Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Захарова В.Н.,
судей Пантелеева В.М., Совкича А.П.,
при секретаре Низове И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Петюшик О.И. к администрации Ивантеевского муниципального района Саратовской области о признании незаконным отказа в установлении доплаты к трудовой пенсии и возложении обязанности назначить доплату к трудовой пенсии, по апелляционной жалобе Петюшик О.И. на решение Пугачевского районного суда Саратовской области от 24 апреля 2013 года, которым Петюшик О.И. отказано в удовлетворении вышеуказанных требований.
Заслушав доклад судьи областного суда Пантелеева В.М., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Петюшик О.И. обратилась в суд с иском к администрации Ивантеевского муниципального района Саратовской области (далее - Администрация ИМР), просила: признать незаконным отказ Администрации ИМР, содержащийся в письме N 1158 от 29.08.2012 года, в установлении ей доплаты к трудовой пенсии как лицу, замещавшему муниципальные должности муниципальной службы Ивантеевского района Саратовской области и возложить на ответчика обязанность назначить ей указанную доплату с 03 августа 2012 года.
В обоснование требований указывала, что работала на различных муниципальных должностях с 05.08.1975 года по 30.06.1997 года, когда уволилась в порядке перевода в Управление Пенсионного фонда РФ в Ивантеевском районе Саратовской области, где проработала до 31.08.2012 года, то есть до назначения пенсии по возрасту. 03.08.2012 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет, как лицу, замещавшему должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Ивантеевского района Саратовской области, в чем ей было отказано в связи с тем, что она на момент увольнения из Управления Пенсионного фонда РФ не являлась муниципальным служащим, что является обязательным условием назначения ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы. Считала такой отказ незаконным, так как при увольнении с муниципальной службы имела необходимый стаж муниципальной службы. Она предполагала, что при введении в действие ч.1 ст.23 Закона Саратовской области N 33-ЗСО от 02.06.1997 года "О муниципальной службе в Саратовской области" и назначении пенсии по старости будет иметь право на установление ежемесячной доплаты за выслугу лет. Согласно п.3 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Ивантеевского района Саратовской области, утвержденного решением районного собрания объединенного муниципального образования Ивантеевского района Саратовской области N 105 от 30.12.2002 года, право на ежемесячную доплату к пенсии имеют лица, замещавшие муниципальные должности муниципальной службы, предусмотренные Реестром, при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет и уволенные с муниципальной службы по соответствующим основаниям. Доплата за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также досрочно оформленной в соответствии с законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и выплачивается после назначения таковой (п.4 указанного Положения).
Суд, рассмотрев заявленные требования, постановил приведенное выше решение.
Петюшик О.И. в жалобе просит отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которые ссылалась в суде первой инстанции в обоснование своих требований. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела. Указывает, что судом неправильно применены нормы материального права: не применены нормы, подлежащие применению.
На доводы апелляционной жалобы администрацией Ивантеевского муниципального района Саратовской области принесены возражения, в которых она просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что в период с 05.08.1975 года по 30.06.1997 года Петюшик О.И. работала на различных должностях в отделах и управлениях райисполкома Ивантеевского района, Ивантеевской администрации Саратовской области, в том числе, предусмотренных штатным расписанием райисполкома и его отделов, штатным расписанием Ивантеевской администрации, переводясь с одной должности на другую, в том числе в связи с ликвидацией структурных подразделений райисполкома. 30.06.1997 года Петюшик О.И. уволилась в порядке перевода в Управление Пенсионного фонда РФ в Ивантеевском районе Саратовской области, где проработала до выхода на пенсию по старости 31.08.2012 года. 03.08.2012 года истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Ивантеевского района Саратовской области, в чем ей было отказано письмом главы Администрации ИМР N 1158 от 29.08.2012 года в связи с тем, что истица на момент увольнения из Управления Пенсионного фонда РФ в Ивантеевском районе Саратовской области не являлась муниципальным служащим, что является обязательным условием назначения ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы.
Решением районного собрания объединенного муниципального образования Ивантеевского района Саратовской области от 30.12.2002 года N105 "Об утверждении Положения "О порядке установления, выплаты и пересчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Ивантеевского района Саратовской области" (л.д.18) утверждено соответствующее Положение (л.д. 19-27).
Пунктом 1 указанного Положения предусмотрено, что оно распространяется на лиц, ушедших на пенсию и замещавших на 16.12.1998 года выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, предусмотренные Сводным перечнем муниципальных должностей в Саратовской области.
Решением Ивантеевского районного собрания Ивантеевского муниципального района Саратовской области от 25.10.2012 года N77 "Об утверждении Положения "О порядке установления, выплаты и пересчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Ивантеевского района Саратовской области" (л.д.38-39) утверждено соответствующее Положение (л.д.40-50), пунктом 1 которого предусмотрено, что оно распространяется на лиц, ушедших на пенсию и замещавших на 16.12.1998 года выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Ивантеевского муниципального района Саратовской области, предусмотренные реестром муниципальных должностей в Саратовской области и признано утратившим силу Решение районного собрания объединенного муниципального образования Ивантеевского района Саратовской области от 30.12.2002 года N 105.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с п. "ж" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от 02.03.2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция РФ, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В соответствии с ч.4 ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счёт средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Таким образом, социальная защита, включая социальное обеспечение муниципальных служащих, находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.
Согласно ч.2 ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.5).
Органы местного самоуправления, в соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Из анализа вышеприведённого законодательства следует, что районное собрание Ивантеевского муниципального района Саратовской области вправе регулировать указанные общественные отношения на территории Ивантеевского муниципального района, но в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии со ст.24 Федерального закона от 02.03.2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объёме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, а определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Согласно ст.22 вышеназванного Закона от 02.03.2007 года N 25-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьёй 23 этого Федерального закона определены гарантии, предоставляемые муниципальному служащему, при этом законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
Право муниципального служащего на ежемесячную доплату к трудовой пенсии указанным Федеральным законом не предусмотрено. Специальный закон Саратовской области, предусматривающий данное право, отсутствует.
Пунктом 2 статьи 8 Закона Саратовской области от 02.02.2005 года N 15-ЗСО "О государственной гражданской службе Саратовской области" предусмотрено право лиц, замещавших должности государственной гражданской службы области, на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, как и ранее указанное право было предусмотрено пунктом 2 статьи 20 Закона Саратовской области от 15.12.1996 года "О государственной службе Саратовской области".
Однако ежемесячная доплата к государственной пенсии является дополнительной социальной гарантией, а не самой пенсией, назначаемой в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Принятым решением от 30.12.2002 года N 105 районное собрание объединенного муниципального образования Ивантеевского района Саратовской области в рамках правового регулирования и в пределах полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, установило порядок и условия выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим, учитывая наличие средств в бюджете и финансовые возможности муниципального образования, - замещавшим муниципальные должности по состоянию на 16.12.1998 года и уволенным, в том числе, в связи с выходом на трудовую пенсию, с муниципальной службы.
Как установлено в судебном заседании истица уволилась с муниципальной службы 30.06.1997 года в связи с переводом в Управление Пенсионного фонда РФ в Ивантеевском районе Саратовской области, в связи с чем у неё отсутствует право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии в соответствии с Решениями районного собрания от 30.12.2002 года N 105 и от 25.10.2012 года N77, предусмотревшими ежемесячную доплату к трудовой пенсии муниципальным служащим, замещавшим муниципальные должности по состоянию на 16.12.1998 года и уволенным по соответствующим основаниям, в том числе в связи с выходом на трудовую пенсию, с муниципальной службы.
Передача отделов по назначению и выплате государственных пенсий органов местного самоуправления в Отделение Пенсионного фонда РФ в Саратовской области осуществлялась на основании Указа Президента РФ от 27.09.2000 г. N 1709.
При таких обстоятельствах районный суд пришел к выводу о том, что Администрация ИМР обоснованно приняла решение об отказе Петюшик О.И. в установлении доплаты к трудовой пенсии, а потому в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела. Решение суда отвечает требованиям ст. 198 ГПК РФ.
Несостоятельными являются доводы жалобы о неверной оценке судом представленных доказательств. Суд первой инстанции при рассмотрении дела оценил указанные доказательства в соответствии с их относимостью и допустимостью. Оснований для переоценки доказательств и отмены судебного решения, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истица в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пугачевского районного суда Саратовской области от 24 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Петюшик О.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.