Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Пантелеева В.М. и Петровой Н.А.,
при секретаре Платицыной Т.Н.,
с участием прокурора Новичкова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ленинского района г. Саратова (далее - Прокурор) в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - МО "Город Саратов"), муниципальному унитарному предприятию "Городские дороги плюс" (далее - МУП "Городские дороги плюс"), комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет) о признании бездействия незаконным, понуждении к ремонту автомобильной дороги по апелляционной жалобе Комитета на решение Волжского районного суда г. Саратова от 07 декабря 2012 года, которым постановлено:
"признать незаконным бездействие комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившееся в непринятии мер по организации содержания автомобильной дороги по "адрес".
В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Саратова к администрации муниципального образования "Город Саратов", муниципальному унитарному предприятию "Городские дороги плюс" отказать",
заслушав доклад судьи Коршунова Р.В., изучив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО "Город Саратов", МУП "Городские дороги плюс" и Комитету о признании бездействия незаконным, понуждении к ремонту дорожного полотна у "адрес" в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (далее - ГОСТ Р 50597-93). Мотивировал свои требования тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, проведенной прокуратурой Ленинского района г. Саратова, на участке дороги у "адрес" выявлены нарушения Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", а именно: на указанном участке дороги имеются разрушения дорожного полотна, выбоина длиной 1,5 м., шириной 2,2 м., глубиной 0,45 м., размеры которых превышают значения, предельно допустимые по ГОСТу Р 50597-93. При этом, между администрацией МО "Город Саратов" и МУП "Городские дороги плюс" заключен муниципальный контракт на содержание дорог общего пользования, в том числе "адрес". Поскольку безопасность дорожного движения на дорогах муниципального образования " "адрес"" затрагивает интересы неопределенного круга лиц, Прокурор, с учетом уточнения заявленных требований, просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в отсутствии контроля за муниципальным контрактом N от "дата", понуждении проведения ремонта дорожного полотна в указанном месте.
Определением суда от 07.12.2012 года принят отказ прокурора от иска в части понуждения Комитета организовать проведение ремонта дороги у "адрес" в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93, производство по делу в указанной части прекращено в связи с добровольным исполнением указанных требований.
Рассмотрев возникший спор, Волжский районный суд г. Саратова постановил вышеприведенное решение.
Комитет в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора в полном объеме. Считает, что выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела. Комитет не согласен с данной судом оценкой представленных доказательств. Указывает, что им заключен муниципальный контракт с МУП "Городские дороги плюс", которое является по контракту подрядчиком и, соответственно, несет ответственность за сохранность дорожно-уличной сети, в связи с чем, именно МУП "Городские дороги плюс" должно являться ответчиком по данному делу.
На заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения вынесенного судебного постановления не имеется, поскольку при разрешении заявления судом правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно п. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 257-ФЗ) к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 11 ст. 5 Закона N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Дорожная деятельность в силу п. 6 ст. 3 Закона N 257-ФЗ включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу п. 6 ст. 13, пунктов 1, 2, 3 ст. 17 Закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее Закон N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу ст. 5 Закона N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона N 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ст. 12 Закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно части 4 статьи 17 Закона N 257-ФЗ капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате решения вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения, связанных с ремонтом, реконструкцией автомобильных дорог (статья 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения; дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии (Правила дорожного движения Российской Федерации).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела автодорога по "адрес" расположена в границах муниципального образования "Город Саратов" и является автомобильной дорогой общего пользования. Участок автодороги в районе "адрес" имеетразрушения дорожного полотна, выбоину длиной 1,5 м., шириной 2,2 м., глубиной 0,45 м., которые превышают значения предельно допустимые ГОСТ Р 50597-93, что подтверждается актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от "дата" и фототаблицей (л.д. 8-11).
Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года N 27-281 утверждено Положение о комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее Положение).
В силу п. 1.1 Положения Комитет является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", уполномоченным осуществлять деятельность в сфере дорожного, коммунального хозяйства, благоустройства, организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа, обеспечения безопасности дорожного движения в части и порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы и иными муниципальными правовыми актами. Комитет осуществляет в установленной сфере деятельности организацию и координацию деятельности структурных подразделений администрации муниципального образования "Город Саратов".
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 и 2.3 Положения основными задачами Комитета, связанными с решением вопросов местного значения, являются: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечение безопасности дорожного движения; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города.
Комитет в соответствии с возложенными на него задачами организует деятельность по проектированию, строительству автомобильных дорог местного значения (п. 3.1.3 Положения).
Согласно п. 4.1 Положения Комитет является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, бюджетную смету, печать со своим наименованием, соответствующие бланки и штампы, лицевые счета в соответствии с законодательством, выступает истцом (заявителем) и ответчиком (заинтересованным лицом) в суде, от своего имени совершает сделки, обладает имущественными и неимущественными правами и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела "дата" между Комитетом и МУП "Городские дороги плюс" заключен муниципальный контракт N, в соответствии с которым на последнее возложена обязанность по выполнению работ по содержанию дорожно-уличной сети, в том числе вышеуказанной дороги по "адрес" (от "адрес" до "адрес"), и сдать результаты работы заказчику (п. 1.1). Вместе с тем, согласно данному контракту, Заказчик (Комитет) обязан принять и оплатить результат работ (п. 1.2). Подрядчик (МУП "Городские дороги плюс") обязуется выполнить работы в соответствии с требованиями действующих нормативных актов в области обеспечения безопасности дорожного движения (п. 2.4.2), устранять за свой счет дефекты и брак, выявленные как при приемке работ, так и в течение срока предоставления гарантии качества выполненных работ (п. 2.4.6). Заказчик вправе проверять ход и качество выполняемых работ в любое время (п. 2.6), приемка работ производится в соответствии с требованиями действующих нормативных актов в области обеспечения безопасности дорожного движения (п. 2.9). Таким образом, Комитет вправе и должен контролировать выполнение МУП "Городские дороги плюс" условий вышеназванного контракта (л.д. 71-78).
"ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (утв. Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221) (далее ГОСТ) устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Согласно п. 3.1.1. ГОСТ покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Пунктом 3.1.2. ГОСТ предусмотрено, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о незаконности бездействия Комитета по организации мероприятий по ремонту дорожного полотна у "адрес", поскольку представленными прокурором доказательствами подтверждается ненадлежащее на момент подачи прокурором искового заявления исполнение Комитетом возложенной на него законом обязанности по содержанию автодороги местного значения.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, являлись предметом исследования судом первой инстанции и их необоснованность отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского районного суда г. Саратова от 07 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.