Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Пудова А.В.,
судей: Коженовой Т.В., Дмитриевой Г.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента Смоленской области по социальному развитию на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 19 февраля 2013 года, которым удовлетворен иск Криворучко Л.М.
Заслушав доклад судьи Коженовой Т.В., объяснения представителя истицы Криворучко Л.М. - Полойникова А.Д., представителя Департамента Смоленской области по социальному развитию - Зырянова В.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Криворучко Л.М. обратилась в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию (далее - Департамент) о признании незаконным отказа по распоряжению средствами областного материнского (семейного) капитала и возложении обязанности по направлению денежных средств областного материнского капитала на реконструкцию жилого дома. В обоснование требований указала, что она является собственником квартиры " ... ". Ответчиком ей выдан сертификат на получение областного материнского (семейного) капитала. Средства областного материнского (семейного) капитала она решила использовать на реконструкцию указанного жилого помещения, однако ей было отказано, поскольку квартира не является объектом индивидуального жилищного строительства.
В судебном заседании представитель истицы Полойников А.Д. исковые требования поддержал.
Представитель Департамента в судебное заседание не явился, в письменном отзыве иск не признал, указав, что истица является собственником жилого помещения, которое не является объектом индивидуального жилищного строительства, в связи с чем направление средств областного материнского капитала на реконструкцию данного жилого помещения законодательством не предусмотрено.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 19.02.2013 г. иск Криворучко Л.М. удовлетворен. Суд обязал Департамент принять решение об удовлетворении заявления истицы о распоряжении денежными средствами областного материнского (семейного) капитала на реконструкцию жилого помещения.
В апелляционной жалобе Департамент просит отменить решение, как вынесенное с нарушением норм материального права, указав, что квартира не является объектом индивидуального жилищного строительства.
Проверив законность и обоснованность решения с учетом доводов жалобы, судебная коллегия оснований для его отмены не находит ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федеральный закон) законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством РФ.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (ч. 2).
В силу пп. 1 п. 1 ст. 3 Областного закона от 28.02.2008 г. N 15-з "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Смоленской области" (далее - Областной закон), право на дополнительные меры поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации, проживающих на территории Смоленской области не менее одного года: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 01.01.2008 г. (в том числе в случае смерти первого и (или) второго ребенка, при условии, что была произведена государственная регистрация его (их) рождения), если ранее им не был выдан сертификат на областной материнский (семейный) капитал.
Пунктом 3 ст. 7 Областного закона лица, имеющие сертификат, могут распоряжаться средствами областного материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:
1) улучшение жилищных условий;
2) получение образования ребенком (детьми).
Согласно ч. 1 ст. 8 Областного закона заявление о распоряжении подлежит рассмотрению уполномоченным органом в тридцатидневный срок с даты приема заявления о распоряжении со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении.
В удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано по следующим основаниям:
1) прекращение права на дополнительные меры поддержки по основаниям, установленным ч.ч. 3, 4 и 6 ст. 3 настоящего закона;
2) нарушение установленного порядка подачи заявления о распоряжении;
3) указание в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим законом;
4) указание в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств областного материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении;
5) отобрание ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры поддержки, у лица, указанного в частях 1 и 3 ст. 3 настоящего закона, в порядке, предусмотренном ст. 77 СК РФ (на период отобрания ребенка) (п. 2 ст. 8).
Средства (часть средств) областного материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, имеющего сертификат (пп. 2 п. 1 ст. 9 Областного закона).
Из материалов дела следует, что Криворучко Л.М. является матерью В., и А .
Судом установлено, что истице выдан сертификат на областной материнский (семейный) капитал.
истице и ее мужу - Полойникову А.Д. администрацией выдано разрешение на строительство (реконструкцию объекта капитального строительства) квартиры " ... ", которая принадлежит на праве общей долевой собственности истице Криворучко Л.М., супругу истицы Полойникову А.Д. и детям В., А.
28.09.2012 г. истица обратилась в Департамент с заявлением о распоряжении средствами областного материнского (семейного) капитала, однако решением ей было отказано в удовлетворении ее заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала со ссылкой пп. 2 п. 1 ст. 9 Областного закона ввиду того, что квартира, которая подвергается реконструкции, не относится к объекту индивидуального жилищного строительства.
Удовлетворяя иск, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для отказа истице в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, поскольку проведение реконструкции квартиры отвечает целям и задачам Областного закона.
Довод жалобы о том, что квартира не является объектом индивидуального жилищного строительства, несостоятелен.
Суд обоснованно указал, что квартира расположена в двухквартирном жилом доме, имеет отдельный выход на свой земельный участок, который обособлен и принадлежит, в том числе, истице на праве общей долевой собственности.
Таким образом, квартира истицы является отдельным индивидуально-определенным жилым помещением, и по всем своим характеристикам соответствует основным признакам объекта индивидуального жилищного строительства.
Ссылка в жалобе на положения ч. 3 ст. 48 ГрК РФ основана на неправильном толковании норм материального права, т.к. определение понятия "объекта индивидуального жилищного строительства", предусмотренное указанной нормой, раскрывает понятие "объект индивидуального жилищного строительства" применительно к градостроительным отношениям, являющимися предметом регулирования указанного правового акта, по сути, относится к осуществлению подготовки проектной документации. Применение указанной нормы к правоотношениям сторон, возникших в связи с реализацией гражданами прав, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семьям, имеющим детей", Областным законом "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Смоленской области" не соответствует целям и задачам, предусмотренным указанными Федеральным и Областным законами.
Направление средств материнского капитала на реконструкцию жилого помещения в данном случае в полной мере соответствует целевому назначению этих средств и будет способствовать созданию многодетной семье истицы условий, обеспечивающих достойную жизнь, что провозглашено в преамбуле Федерального закона как основная цель установления этих мер социальной поддержки.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку носят предположительный характер и не содержат каких-либо юридически значимых обстоятельств, свидетельствующих о возможности иного мнения по делу.
Юридически значимые обстоятельства судом были установлены правильно, представленным сторонами доказательствам в решении дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Дело рассмотрено судом в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и оснований для отмены решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 19 февраля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента Смоленской области по социальному развитию - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.