Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пудова А.В.,
судей Дмитриевой Г.И. и Коженовой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с участием истца Жиленкова А.А. и представителей ответчика - Муниципального образования ... Леон В.М. и Лисовской Л.М. дело по апелляционной жалобе названного истца на решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 5 марта 2013 года.
Заслушав доклад судьи Пудова А.В., объяснения истца Жиленкова А.А., поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя ответчика Леон В.М. и Лисовской Л.М., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жиленков А.А. обратился в Ярцевский городской суд Смоленской области с иском к МО ... о взыскании задолженности по пенсии за выслугу лет за период с 06.09.2001 г. до 01.01.2008 г. в размере ...
В обоснование заявленных требований сослался на то, что 06.09.2001 г. был уволен с муниципальной службы в связи с выходом на трудовую пенсию по старости, имеет стаж муниципальной службы более 27 лет, в связи с чем с 1 января 2008 г. ответчиком ему установлена также пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Смоленской области от 29 ноября 2007 г. N 121-з "О пенсии за выслугу лет, выплачиваемой лицам, замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы (муниципальные должности муниципальной службы) в Смоленской области", которая выплачивается в виде надбавки к трудовой пенсии по старости.
По мнению истца, выплата пенсии за выслугу лет должна производиться с даты назначения ему трудовой пенсии по старости, как это предусмотрено частью 3 статьи 2 вышеуказанного Областного закона от 29 ноября 2007 г. N 121-з, однако Администрация МО ... , куда он обратился за соответствующим перерасчетом, в выплате пенсии за предшествующий период отказала.
В судебном заседании Жиленков А.А. уточнил заявленные требования и просил взыскать задолженность по пенсии за выслугу лет с даты его увольнения с муниципальной службы.
Представитель ответчика Семенов В.А. иск не признал и пояснил, что Закон Смоленской области от 29 ноября 2007 г. N 121-з "О пенсии за выслугу лет, выплачиваемой лицам, замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы (муниципальные должности муниципальной службы) в Смоленской области" вступил в силу с 1 января 2008 г., и именно с этого дня Жиленкову А.А. назначена пенсия за выслугу лет. Перерасчет пенсии за предшествующий период невозможен, поскольку соответствующим нормам указанного Областного закона не придана обратная сила.
Обжалуемым решением в удовлетворении заявленных требований отказано.
В рассматриваемой апелляционной жалобе Жиленков А.А. просит отменить решение, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия находит указанное решение правильным.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы муниципальной службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ), который в числе основных гарантий, призванных обеспечивать правовую и социальную защищенность муниципальных служащих, повышение мотивации эффективного исполнения ими своих обязанностей, укрепление стабильности профессионального состава кадров муниципальной службы, а также компенсировать установленные для муниципальных служащих ограничения, называет пенсионное обеспечение.
Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов РФ и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.
Смоленской областной Думой 29 ноября 2007 г. принят Закон Смоленской области N 121-з "О пенсии за выслугу лет, выплачиваемой лицам, замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы (муниципальные должности муниципальной службы) в Смоленской области", который официально опубликован в "Вестнике Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области" от 5 декабря 2007 г. (часть II) и который, как следует из его статьи 1 (часть 1), устанавливает условия предоставления права на пенсию за выслугу лет, выплачиваемую за счет средств местного бюджета, порядок назначения, расчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, проживающим на территории Смоленской области (указание на проживание на территории Смоленской области исключено Законом Смоленской области от 30 апреля 2013 г. N 41-з) и замещавшим на 16 августа 1995 года и позднее на постоянной (штатной) основе муниципальные должности, а также должности муниципальной службы (муниципальные должности муниципальной службы) в органах местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, избирательных комиссиях муниципальных образований Смоленской области, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами.
В соответствии со статьей 2 названного Областного закона право на пенсию указанных в нем лиц возникает при их увольнении по следующим основаниям:
1) ликвидация (реорганизация) органа местного самоуправления (муниципального органа), сокращение численности или штата работников органа местного самоуправления (аппарата муниципального органа);
2) истечение срока полномочий лица, замещающего муниципальную должность, истечение срока действия контракта (срочного трудового договора);
3) достижение предельного возраста, установленного федеральным законом для замещения должности муниципальной службы (муниципальной должности муниципальной службы);
4) отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у представителя нанимателя (работодателя) соответствующей работы;
5) признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
6) по инициативе работника (по собственному желанию);
7) по соглашению сторон трудового договора (контракта).
Пенсия за выслугу лет устанавливается только после назначения этим лицам одной из следующих пенсий: трудовой пенсии по старости; трудовой пенсии по инвалидности; пенсии, предусмотренной Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" при отсутствии возможности для трудоустройства безработных граждан.
Согласно статье 3 Областного закона от 29 ноября 2007 г. N 121-з, пенсия за выслугу лет назначается при наличии стажа, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет:
1) не менее 15 лет при увольнении по основаниям, указанным в пунктах 1, 2, 3, 6 (в части увольнения по инициативе работника (по собственному желанию) в связи с выходом на трудовую пенсию по старости) и 7 части 1 статьи 2 данного закона;
2) не менее 20 лет при увольнении по основанию, указанному в пункте 6 части 1 статьи 2 данного закона (за исключением случаев, указанных в пунктах 1 и 3 названной части);
3) не менее 1 года при увольнении по основаниям, указанным в пунктах 4, 5 и 6 (в части увольнения по инициативе работника (по собственному желанию) в связи с выходом на трудовую пенсию по инвалидности) части 1 статьи 2 настоящего закона.
В стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, включаются периоды службы (работы) на муниципальных должностях, должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы) и других должностях, установленные Положением о порядке включения в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, периодов службы (работы) на муниципальных должностях, должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы) и других должностях (приложение к настоящему закону).
Из дела видно, что распоряжением Главы администрации МО ... от 6 сентября 2001 г. N ... Жиленков А.А. был уволен с муниципальной службы в связи с выходом на трудовую пенсию по старости.
Распоряжением Главы МО ... от 28.02.2008 г. N ... ему с 1 января 2008 г. установлена пенсия за выслугу лет, предусмотренная Законом Смоленской области от 29 ноября 2007 г. N 121-з "О пенсии за выслугу лет, выплачиваемой лицам, замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы (муниципальные должности муниципальной службы) в Смоленской области" (л.д. 16).
Отказывая в удовлетворении требований истца о взыскании задолженности по указанной пенсии за период до ее назначения, суд обоснованно исходил из того, что в соответствии с частью 2 статьи 10 вышеуказанного Областного закона от 29 ноября 2007 г. N 121-з пенсия за выслугу лет лицам, вышедшим на трудовую пенсии по старости до дня вступления в силу данного Областного закона, назначается не ранее дня его вступления в силу, т.е. не ранее 1 января 2008 г.
Конституция РФ, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции федерального законодателя (часть 2 статьи 39).
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ).
Как указывалось выше, полномочие по реализации гарантий пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности муниципальной службы, федеральным законодателем возложено на субъекты РФ (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Следовательно, до принятия федерального закона субъекты РФ вправе самостоятельно, исходя из собственных финансовых возможностей, осуществлять соответствующее законодательное регулирование, в том числе определять условия предоставления права на получение пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы субъекта РФ, что и было реализовано законодательным органом Смоленской области в Законе Смоленской области от 29 ноября 2007 г. N 121-з "О пенсии за выслугу лет, выплачиваемой лицам, замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы (муниципальные должности муниципальной службы) в Смоленской области".
Пенсия за выслугу лет, назначаемая муниципальным служащим, является дополнительным обеспечением (выплатой) к установленным в рамках обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, поэтому доводы Жиленкова А.А., получающего трудовую пенсию по старости, о нарушении ответчиком его пенсионных прав, несостоятельны, тем более, что ни Конституция РФ, ни Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ни иной нормативный правовой акт, имеющий большую (чем закон субъекта РФ) юридическую силу, не содержат указания на обязанность субъекта РФ, принявшего закон о пенсиях муниципальным служащим, распространять его действие на предшествующие правоотношения.
Остальные доводы жалобы по существу тождественны доводам иска, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 5 марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Жиленкова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.