 68 установлено тождество наименования должности "преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности" наименованию должности "военный руководитель".
В силу Постановления Совета Министров СССР от 29.04.1968 года N 289 "О сроках и порядке введения начальной военной подготовки молодежи", в штаты средних образовательных школ, средних специальных заведений и учебных заведений системы профессионально-технического образования вводилась должность военного руководителя (п. 6), определялся порядок исчисления размера их должностного оклада (п. 7 Постановления).
Постановление Совета Министров СССР от 29.04.1968 года N 289 являлось специальным нормативным актом, которым регламентировались не только вопросы порядка введения начальной военной подготовки молодежи в общеобразовательных учреждениях, но также гарантировались льготы военным руководителям, в том числе в области пенсионного обеспечения.
Так, пунктом 8 указанного Постановления предусматривалось, что на военных руководителей школ, средних специальных учебных заведений и учебных заведений системы профессионально-технического образования распространяется порядок пенсионного обеспечения, а также льготы, преимущества и продолжительность очередных отпусков, установленные соответственно для учителей и преподавателей школ, средних специальных учебных заведений и учебных заведений системы профессионально-технического образования.
Согласно п. 2.5 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" также предусматривалось, что военным руководителям средних специальных учебных заведений и учебных заведений системы профессионально-технического образования пенсии за выслугу лет назначаются как преподавателям.
Пунктом 9 Постановления Совета Министров СССР от 29.04.1968 предусматривалось, что в педагогический стаж военных руководителей, учителей (преподавателей) начальной военной подготовки школ, средних специальных учебных заведений и учебных заведений системы профессионально-технического образования и инспекторов начальной военной подготовки засчитывается время службы в Вооруженных Силах СССР на должностях офицерского, сержантского и старшинского состава.
Следовательно, специальным нормативным актом военным руководителям, учителям (преподавателям) начальной военной подготовки гарантировался зачет в педагогический стаж в полном объеме период службы в Вооруженных силах СССР путем его суммирования, а также сохранение льгот и преимуществ, установленных для преподавательского состава школ и иных учебных заведений.
По документам Муниципального казенного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа "адрес"" и Управления образования Дергачевского муниципального района установлено, что приказом N от 15.08.1988 года Дикарев Г.Ю. назначен военным руководителем с 15.08.1988 года.
В соответствии с расчетно-платежными ведомостями по начислению заработной платы, по лицевым счетам Дикарев Г.Ю. значится работающим в должности военрука с августа 1988 года по август 1989 года.
Проанализировав имеющиеся документы, суд пришел к правильному выводу о том, что фактически истец являлся преподавателем-организатором начальной военной подготовки и основ безопасности жизнедеятельности, а характер выполняемой им работы аналогичен предусмотренной Списками работе преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки).
Учитывая, что тождественность выполняемых истцом функций тем работам, которые дают право на пенсию, установлена в ходе судебного разбирательства, суд обоснованно включил указанный выше спорный период в трудовой стаж истца.
Работа в должности организатора по внеклассной работе с "дата" по "дата", с "дата" по "дата" не была засчитана в стаж истцу для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку указанная должность не поименована Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденным Постановлением Правительства РФ от "дата" N 781.
Вместе с тем пункт 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 предусматривает включение работы в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (зaисключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Положениями пп. "б" п.8 Правил предусмотрено, что в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должностях директора (начальника, заведующего) детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии, а также заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
В п. 10 Правил указано, что работа в должностях организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми засчитывается в стаж работы за период до 01.11.1999 года.
Кроме того, пунктом 12 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12.04.1984 года N 313 "О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшения условий работы общеобразовательной школы" (СП СССР, 1984, N 18, ст. 101) в Перечень учреждений, организаций и должностей работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 включен период работы в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы.
Согласно сведениям трудовой книжки истца, справке, уточняющей особый характер работ или условий труда, необходимых для назначения льготных пенсий N192 от 13.02.2013 года, архивной справке о работе N1529 от 12.2011 года, выписке из приказов N60 от 12.02.1990 года и N 28 от 31.08.1989 года по Демьясской средней школе Дикарев Г.Ю. работал в Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа "адрес"" Дергачевского района в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работе с "дата" по "дата" и учителя физкультуры с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата". Приказом N от 20 августа 1990 года Дикарев Г.Ю. освобожден от обязанностей завуча и организатора по внеклассной работе с оставлением его учителем физкультуры.
В соответствии с расчетно-платежными ведомостями по начислению заработной платы, лицевым счетам Дикарев Г.Ю. значился работающим в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работе с сентября 1989 года по август 1990 года; в должности учителя физкультуры с сентября 1990 года по декабрь 1996 года. В тарификационных списках с 1988 года по сентябрь 1996 года Дикарев Г.Ю. тарифицируется по должности учителя. По расчетно-платежным ведомостям по начислению заработной платы за период с 1997 по 2004 годы Дикарев Г.Ю. значится работающим учителем физкультуры.
При таких обстоятельствах, учитывая положения п.4, п.6, пп. "б" п.8 Правил, районный суд пришел к обоснованному выводу, что спорные периоды работы Дикарева Г.Ю. организатором по внеклассной работе с "дата" по "дата", учителем физкультуры с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата" подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости, поскольку он выполнял в спорные периоды обязанности, связанные с педагогическими функциями по учебно-воспитательной работе с детьми. Неточное указание должности Дикарева Г.Ю. в трудовой книжке не может служить основанием к отказу в удовлетворении исковых требований в этой части, поскольку наименование должности подтверждено другими документами (приказами, тарификационными списками).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. N 2-П определено, что переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не должен приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан и не должен препятствовать осуществлению оценки приобретенных до 01.01.2002 г. пенсионных прав, по нормам ранее действующего законодательства.
В п.1.1 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 г. N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранение" указано, что в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" пенсии за выслугу лет назначаются независимо от возраста: учителям и другим работникам просвещения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет.
В п. 3.2 данного Инструктивного письма указано, что в соответствии с абзацем вторым п. 2 Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа по специальности в техникумах, в школах, училищах и на курсах профессионального и профессионально-технического образования, во внешкольных детских учреждениях и др. К работе по специальности относится: в средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях - работа в качестве директора, его заместителя по учебной (учебно-воспитательной) работе, мастера (инструктора) производственного обучения, воспитателя общежития (если общежитие является структурным подразделением учебного заведения) и т.д.; в школе - работа в качестве мастера производственного обучения, инструктора по труду.
Истцу из стажа были исключены периоды прохождения действительной военной службы с "дата" по "дата" и нахождения на курсах повышения квалификации с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата".
Постановлением Правительства РФ N 516 от 11 июля 2002 года утверждены "Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости". Согласно п. 4данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правиламиили иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Направление на курсы повышения квалификации педагогических работников, неразрывно связано с педагогической деятельностью и действующим законодательством отнесено к рабочему времени соответствующего работника.
В силу ст. 187Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата, с которой работодатель должен отчислять страховые взносы в ПФ.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
В период службы Дикарева Г.Ю. в Вооруженных Силах СССР с 22 ноября 1985 года по 01 декабря 1987 года действовало Положение "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утверждённое постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
Согласно п. 1 названного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям и другим работникам просвещения служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.
В силу п. 4 Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
В соответствии с п. 1.2 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года указанный стаж составляет 16 лет и 8 месяцев.
С включением в специальный стаж Дикарева Г.Ю. спорных периодов: нахождения на курсах повышения квалификации с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата" (1 месяц8 дней); работы преподавателем начальной военной подготовки с "дата" по "дата" (1 год 16 дней); организатором по внеклассной работе с "дата" по "дата" (1 год); учителем физкультуры с "дата" по "дата", с "дата" по "дата" (11 лет 9 месяцев 17 дней) его стаж на момент подачи заявления во назначении досрочной трудовой пенсии составит более 16 лет 8 месяцев (более 23 лет) необходимых для включения периода службы в армии.
Судебная коллегия соглашается с выводом районного суда, что период службы Дикарева Г.Ю. в составе Вооруженных Сил СССР с "дата" по "дата" (2 года 9дней) подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на трудовую пенсию по старости.
Правовое регулирование сроков назначения трудовой пенсии регламентируется ст. 19Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которой трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку при включении судом спорных периодов в стаж работы истца у него на момент обращения в УПФР в Дергачевском районе Саратовской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью имелся необходимый трудовой стаж, суд правомерно удовлетворил требование о назначении пенсии с момента обращения.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ершовского районного суда Саратовской области от 03 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дергачевском районе Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.