Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Захарова В.Н.,
судей Аршиновой Е.В., Совкича А.П.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Саратовской области Новичкова Е.А.,
при секретаре Низове И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Вольского межрайонного прокурора, действующего в интересах Гордеева Э.А. к государственному казённому учреждению Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Вольского района", Министерству социального развития Саратовской области об обеспечении санаторно-курортной путёвкой за 2012 год, по апелляционной жалобе министерства социального развития Саратовской области на решение Вольского районного суда Саратовской области от 14 марта 2013 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Совкича А.П., обсудив доводы апелляционной жалобы, учитывая возражения прокурора, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вольский межрайонный прокурор, действуя в интересах Гордеева Э.А., обратился в суд с иском к государственному казённому учреждению Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Вольского района" (далее - ГКУ УСПН Вольского района) и Министерству социального развития Саратовской области о возложении обязанности обеспечить Гордеева Э.А. санаторно-курортной путёвкой за 2012 год.
В обоснование иска прокурор указывал, что в ходе проведённой проверки были выявлены нарушения статьи 7 Конституции Российской Федерации, положений Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона Российской Федерации от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, поскольку Гордеев Э.А., являясь инвалидом и нуждаясь в санаторно-курортном лечении, обратился 14 марта 2012 года в ГКУ УСПН Вольского района с заявлением о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение, однако в 2012 году он путёвкой обеспечен не был, чем существенно нарушены его права на получение государственной социальной помощи.
Рассмотрев заявленные требования, суд иск удовлетворил полностью, возложив на ГКУ УСПН Вольского района и министерство социального развития Саратовской области обязанность обеспечить Гордеева Э.А. санаторно-курортной путёвкой за 2012 год.
Министерство социального развития Саратовской области в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. Считает решение незаконным и необоснованным. В обоснование жалобы указывает, что судом при вынесении решения не было учтено то, что в соответствии с действующим законодательством, обращение гражданина в 2012 году влечёт обеспечение его путёвкой на санаторно-курортное лечение только в следующем 2013 году, из заложенных на эти цели денежные средства. Кроме того судом не было учтено, что распределение путёвок осуществляется в порядке очерёдности по дате регистрации заявления, а предоставление путёвок во внеочередном порядке приведёт к ущемлению прав инвалидов, обратившихся с заявлениями ранее. При этом преимущественных прав для каких-либо категорий граждан, а также безусловного ежегодного предоставления путёвок, не предусмотрено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьёй 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Как следует из преамбулы к Федеральному закону Российской Федерации от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьёй 9 названного Федерального закона, предусмотрена реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя, в том числе, санаторно-курортное лечение.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи инвалидам предусмотрены Федеральным законом Российской Федерации от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Статьёй 6.2 указанного Закона, в состав предоставляемого инвалидам набора социальных услуг включено, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
В силу статьи 6.3 Закона, учёт права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года утверждён Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, которым предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путём предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путёвок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации(пункт 3.1).
Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путёвки по форме N 070/у-04, утверждённой Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 года N 256 (пункт 3.6).
При наличии справки для получения путёвки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путёвки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путёвками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (пункт 3.7).
Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путёвки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения (пункт 3.9).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 2104-р утверждено соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и правительством Саратовской области о передаче правительству Саратовской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В целях реализации указанного соглашения постановлением правительства Саратовской области от 28 января 2010 года N 29-П утверждены Правила оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В соответствии с пунктом 4 названных Правил, предоставление социальных услуг осуществляется министерством социального развития области через его подведомственные учреждения социальной поддержки населения в виде предоставления санаторно-курортных путёвок и территориальные органы в виде выплаты компенсации при проезде за счет собственных средств к месту лечения и обратно.
Согласно пункту 9 названных Правил, учреждения социальной поддержки населения обобщают и направляют в министерство ежегодные заявки на предоставление путёвок в соответствии с количеством граждан, вставших на учёт, и профилем заболевания. Заявки оформляются ежегодно, до 1 декабря текущего года на следующий календарный год. Дополнительные заявки на предоставление путёвок направляются в министерство ежеквартально в течение текущего года.
Как следует из материалов дела, было установлено судом и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, Гордееву Э.А. установлена "данные изъяты" группа инвалидности.
13 марта 2012 года Муниципальным учреждением здравоохранения "данные изъяты" Гордееву Э.А. выдана справка для получения путёвки по форме N 070/у-04, утверждённой Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 года N 256, подтверждающая наличие у него медицинских показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения. Срок действия справки составляет шесть месяцев.
14 марта 2012 года Гордеев Э.А. обратился в ГКУ УСПН Вольского района с заявлением о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение.
Однако до рассмотрения спора судом первой инстанции Гордеев Э.А. не был обеспечен санаторно-курортной путёвкой.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что приведёнными выше положениями закона установлены социальные гарантии по обеспечению инвалидов путёвками на санаторно-курортное лечение и Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на данные цели за счёт средств федерального бюджета, в связи с чем, Гордееву Э.А., являющемуся инвалидом и нуждающемуся в санаторно-курортном лечении, не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путёвкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточность финансирования из федерального бюджета. При этом учёт права граждан на получение указанной услуги введён законодателем не с целью организации очерёдности на получение социальной государственной услуги, а для обеспечения реализации права граждан на получение социальных услуг в сроки, предусмотренные законом, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на предоставление социальных услуг.
Кроме того, по общему правилу, сформулированному в статье 6.3 Федерального закона Российской Федерации от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и принятому в соответствии с данной статьёй Порядке предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утверждённом приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года, периодом предоставления гражданам социальной услуги в виде санаторно-курортного лечения является календарный год и в случае, если гражданин в течение календарного года приобрёл право на получение социальной услуги, периодом предоставления ему социальной услуги является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года. Положения пункта 9 Правил оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утверждённых постановлением правительства Саратовской области от 28 января 2010 года N 29-П, указанным требованиям закона не противоречат, поскольку предусматривают обязанность учреждений социальной поддержки населения по ежеквартальному направлению дополнительных заявок граждан на предоставление путёвок в министерство социального развития области.
Учитывая, что Гордеев Э.А. приобрёл право на получение социальной услуги в виде обеспечения путёвкой на санаторно-курортное лечение 13 марта 2012 года, своевременно 14 марта 2012 года обратился в ГКУ УСПН Вольского района с заявлением о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении именно в 2012 году, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что данная социальная услуга должна была быть предоставлена Гордееву Э.А. до 31 декабря 2012 года.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно возложил на ГКУ УСПН Вольского района и на министерство социального развития Саратовской области обязанность обеспечить Гордеева Э.А. санаторно-курортной путёвкой по его обращению от 14 марта 2012 года.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правомерными, мотивированными, подтверждёнными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
С учётом приведённых обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вольского районного суда Саратовской области от 14 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства социального развития Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.