Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Пантелеева В.М., Тришкиной М.А.,
при секретаре Платицыной Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Зотовой Г.К. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Энгельсском районе Саратовской области о признании несоответствующим закону решения об исключении из стажа работы на Крайнем Севере периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, понуждении к перерасчету пенсии с исчислением стажа работы на Крайнем Севере в полуторном размере и с применением повышенного коэффициента соотношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, по апелляционной жалобе Зотовой Г.К. на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 12 марта 2013 года, которым Зотовой Г.К. отказано в удовлетворении вышеуказанных требований.
Заслушав доклад судьи областного суда Пантелеева В.М., пояснения представителя Зотовой Г.К. - Зотова И.Е., поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителей Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Энгельсском районе Саратовской области (далее - УПФ) Тузовой Ю.П.(доверенность от 09.01.2013 г.), Барсаевой Л.Ю. (доверенность от 30.05.2013 г.), полагавших решение суда оставить без изменения, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зотова Г.К. обратилась в суд с требованиями о признании незаконным решения комиссии при УПФ об исключении из её стажа работы в районах Крайнего Севера периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы с 03 июня 1990 года по 20 июля 1990 года, с 01 января 1991 года по 18 января 1991 года, с 28 июля 1991 года по 30 августа 1991 года, с 10 июля 1992 года по 02 августа 1992 года, с 12 августа 1994 года по 30 сентября 1994 года, просила обязать ответчика произвести перерасчет начисленной пенсии с 30 декабря 2009 года с исчислением в полуторном размере стажа работы на Крайнем Севере и с применением повышенного коэффициента 1,9 соотношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране. Требования обосновывала тем, что ей с 18 июня 2009 года была установлена трудовая пенсия по инвалидности. Полагая, что имеет право на получение повышенного размера пенсии, в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ, поскольку 15 лет проработала в районе Крайнего Севера и имеет на момент оформления пенсии 25 лет 11 месяцев 15 дней страхового стажа, она в октябре 2010 года обратилась с заявлением о проверке правильности порядка и размера назначенной ей пенсии, в чем ей было отказано. Последующие обращения в Пенсионный фонд привели к перерасчету размера назначенной пенсии в меньшем размере, в связи с исключением из стажа работы в районах Крайнего Севера периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы. Основанием перерасчета стажа явились сведения из справки о заработке, выданной филиалом аэропорта ФГУП "Ч". Считала незаконным решение ответчика от 05 марта 2012 года об исключении из стажа работы в районах Крайнего Севера (далее - РКС) периодов нахождения её в отпусках без сохранения заработной платы. Указывала, что справка о размере заработной платы не может являться документом для подтверждения стажа, так как единственным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. Согласно сведениям трудовой книжки её стаж не прерывался, за ней сохранялось на время отпуска без сохранения заработной платы рабочие место. По данным трудовой книжки стаж работы в РКС составляет 15 лет 05 месяцев 06 дней, которые при первичном назначении пенсии были полностью зачтены.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Зотова Г.К. просит решение суда отменить, принять новое решение. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которые ссылалась в суде первой инстанции в обоснование своих требований. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела. Полагает, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
На доводы апелляционной жалобы УПФ принесены возражения, в которых оно просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель Зотовой Г.К. - Зотов И.Е. доводы жалобы поддержал.
Представители УПФ Тузова Ю.П., Барсаева Л.Ю. полагали решение суда оставить без изменения.
Зотова Г.К. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представила, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовала, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в её отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с Законом РФ от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 340-1) пенсии устанавливались до 01.01.2002 г.
Положениями ст. 14 Закона N 340-1 было предусмотрено, что пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется правило, установленное частью второй настоящей статьи. К работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, указанная в статье 12 Закона. Перечень районов Крайнего севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (далее - МКС), утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу пп.6 п.1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В пп. 7. п. 1 ст. 14 Закона указано, что лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рублей в месяц. Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Положениями пунктов 1, 2, 4 ст. 20 вышеуказанного Закона предусмотрено, что перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера трудовой пенсии в сторону уменьшения; с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. Заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) рассматривается не позднее чем через пять дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. В случае отказа в удовлетворении этого заявления орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка обжалования и одновременно возвращает все документы.
В п. 3 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. указано, что для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При этом учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абзацем седьмым настоящего пункта, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.
Из материалов дела следует и установлено судом, что 18.06.2009 г. Зотовой Г.К. была установлена трудовая пенсия по инвалидности. На дату назначения трудовой пенсии по инвалидности, то есть на 18.06.2009 г. был исчислен страховой стаж 25 лет 11 месяцев 15 дней, из них стаж работы в районах Крайнего Севера - 15 лет 5 месяцев 6 дней. Продолжительность общего трудового стажа на 01.01.2002 г. - 18 лет 5 месяцев 28 дней. Среднемесячный заработок для исчисления размера пенсии учтен за период работы в ФГУП "Ч" с июня 1989 г. по май 1994 г. и его отношение к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период составило 2,212 (с учетом ограничения -1,2). В назначенной пенсии фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности применен был в повышенном размере, предусмотренном для лиц, проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера.
В феврале 2012 года в порядке контроля по документам пенсионного дела Зотовой Г.К. была проведена проверка правильности исчисления размера её пенсии. По результатам проверки 05 марта 2012 года принято решение о том, что периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, указанные в справках о заработной плате N 195/03 от 20.10.2005 г. и N 47/03 от 30.03.2006 г. с 03 июня 1990 года по 20 июля 1990 года, с 01 января 1991 года по 18 января 1991 года, с 28 июля 1991 года по 30 августа 1991 года, с 10 июля 1992 года по 02 августа 1992 года, с 12 августа 1994 года по 30 сентября 1994 года, необоснованно засчитаны в стаж работы в районах Крайнего Севера и трудовая пенсия по инвалидности установлена в завышенном размере. Указанные периоды были исключены из стажа работы в районах Крайнего Севера, стаж составил 14 лет 11 месяцев 16 дней, произведен перерасчет размера пенсии, переплата пенсии учтена на забалансовом счете отчетности УПФ.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
При проведении проверки пенсионного дела истицы в феврале 2012 г ответчиком было установлено, что фиксированный базовый размер пенсии Зотовой Г.К. завышен в результате ошибочного включения в льготный стаж периодов её нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, отраженных в справках N195/03 от 20.10.2005 г. и N47/03 от 30.03.2006 г. Справки о заработной плате являются допустимыми документами, подтверждающими периоды работы гражданина, с указанием периодов назначения заработной платы, из которой производятся удержания, в том числе и на социальное обеспечение.
С 01.01.2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 г. N213-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". Согласно п. 10 ст. 37 вышеуказанного Закона в случае обнаружения ошибки, допущенной органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при установлении и (или) выплате трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и других денежных выплат, установление которых возложено на эти органы, указанными органами производится устранение данной ошибки исходя из норм законодательства Российской Федерации, в том числе и приведение размеров этих пенсий и других денежных выплат в соответствие с законодательством. Установление пенсий и других денежных выплат в размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
В пункте 18.1 Правил выплаты пенсии в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных постановлением Пенсионного фонда РФ N 15п, Минтруда РФ N 18 от 16.02.2004 г. предусмотрено, что в случае обнаружения ошибки, допущенной территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при выплате пенсии, в том числе ошибки, допущенной по данным, содержащимся в документах, необходимых для выплаты и доставки пенсии, указанным органом производится устранение данной ошибки, исходя из норм законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, районный суд признал, что ответчик, обнаружив ошибку, был вправе и обязан в рамках предоставленного ему законом права, устранить ее путем принятия решения об исключении из стажа работы в РКС указанных выше отпусков, в результате чего названный стаж составляет менее требуемой п.6 ст. 15 Закона от 17.12.2001 г. N173-Ф3 продолжительности льготного стажа (14 лет 11 месяцев 16 дней), а потому размер пенсии уменьшился.
В настоящее время вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11.07.2002 г., которые не предусматривают включение в стаж на соответствующих видах работ и работы в особых природно-климатических условиях (РКС и МКС) времени нахождения в отпуске без сохранения заработной платы. В нормативных правовых актах, действовавших на момент предоставления истице таких отпусков, также не было установлено право на включение отпусков без сохранения заработной платы в специальный стаж, за исключением отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
На основании изложенного, учитывая, что законодателем установлена специальная норма, предоставляющая органам пенсионного обеспечения приводить в соответствие с действующим законодательством размеры пенсии застрахованных лиц, а также фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции посчитал, что следует отказать в удовлетворении требования о признании незаконным решения комиссии от 05.03.2012 г. N709.
Кроме того, суд признал, что не подлежат удовлетворению требования истицы о производстве перерасчета пенсии с 30 декабря 2009 года, в связи с наступлением 50 - летнего возраста у истицы, и при этом произвести исчисление стаж работы в полуторном размере и в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. произвести оценку пенсионных прав истицы и определить расчетный размер трудовой пенсии с применением повышенного коэффициента в 1,9, для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в КС и МКС (пп. 6 п.1 ст.28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации.
Порядок и условия исчисления стажа на соответствующих видах работ определяется законодательством для каждой категории досрочных пенсий и, соответственно, подлежат применению только к конкретному виду досрочной пенсии; применение порядка исчисления стажа, предусмотренного для одного вида досрочной пенсии, при рассмотрении права на другой вид досрочной пенсии не допускается.
Поскольку требования истицы о признании решения об исключении из стажа работы в РКС периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы не подлежат удовлетворению, права на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по инвалидности у Зотовой Г.К. не имеется, так как продолжительность её стажа работы в районах Крайнего Севера составляет менее 15 лет. В связи с чем, размер ее пенсии приведен в соответствие с действующим законодательством.
При определении расчетного размера трудовой пенсии в порядке, установленном п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ, исчисление продолжительности периодов трудовой деятельности, включаемых в общий трудовой стаж, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, данные требования указаны в самом пункте статьи.
По выбору застрахованного лица на основании личного заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, может быть произведен перерасчет размера пенсии в порядке, установленном п. 4 статьи 30 ФЗ N 173 с учетом кратного исчисления отдельных периодов работы, в том числе и с применением всего порядка расчета размера пенсии по основаниям п. 4 ст. 30. С данным заявлением истца не обращалась, и вправе обратиться независимо от того, что предварительно рассчитав размер пенсии по данному варианту, ответчик установил, что пенсия будет менее выгодной.
Суд пришел к выводу о необоснованности требований истицы о применении повышенного отношения заработков, поскольку на 01.01.2002 г. Зотова Г.К. не проживала в районах Крайнего Севера, а также на указанную дату не выработала требуемый стаж на Крайнем Севере (15 лет) и требуемый страховой стаж (20 лет).
С учетом требований норм права и изложенных обстоятельств, судебная коллегия считает, что районный суд пришел к обоснованному выводу о том, что не имеется оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалась истица в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 12 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зотовой Г.К. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.