Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бартенева Ю.И.,
судей Аршиновой Е.В., Пантелеева В.М.,
при секретаре Низове И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Чистовой ФИО10, действующей в интересах несовершеннолетней Чистовой ФИО11 к министерству финансов Саратовской области о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство), по апелляционной жалобе Чистовой ФИО12 на решение Волжского районного суда города Саратова от 23 января 2013 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Аршиновой Е.В., исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чистова Т.П., действующая в интересах несовершеннолетней Чистовой Е.Ю., "дата" года рождения, обратилась в суд с иском к министерству финансов Саратовской области, в котором просит взыскать с ответчика в свою пользу задолженность за 2002-2004 годы по выплате денежных средств на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг подопечного, с учетом индексации в связи с утратой покупательной способности указанных денежных средств в общем размере 141737 рублей 59 копеек.
В обоснование требований ссылается на то, что ей как опекуну несовершеннолетней Чистовой Е.Ю. производилась выплата опекунского пособия с 25 июля 2002 года без учета фактических цен, сложившихся в регионе. На момент обращения с исковым заявлением задолженность по выплате опекунского пособия, по мнению истца, составляет 69056 рублей 90 копеек. По причине несвоевременной уплаты указанные денежные средства потеряли покупательскую способность, в связи с чем, с учетом уровня инфляции, задолженность составляет 141737 рублей 59 копеек
Рассмотрев возникший спор, Волжский районный суд города Саратова постановил указанное выше решение.
Не согласившись с постановленным решением суда, Чистова Е.Ю. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение, которым взыскать с министерства финансов Саратовской области за счет средств казны Саратовской области в пользу Чистовой Е.Ю. задолженность по выплате денежных средств на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг в размере 141737 рублей 59 копеек. Указывает, что она не была привлечена судом к участию в деле, однако, на момент вынесения решения суда, ей уже исполнилось 18 лет, в связи, с чем право опекуна представлять интересы подопечного у Чистовой Т.П. прекратилось.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, не явились, о причинах неявки не уведомили, не просили об отложении разбирательства дела.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции, по следующим основаниям.
Статьей 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (с изменениями и дополнениями) установлен принцип полного государственного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от их устройства и включает в себя предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости
В соответствии со статьей 5 названного Федерального закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществления денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, суммы расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг на каждого воспитанника из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определялись постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 года N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", утратившего силу с 20 ноября 2005 года.
В силу пункта 1 названного Постановления обязанность обеспечения в первоочередном порядке учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продуктами питания, одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием возлагалась на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 19 августа 1999 года N 199, действовавшего до 25 марта 2008 года, установлено, что денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря опекунам (попечителям) выплачивают органы опеки и попечительства, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что статьей 72 Конституции Российской Федерации и статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации субъектам Российской Федерации предоставлено право установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Возложение обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти и сопровождается передачей необходимых финансовых средств бюджету субъекта в форме субвенций.
Федеральными законами о федеральном бюджете на 1999-2004 годы дополнительные денежные средства, представляющие собой финансовую помощь, предоставленную субъектам Российской Федерации из федерального бюджета в счет производимых ими расходов на выплату опекунских пособий были включены в состав Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в целях оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального бюджета были перечислены дополнительные финансовые ресурсы для финансирования мероприятий по выплате опекунских пособий.
Судом первой инстанции установлено, что из бюджета Саратовской области в 2002 - 2004 годах не выделялись денежные средства на выплату опекунских пособий органам местного самоуправления.
Таким образом, учитывая, что государственными полномочиями по выплате опекунских пособий органы местного самоуправления не наделялись, им не предоставлялись необходимые финансовые средства для исполнения данных полномочий, то, как правильно установил суд первой инстанции, выплаты опекунских пособий осуществлялись без учета фактических цен региона на продукты питания, одежду обувь, мягкий инвентарь. Финансовым органом субъекта Российский Федерации, на которого возложена данная обязанность (в данном случае Саратовской области) является министерство финансов Саратовской области.
Следовательно, является обоснованным вывод суда первой инстанции о взыскании возникшей задолженности по выплате опекунских пособий с министерства финансов Саратовской области за счет средств казны Саратовской области.
Также судебная коллегия соглашается с размером взысканных судом первой инстанции сумм, поскольку они согласуются с действующим на момент образования задолженности законодательством, подтверждаются доказательствами, представленными в материалах дела, в частности сведениями, представленными комитетом статистики Саратовской области. Со стороны ответчика размер задолженности оспорен не был.
При этом, судебная коллегия принимает во внимание, что исходя из положений статьей 148, 150 Семейного кодекса Российской Федерации денежные средства на содержание подопечного ребенка выплачиваются его опекуну. Вместе с тем выплачиваемые опекуну на содержание подопечного суммы государственного пособия имеют целевое назначение и предназначены для реализации прав подопечного, в связи с чем, в силу части 1 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации право на алименты, пособия и иные социальные выплаты - это право детей, находящихся под опекой (попечительством), а не право их опекунов (попечителей). Если право подопечного на получение пособия в полном объеме не было реализовано до наступления его совершеннолетия, то именно бывший подопечный обладает субъективным правом на получение сумм задолженности по указанным платежам и только он может реализовать процессуальное право на обращение в суд с соответствующим иском, поскольку право представлять интересы подопечного в соответствии с частью 3 статьи 40 Гражданского кодекса Российской Федерации у опекуна (попечителя) прекращается с момента наступления совершеннолетия подопечного.
Учитывая, что на момент вынесения решения суда, то есть на 23 января 2013 года Чистова Е.Ю., "дата" года рождения, достигла совершеннолетия, то суду надлежало взыскать сумму задолженности именно в ее пользу.
При таких обстоятельствах решение районного суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене ввиду нарушения судом первой инстанции норм материального права с принятием нового решения о взыскании с министерства финансов Саратовской области за счет средств казны Саратовской области в пользу Чистовой Е.Ю. задолженности по выплате денежных средств на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем, необходимым оборудованием, расходам на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг в размере 141737 рублей 59 копеек.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского районного суда города Саратова от 23 января 2013 года отменить.
Принять новое решение, которым с министерства финансов Саратовской области за счет средств казны Саратовской области взыскать в пользу Чистовой ФИО13 задолженность по выплате денежных средств на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем, необходимым оборудованием, расходам на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг в размере 141737 рублей 59 копеек.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.