Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Пантелеева В.М., Тришкиной М.А.,
при секретаре Платицыной Т.Н.,
с участием прокурора Новичкова Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Вольского межрайонного прокурора, действующего в интересах Алимовой А.Х., к Государственному казенному учреждению Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Вольского района" и к министерству социального развития Саратовской области об обеспечении санаторно-курортной путевкой за 2012 год, по апелляционной жалобе министерства социального развития Саратовской области на решение Вольского районного суда Саратовской области от 14 марта 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Вольского межрайонного прокурора, действующего в интересах Алимовой А.Х. к Государственному казенному учреждению Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Вольского района" и к министерству социального развития Саратовской области об обеспечении санаторно-курортной путевкой за 2012 год удовлетворить полностью.
Обязать Государственное казенное учреждение Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Вольского района" и министерство социального развития Саратовской области обеспечить Алимову А.Х. санаторно-курортной путевкой за 2012 год.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вольский межрайонный прокурор, действующий в интересах Алимовой А.Х., обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что Алимова А.Х., (данные изъяты) года рождения, является инвалидом ... группы. Алимовой А.Х. была выдана справка от 14.02.2012 г. для получения путевки на санаторно-курортное лечение. 22.02.2012 г. она обратилась в Государственное казенное учреждение Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Вольского района" (далее - УСПН) с заявлением о получении путевки на санаторно-курортное лечение. Согласно информации УСПН Алимова А.Х. в 2012 году санаторно-курортную путевку не получила.
Прокурор просил обязать УСПН и министерство социального развития Саратовской области обеспечить Алимову А.Х. санаторно-курортной путевкой за 2012 год.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе министерство социального развития Саратовской области просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которых основывало свои возражения в суде первой инстанции. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права. Указывает, что судом при вынесении решения не было учтено то, что в соответствии с действующим законодательством, обращение гражданина в 2012 году влечет обеспечение его путевкой на санаторно-курортное лечение только в следующем 2013 году, из заложенных на эти цели денежных средств. Кроме того, на момент рассмотрения дела судом истек срок действия справки для получения путевки, выданной Алимовой А.Х., следовательно, судом не был установлен факт наличия показаний и отсутствия противопоказаний нуждаемости Алимовой А.Х. в санаторно-курортном лечении. Также судом не принято во внимание, что действующее законодательство не содержит гарантий ежегодного предоставления путевок на санаторно-курортное лечение и ни одна из категорий граждан, получающих государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, не имеет приоритетного права на обеспечение санаторно-курортным лечением, а потому, с учетом равных прав граждан-получателей набора социальных услуг, санаторно-курортное лечение предоставляется в порядке очередности, устанавливаемой с даты подачи заявления о выделении путевки. В качестве третьего надлежащего ответчика по делу следовало привлечь Министерство финансов РФ, однако по неизвестным причинам в удовлетворении данного ходатайства судом было отказано.
На доводы апелляционной жалобы Вольским межрайонным прокурором принесены возражения, в которых он просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции прокурор считал решение суда законным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Алимова А.Х., являясь инвалидом 3 группы, обратилась в УСПН с заявлением о предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение, приложив медицинскую справку о нуждаемости в таком лечении, подтверждающую наличие медицинских показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, с указанием рекомендуемого сезона лечения, однако санаторно-курортное лечение ей в 2012 году предоставлено не было из-за значительного числа граждан, имеющих право на данный вид льгот, и недостаточности финансовых средств на эти цели.
Федеральным законом от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
Согласно статье 6.3 закона, учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты. Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года. Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
В соответствии с пунктом 1.9 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 г. N 328 (далее - Порядок), периодом предоставления гражданам набора социальных услуг полностью, одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение набора социальных услуг полностью, одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, периодом предоставления ему набора социальных услуг полностью, одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, является период с даты приобретения гражданином права на получение набора социальных услуг полностью, одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, до 31 декабря текущего года.
В п. 3.3 Порядка установлено, что организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с пунктом 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 3.9 Порядка Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
С 2010 года в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 г. N 2104-р Правительству Саратовской области передана часть полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно п. 4 Правил оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденных Постановлением Правительства Саратовской области от 28.01.2010 г. N 29-П (далее - Правила), предоставление социальных услуг осуществляется министерством социального развития области (далее - министерство) через его подведомственные учреждения социальной поддержки населения (далее - УСПН) в виде предоставления санаторно-курортных путевок и территориальные органы (далее - ТО) в виде выплаты компенсации при проезде за счет собственных средств к месту лечения и обратно.
В соответствии с п. 5 указанных Правил УСПН ведется постановка граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, на учет.
Положениями п. 9, 10, 14 Правил установлено, что УСПН обобщает и направляет в министерство ежегодные заявки на предоставление путевок в соответствии с количеством граждан, вставших на учет, и профилем заболевания. Заявки оформляются ежегодно, до 1 декабря текущего года на следующий календарный год. Дополнительные заявки на предоставление путевок направляются в министерство ежеквартально в течение текущего года. На основании разнарядки министерства ответственные лица УСПН по доверенности, выданной УСПН, получают в министерстве путевки в санатории, отобранные министерством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Специалисты УСПН по месту жительства граждан, заблаговременно, но не позднее чем за 21 день до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам путевки в соответствии с их заявлениями и справками.
В силу п. 23 Правил финансовое обеспечение расходов, предусмотренных настоящими Правилами, за исключением компенсации расходов на проезд междугородным транспортом к месту лечения и обратно и расходов по оплате услуг по оформлению и приобретению билетов на проезд к месту лечения и обратно, осуществляется за счет субвенции, поступившей из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что истец своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, а потому ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путёвкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета, поскольку, установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путёвками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счёт средств федерального бюджета.
Недостаточность финансирования расходов на приобретение санаторно-курортных путевок или его отсутствие при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не являются основаниями для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права.
При этом ответчики не могут быть освобождены от исполнения указанных обязанностей, в том числе и при истечении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", так как указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путёвкой на санаторно-курортное лечение.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что имеются законные основания для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что при вынесении решения не было учтено то, что в соответствии с действующим законодательством, обращение гражданина в 2012 году влечет обеспечение его путевкой на санаторно-курортное лечение только в следующем 2013 году, из заложенных на эти цели денежных средств, является несостоятельным, посколькупо общему правилу, сформулированному в статье 6.3 Федерального закона Российской Федерации от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и принятому в соответствии с данной статьей Порядке, периодом предоставления гражданам социальной услуги в виде санаторно-курортного лечения является календарный год и в случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальной услуги, периодом предоставления ему социальной услуги является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года. Положения пункта 9 Правил указанным требованиям закона не противоречат, поскольку предусматривают обязанность учреждений социальной поддержки населения по ежеквартальному направлению дополнительных заявок граждан на предоставление путевок в министерство социального развития области.
Указание в жалобе на непривлечение в качестве ответчика Министерства финансов Российской Федерации, исходя из принципа диспозитивности права, прав министерства социального развития Саратовской области не нарушает и не влияет на правильность разрешенного спора. Данное ходатайство согласно протоколу судебного заседания было разрешено судом в соответствии с требованиями ГПК РФ и с указанием причин отказа в его удовлетворении.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалось министерство социального развития Саратовской области в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вольского районного суда Саратовской области от 14 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства социального развития Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.