Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Захарова В.Н.,
судей Пантелеева В.М., Совкича А.П.,
при секретаре Самохиной Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Лавровой С.В. к Управлению Федеральной миграционной службы по Саратовской области о признании незаконным отказа в выплате единовременного пособия на обустройство и возложении обязанности осуществить выплату пособия на обустройство, по апелляционной жалобе Управления Федеральной миграционной службы по Саратовской области на решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 04 апреля 2013 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Совкича А.П., обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лаврова С.В. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной миграционной службы по Саратовской области (далее - УФМС по Саратовской области) о признании незаконным решения комиссии по осуществлению компенсационных выплат и пособий участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, УФМС по Саратовской области (протокол от "дата" N) об отказе в выплате единовременного пособия на обустройство, возложении обязанности произвести выплату единовременного пособия на обустройство в размере 40 000 рублей.
В обоснование иска Лаврова С.В. указывала, что в "дата" года она переехала из "адрес" Республики Узбекистан в "адрес" и "дата" получила разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации.
"дата" Лаврова С.В. обратилась в УФМС по Саратовской области с заявлением о выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом в связи с переездом на постоянное место жительства в Российскую Федерацию и "дата" такое свидетельство ей было выдано.
"дата" Лаврова С.В. обратилась в УФМС по Саратовской области с заявлением о выплате единовременного пособия на обустройство в размере 40 000 рублей, в чём ей решением комиссии по осуществлению компенсационных выплат и пособий участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, УФМС по Саратовской области от 21 октября 2011 года отказано.
С принятым решением Лаврова С.В. не согласна, считает его противоречащим действующему законодательству.
Рассмотрев заявленные требования, суд удовлетворил иск Лавровой С.В. полностью.
УФМС по Саратовской области в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Лавровой С.В. В качестве основания для отмены решения ссылается на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенным в решении суда, обстоятельствам дела. Считает, что суд не учёл, что соответствующие выплаты предоставляются участникам Государственной программы и членам их семей, находящимся в процессе переселения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, то есть реально пересекающих границу России. Лаврова С.В. проживает на территории Российской Федерации на законных основаниях с "дата" года, задолго до того, как стала участником указанной программы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьёй 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нём и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.
Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе: лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.
В соответствии с частью 3 статьи 5 названного Федерального закона, цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию.
В целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Из раздела II указанной Государственной программы следует, что целями Государственной программы являются стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников на основе повышения привлекательности ее субъектов, а также компенсация естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
В силу раздела IV Государственной программы решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания и работы на территории Российской Федерации.
Соотечественнику, ставшему участником Государственной программы, выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца.
Участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе: на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания; на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации; на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособия на обустройство ("подъемных"); на получение за счет средств федерального бюджета ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности в период до приобретения гражданства Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев. Размер пособия определяется с учетом прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; на получение компенсационного пакета участника Государственной программы, включающего в себя услуги государственных и муниципальных учреждений дошкольного воспитания, общего и профессионального образования, социального обслуживания, здравоохранения и услуги государственной службы занятости. Расходы на финансирование компенсационного пакета осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов.
Размер государственных гарантий, порядок их предоставления, а также перечень мер социальной поддержки утверждаются Правительством Российской Федерации.
Предоставление иных государственных гарантий, социальная поддержка, трудоустройство участника Государственной программы, обеспечение его и членов его семьи необходимым жильем осуществляются в рамках региональных программ переселения.
Как следует из материалов дела, установлено судом, и сторонами не оспаривалось, Лаврова С.В. в "дата" года переехала из "адрес" Республики Узбекистан в "адрес" и "дата" получила разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации.
"дата" Лаврова С.В. обратилась в УФМС по Саратовской области с заявлением о выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом в связи с переездом на постоянное место жительства в Российскую Федерацию и "дата" такое свидетельство ей было выдано.
"дата" Лаврова С.В. обратилась в УФМС по Саратовской области с заявлением о выплате единовременного пособия на обустройство в размере 40 000 рублей, в чём ей решением комиссии по осуществлению компенсационных выплат и пособий участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, УФМС по Саратовской области от "дата" отказано, по тому основанию, что Лаврова С.В. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 января 2010 года N 60 "О внесении изменений в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и в План мероприятий по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637" относится к соотечественникам, постоянно или временно проживающим на законном основании на территории Российской Федерации. Тогда как согласно указанной Государственной программе право на получение единовременного пособия на обустройство имеет участник Государственной программы и члены его семьи, проживающие за рубежом и переселяющиеся на территории вселения категории "А" и "Б".
Как установлено абзацами 9 и 10 раздела V Государственной программы (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 12 января 2010 года N 60) функции по учету желающих добровольно выехать в Российскую Федерацию для постоянного проживания, углубленному разъяснению содержания Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностей, содействию соотечественникам в выборе оптимального варианта переселения, подготовке их регистрации в качестве участников Государственной программы и проведению иных мероприятий, обеспечивающих их переселение в Российскую Федерацию, осуществляются представительствами или представителями ФМС России за рубежом, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, временными группами, создаваемыми из числа специалистов ФМС России, МИДа России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, командируемых в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.
В отношении соотечественников, постоянно или временно проживающих на законном основании на территории Российской Федерации, функции по учету, углубленному разъяснению содержания Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностей, подготовке их регистрации в качестве участников Государственной программы, оформлению свидетельства участника Государственной программы и проведению иных мероприятий осуществляются территориальными органами ФМС России в субъектах Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения.
Порядок назначения и выплаты единовременного пособия на обустройство участникам Государственной программы определен Правилами выплаты единовременного пособия на обустройство участникам государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года N 7.
Организация работы по выплатам участникам Государственной программы и членам их семей единовременного пособия на обустройство и ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной деятельности регламентирована Инструкцией, утвержденной приказом Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 04 июля 2007 года N 145.
Согласно пункту 4 названной Инструкции для получения единовременного пособия на обустройство участник Государственной программы предоставляет в территориальный орган ФМС России, где он в установленном порядке зарегистрирован по месту жительства либо поставлен на учет по месту пребывания на территории Российской Федерации, заявление о выплате единовременного пособия на обустройство по установленной форме согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции.
Проанализировав приведённые выше положения нормативных правовых актов, судебная коллегия считает, что право на получение за счёт средств федерального бюджета единовременного пособия на обустройство ("подъёмных") имеет участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, то есть соотечественник и члены его семьи, которые решили добровольно на основе осознанного выбора определить своё место проживания и работы на территории Российской Федерации. При этом Государственная программа не предусматривает деления участников Государственной программы на группы в зависимости от того, находятся такие участники в процессе переселения или нет.
Потому судебная коллегия находит несостоятельным довод апелляционной жалобы УФМС по Саратовской области о зависимости указанных выплат от нахождения соотечественника в процессе переселения или его нахождения на законном основании на территории Российской Федерации.
Наличие в Государственной программе раздела VI "Организация переезда участников Государственной программы в Российскую Федерацию", вопреки доводам апелляционной жалобы, свидетельствует лишь о возможности компенсации расходов на переезд и провоз личного имущества от места проживания на территории иностранного государства до территории вселения в субъекте Российской Федерации дополнительно к компенсациям и пособиям, предусмотренным разделом IV Государственной программы.
С учётом изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о незаконности оспариваемого решения УФМС по Саратовской области.
Выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты. Доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных доводов к отмене или изменению постановленного решения в апелляционной жалобе не имеется.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену принятого решения, судом первой инстанции не допущено.
При таком положении оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 04 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.