Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Загорьян А.Г.,
судей Кривулько В.В. и Малеванного В.П.,
при секретаре Остапенко О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Корсаковского городского округа, обществу с ограниченной ответственностью "Бирюза" о возложении обязанности организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления
по апелляционной жалобе представителя администрации Корсаковского городского округа Кресик В.Г. на решение Корсаковского городского суда Сахалинской области от 27 февраля 2013 года, которым на администрацию муниципального образования Корсаковский городской округ возложена обязанность организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с несанкционированных мест размещения бытовых отходов, расположенных на территории населенного пункта "адрес" вблизи двух двухэтажных восьмиквартирных одноподъездных домов "адрес"
Заслушав доклад судьи Загорьян А.Г., объяснения представителя администрации Корсаковского городского округа Кресика В.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора Кисленко И.Л., возражавшую против её удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
27 декабря 2012 года Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Корсаковского городского округа, обществу с ограниченной ответственностью "Бирюза" о возложении обязанность организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с несанкционированных мест размещения бытовых отходов, расположенных на территории населенного пункта "адрес", "адрес" в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что в ходе проведенной 27 сентября 2012 года проверки установлено, что на земельных участках, расположенных по адресу: "адрес" и прилегающих к ним частных огородов расположены два несанкционированных места размещения твердых бытовых отходов. Установлено, что указанные земельные участки расположены на землях населенных пунктов (зона малоэтажной жилой застройки). Управляющей компанией домов N является ООО "Бирюза", на которую договором управления возложена обязанность по уборке мусора с газонов, подметание территории, вывоз твердых бытовых отходов. Невыполнение администрацией Корсаковскго городского округа требований Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха", Федерального закона "Об отходах производства и потребления" нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО "Бирюза".
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле Борщевская А.П. заявленные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика администрации муниципального образования "Корсаковский городской округ" в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика ООО "Бирюза" Наумова Е.Г. в судебном заседании иск не признала.
Судом принято приведенное выше решение, которое обжалует представитель администрации муниципального образования "Корсаковский городской округ" Кресик В.Г.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявленных исковых требований. В качестве оснований для отмены решения указывает на то, что ответственность за организацию, уборки территории, вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов должна нести управляющая организация, в данном случае - ООО "Бирюза". Считает неверным вывод суда о том, что ответчиком не представлено доказательств исполнения обязательств по организации и вывозу твердых бытовых отходов, поскольку ответчиком представлена конкурсная документация по отбору управляющих организаций.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Фролов Е.В. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, с учетом возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта, постановленного по делу, поскольку судом правильно установлены юридически значимые обстоятельства, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, обоснованно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Разрешая спор по существу, суд установил, что на земельных участках, расположенных по адресу: "адрес" и прилегающих к ним частных огородов находятся две несанкционированный свалки твёрдых бытовых отходов (том 1, л.д. 11-15). В соответствии с Приложением N 1 к договору управления от 19 августа 2009 года, два восьмиквартирных дома N в управление ООО "Бирюза" не переданы (том 1, л.д. 52-65).
Принимая во внимание положения статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 18 части 1 статьи 14, подпункта 14 пункта 1 статьи 15, подпункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 8 и 43 Устава муниципального образования "Корсаковский городской округ", согласно которым организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к полномочиям органов местного самоуправления, при этом доказательств, свидетельствующих о том, что места складирования мусора находятся на земельном участке, входящем в состав общего имущества домов N N суду не представлено, а равно и доказательств того, что указанные дома переданы в управление ООО "Бирюза", суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, возложив на орган местного самоуправления обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с несанкционированных мест размещения бытовых отходов, расположенных на территории населенного пункта п "адрес"
Вывод суда подробно мотивирован, основан на материалах дела и требованиях закона, обоснованно примененного судом.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание в качестве оснований для отмены решения суда, поскольку повторяют правовую позицию ответчика, изложенную им в судебном заседании и правомерно отклоненную судом, поскольку обязанность по принятию мер по ликвидации несанкционированных свалок вытекает из обязанности органа местного самоуправления организовать сбор и вывоз мусора, что предусмотрено статьёй 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Поскольку достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что обязанность по принятию мер по организации сбора, вывоза бытовых отходов должна возложена на иное лицо (лиц), суду не представлено, то вывод суда о возложении этой обязанности на администрацию муниципального образования "Корсаковский городской округ" судебная коллегия находит правомерным.
Отсутствие у физических лиц договоров с организациями, осуществляющими сбор и вывозов отходов, не освобождает ответчика от соблюдения требований законодательства, возложенных на него, и не свидетельствует об отсутствии у ответчика обязанности принимать меры к организации очистки городской территории.
Результаты проведенной прокурорской проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления с очевидностью свидетельствуют о недостаточности предпринятых муниципальными органами в лице ответчика мероприятий по организации и сбора мусора на территории муниципального образования, о ненадлежащем контроле со стороны администрации муниципального образования за качеством проводимых работ и координации работ по благоустройству, санитарному содержанию, организации уборки и обеспечению чистоты и порядка на территории Корсаковского городского округа.
Кроме этого, само по себе наличие свалок свидетельствует о бездействии ответчика и неисполнении требований статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которой территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акту по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены судебного акта, постановленного по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Корсаковского городского суда Сахалинской области от 27 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования "Корсаковский городской округ" Кресика В.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий А.Г. Загорьян
Судьи: В.В. Кривулько
В.П. Малеванный
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.