Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Захарова В.Н.,
судей Аршиновой Е.В., Совкича А.П.,
с участием прокурора Новичкова Е.А.,
при секретаре Князевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Вольского межрайонного прокурора, действующего в интересах Бухарова ФИО18, Бирюковой ФИО19, Понявина ФИО20, Теребулиной ФИО21, Сардарова ФИО22, Андреевой ФИО23, Шиловой ФИО24 к государственному казенному учреждению Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Вольского района" и министерству социального развития Саратовской области об обеспечении санаторно-курортной путевкой за 2012 год, по апелляционной жалобе министерства социального развития Саратовской области на решение Вольского районного суда Саратовской области от 26 марта 2013 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Аршиновой Е.В., прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вольский межрайонный прокурор, действующий в интересах Бухарова В.П., Бирюковой Н.П., Понявина А.Н., Теребулиной Л.П., Сардарова З.А.о., Андреевой А.А., Шиловой Т.В., обратился в суд с иском к государственному казенному учреждению Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Вольского района" (далее - ГКУ СО "УСПН Вольского района"), министерству социального развития Саратовской области, в котором просит обязать ответчиков обеспечить истцов санаторно-курортной путевкой за период 2012 года в срок до 01 апреля 2013 года.
В обоснование требований ссылается на то, что истцы является инвалидами по общему заболеванию, имеет вторую или третью группу инвалидности. Им были выданы справки для получения путевки на санаторно-курортное лечение. Истцы (Бухаров В.П. - 26 января 2012 года, Бирюкова Н.П. - 30 января 2012 года, Понявин А.Н. - 18 января 2012 года, Теребулина Л.П. - 26 января 2012 года, Сардаров З.А.о. - 10 января 2012 года, Андреева А.А. - 26 января 2012 года, Шилова Т.В. - 26 января 2012 года) обратилась в ГКУ СО "УСПН Вольского района" с заявлением о получении путевки на санаторно-курортное лечение. Согласно информации, предоставленной ГКУ СО "УСПН Вольского района" истцы в 2012 году санаторно-курортную путевку не получали и до настоящего времени путевка им не предоставлена.
Рассмотрев возникший спор, Вольский районный суд Саратовской области постановил указанное выше решение.
Не согласившись с постановленным решением суда, министерство социального развития Саратовской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает выводы суда не соответствующими установленным обстоятельствам дела и нормам материального права. Полагает, что судом не учтено, что действующее законодательство не содержит гарантий ежегодного предоставления путевок на санаторно-курортное лечение и ни одна из категорий граждан, получающих государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, не имеет приоритетного права на обеспечение санаторно-курортным лечением, а потому с учетом равных прав граждан-получателей набора социальных услуг санаторно-курортное лечение предоставляется в порядке очередности, устанавливаемой с даты подачи заявления о выделении путевки. В 2012 году путевки истцам не были предоставлены в связи с недостаточностью финансирования. Автор жалобы считает, что министерство социального развития Саратовской области выполнило свои обязательства в полном объеме, поскольку финансирование по предоставлению социальных услуг гражданам, включенным в Федеральный регистр, является расходным обязательством Российской Федерации, а не министерства социального развития Саратовской области и осуществляется оно за счет средств федерального бюджета, а не за счет средств министерства социального развития Саратовской области.
Вольским межрайонным прокурором на апелляционную жалобу министерства социального развития Саратовской области принесены возражения, в которых он просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании прокурор полагает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не уведомили, не просили об отложении разбирательства дела.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
В соответствии с пунктом 1.9 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 (далее - Порядок), периодом предоставления гражданам набора социальных услуг полностью, одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение набора социальных услуг полностью, одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, периодом предоставления ему набора социальных услуг полностью, одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, является период с даты приобретения гражданином права на получение набора социальных услуг полностью, одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, до 31 декабря текущего года.
Из пункта 3.1 Порядка следует, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - санаторно-курортные учреждения).
Пунктом 3.3 Порядка установлено, что организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с пунктом 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
Согласно пункту 3.9 Порядка территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
С 2010 года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 2104-р правительству Саратовской области передана часть полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно пункту 4 Правил оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно", утвержденных постановлением правительства Саратовской области от 28 января 2010 года N 29-П (далее - Правила), предоставление социальных услуг осуществляется министерством социального развития области (далее - министерство) через его подведомственные учреждения социальной поддержки населения (далее - УСПН) в виде предоставления санаторно-курортных путевок и территориальные органы (далее - ТО) в виде выплаты компенсации при проезде за счет собственных средств к месту лечения и обратно.
Исходя из пункта 5 указанных Правил, постановка на учет граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, ведется УСПН.
Положениями пунктов 9, 10, 14 Правил установлено, что УСПН обобщает и направляет в министерство ежегодные заявки на предоставление путевок в соответствии с количеством граждан, вставших на учет, и профилем заболевания. Заявки оформляются ежегодно, до 1 декабря текущего года на следующий календарный год. Дополнительные заявки на предоставление путевок направляются в министерство ежеквартально в течение текущего года. На основании разнарядки министерства ответственные лица УСПН по доверенности, выданной УСПН, получают в министерстве путевки в санатории, отобранные министерством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Специалисты УСПН по месту жительства граждан, заблаговременно, но не позднее, чем за 21 день до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам путевки в соответствии с их заявлениями и справками.
В силу пункта 23 Правил финансовое обеспечение расходов, предусмотренных настоящими Правилами, за исключением компенсации расходов на проезд междугородным транспортом к месту лечения и обратно и расходов по оплате услуг по оформлению и приобретению билетов на проезд к месту лечения и обратно, осуществляется за счет субвенции, поступившей из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий.
Согласно пункту 24 данных Правил финансовое обеспечение компенсации расходов на проезд междугородным транспортом к месту лечения и обратно, а также расходов по оплате услуг по оформлению и приобретению билетов на проезд к месту лечения и обратно осуществляется за счет средств областного бюджета.
Как установлено судом и следует из доказательств, содержащихся в материалах дела, Бухаров В.В., является инвалидом "данные изъяты" инвалидности (справка "данные изъяты" N). 26 января 2012 года он обратился в УСПН Вольского района с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив медицинскую справку о нуждаемости в таком лечении и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения с указанием рекомендуемого сезона лечения.
Андреева А.А., "данные изъяты" инвалидности (справка "данные изъяты" N). 26 января 2012 года она обратилась в УСПН Вольского района с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив медицинскую справку о нуждаемости в таком лечении и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения с указанием рекомендуемого сезона лечения.
ФИО7, является инвалидом "данные изъяты" (справка "данные изъяты" N). 10 января 2012 года он обратился в УСПН Вольского района с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив медицинскую справку о нуждаемости в таком лечении и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения с указанием рекомендуемого сезона лечения.
Теребулина Л.П., "данные изъяты" инвалидности (справка "данные изъяты" N). 25 января 2012 года она обратилась в УСПН Вольского района с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив медицинскую справку о нуждаемости в таком лечении и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения с указанием рекомендуемого сезона лечения.
Понявин А.Н., является "данные изъяты" инвалидности (справка "данные изъяты" N). 18 января 2012 года он обратился в УСПН Вольского района с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив медицинскую справку о нуждаемости в таком лечении и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения с указанием рекомендуемого сезона лечения.
Шилова Т.В., является "данные изъяты" (справка "данные изъяты" N). 26 января 2012 года она обратилась в УСПН Вольского района с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив медицинскую справку о нуждаемости в таком лечении и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения с указанием рекомендуемого сезона лечения.
Бирюкова Н.П., является "данные изъяты" (справка "данные изъяты" N). 30 января 2012 года она обратилась в УСПН Вольского района с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив медицинскую справку о нуждаемости в таком лечении и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения с указанием рекомендуемого сезона лечения.
Однако, санаторно-курортное лечение Бухарову В.П., Бирюковой Н.П., Понявину А.Н., Теребулиной Л.П., Сардарову З.А.о., Андреевой А.А., Шиловой Т.В. в 2012 году предоставлено не было из-за значительного числа граждан, имеющих право на данный вид льгот, и недостаточности финансовых средств на эти цели.
По результатам рассмотрения заявлений истцы были поставлены на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение по профилю заболевания.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что истцы своевременно обратилась к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, а потому им не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета, поскольку, установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Недостаточность финансирования расходов на приобретение санаторно-курортных путевок или его отсутствие при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не являются основаниями для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права.
При этом ответчики не могут быть освобождены от исполнения указанных обязанностей, в том числе, и при истечении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг частью 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", так как указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что имеются законные основания для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Ссылка в жалобе на то, что путевки предоставляются обратившимся за ними лицам в порядке очередности, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку срок, в течение которого такая путевка должна быть предоставлена обратившемуся за ней лицу, законом установлен, истцы обратились с соответствующим заявлением в январе 2012 года, однако данная обязанность ответчиками исполнена не была.
Указание в жалобе на непривлечение в качестве ответчика Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации не являются основанием к отмене решения суда, так как в данном случае права министерства социального развития Саратовской области не затронуты, а со стороны Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации данное решение не обжалуется.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалась министерство социального развития Саратовской области в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вольского районного суда Саратовской области от 26 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства социального развития Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.