Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пудова А.В.,
судей Дмитриевой Г.И. и Коженовой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с участием истца Скоблякова В.А., представителя ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ ... Сагалаевой И.С. дело по апелляционной жалобе названного ответчика на решение Починковского районного суда Смоленской области от 26 февраля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Пудова А.В., объяснения представителя ответчика Сагалаевой И.С., поддержавшей доводы жалобы, объяснения истца Скоблякова В.А., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Скобляков В.А. обратился в Починковский районный суд Смоленской области с иском о присуждении трудовой пенсии по старости, назначаемой по правилам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", т.е. независимо от возраста при стаже педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей не менее 25 лет (специальный стаж, стаж).
В обоснование заявленные требований сослался на то, что Управлением Пенсионного фонда РФ ... ему отказано в установлении требуемой пенсии ввиду недостаточности специального стажа; в указанный стаж не включены период прохождения им срочной (по призыву) военной службы с 11.07.1986 г. по 03.07.1988 г., а также периоды курсовой переподготовки с 05.01.1999 г. по 16.01.1999 г., с 10.02.1999 г. по 12.02.1999 г. и с 19.04.2011 г. по 21.04.2011 г.
По мнению истца, отказ является незаконным, так как в соответствии с законодательством, действовавшим в период прохождения им военной службы, время службы в Вооруженных Силах СССР засчитывалось в выслугу педагогических работников.
Более того, часть службы - с 18.11.1986 г. по 03.07.1988 г. - он находился в Демократической Республике Афганистан. Время такой службы на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям" включалось в выслугу лет для назначения пенсий из расчета один месяц службы за три месяца.
При таком исчислении его специальный стаж превышает 25 лет, что дает ему право на требуемую пенсию.
Управление Пенсионного фонда РФ ... иск не признало. Его представитель Шабанов Е.В. пояснил, что действующее законодательство не предусматривает включение в специальный стаж периодов военной службы; в соответствии с ранее действовавшим Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, служба в Вооруженных Силах СССР засчитывалась в выслугу лет педагогических работников в календарном порядке при условии, если не менее 2/3 стажа составляла работа в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных Перечнем, утвержденным тем же Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397. Однако названное Постановление утратило силу на территории РФ с 1 октября 1993 г., поэтому не может применяться для определения специального стажа истца. Без учета оспариваемых периодов стаж Скоблякова В.А. на дату обращения за пенсией (14.03.2012 г.) составлял 19 лет 06 мес. 12 дн., что недостаточно для назначения ему пенсии по правилам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.
Обжалуемым решением требования истца удовлетворены.
Суд обязал ответчика включить в специальный стаж Скоблякова В.А. период его военной службы с 11.07.1986 г. по 03.07.1988 г., из которого с 18.11.1986 г. по 03.07.1988 г. - в льготном исчислении (один месяц службы за три месяца), а также периоды курсовой переподготовки с 05.01.1999 г. по 16.01.1999 г., с 10.02.1999 г. по 12.02.1999 г. и с 19.04.2011 г. по 21.04.2011 г., и назначить ему пенсию с 1 ноября 2012 г.
В рассматриваемой апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ ... просит отменить решение в части льготного исчисления специального стажа истца за период с 18.11.1986 г. по 03.07.1988 г. и, соответственно, в части присуждения ему пенсии, полагая, что суд неправильно истолковал и применил нормы Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям".
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из дела видно, что решением ответчика N ... от 15.06.2012 г. в специальный стаж Скоблякова В.А., обратившегося за назначением пенсии по правилам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", были засчитаны периоды его работы учителем физики и математики в школе им. ... и директором ... основной школы также с 15.08.1992 г. до 01.03.1995 г. с 01.01.1995 г.
В указанный стаж не включены период военной службы истца с 11.07.1986 г. по 03.07.1988 г., а также периоды курсовой переподготовки с 05.01.1999 г. по 16.01.1999 г., с 10.02.1999 г. по 12.02.1999 г. и с 19.04.2011 г. по 21.04.2011 г., и в установлении пенсии отказано ввиду недостаточности специального стажа, продолжительность которого определена в 19 лет 06 мес. 12 дн.
Удовлетворяя требования Скоблякова В.А., суд исходил из того, что в период прохождения им военной службы действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, которым было утверждено, в частности, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. В соответствии с пунктом 4 названного Положения служба в Вооруженных Силах СССР включалась в выслугу лет педагогических работников.
Кроме того, в указанный период действовало и продолжает действовать Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям".
Подпунктом "а" пункта 1 названного Постановления предписывалось засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии - один месяц службы за три месяца службы на территории Демократической Республики Афганистан военнослужащим, прослужившим установленный срок службы в этой стране, а получившим ранения, контузии, увечья или заболевания - независимо от срока службы, и время непрерывного нахождения в связи с этим на излечении в лечебных учреждениях.
Что касается периодов курсовой переподготовки с 05.01.1999 г. по 16.01.1999 г., с 10.02.1999 г. по 12.02.1999 г. и с 19.04.2011 г. по 21.04.2011 г., то, как указал суд, ни в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516, - на которые сослался ответчик, отказывая в зачете оспариваемых периодов, - ни в других нормативно-правовых актах нет запрета на включение в специальный стаж периодов нахождения в учебных отпусках, каковыми по сути являются курсы переподготовки.
При таком исчислении специальный стаж Скоблякова В.А. по состоянию на 1 ноября 2012 г. превышает 25 лет, что дает ему право на пенсию по правилам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции в полной мере согласиться не может.
Подпунктом "а" пункта 1 продолжающего действовать Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям" военнослужащим Советской Армии и Военно-морского флота, Комитета Государственной безопасности СССР и Министерства внутренних дел СССР, проходившим службу в составе ограниченного контингента советских войск, временно находившихся в Демократической Республике Афганистан, и их семьям, действительно предоставлялись льготы, в частности, засчитывалось в выслугу лет для назначения пенсии - один месяц службы за три месяца военнослужащим, прослужившим установленный срок службы в этой стране.
Исходя из буквального содержания данной правовой нормы льготное исчисление выслуги лет - один месяц службы за три месяца - применялось только для случаев назначения пенсии военнослужащим.
В настоящее время условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей определены одноименным Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.
Во исполнение указанного Закона принято Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Подпунктом "б" пункта 3 названного Постановления предусмотрено включение в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим периодов службы на территории Республики Афганистан (с 1 декабря 1979 г.) из расчета один месяц службы за три месяца.
Что касается трудовой пенсии, - за назначением которой обратился Скобляков В.А., - то ни самим Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ни Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ни Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ни другими действующими нормативно-правовыми актами в области пенсионного обеспечения не предусмотрено включение в специальный стаж периодов военной службы.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, сформулированной в Постановлении от 24 мая 2001 г. N 8-П, в Определении от 5 ноября 2002 г. N 320-О и в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
Данная правовая позиция Конституционного Суда РФ конкретизирована в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которому по волеизъявлению и в интересах лица, обратившегося за назначением пенсии, специальный стаж может исчисляться также в соответствии с ранее действовавшими нормативно-правовыми актами.
В период прохождения Скобляковым В.А. военной службы действовало вышеуказанное Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Подпунктом "г" пункта 1 названного Положения предусматривалось включение в специальный стаж службы в Вооруженных Силах СССР.
Периоды такой службы засчитывались в календарном порядке.
При данных обстоятельствах оснований для льготного исчисления специального стажа истца за период с 18.11.1986 г. по 03.07.1988 г. и, соответственно, присуждения ему пенсии не имеется, поэтому решение в указанной части подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права.
По делу следует постановить новое решение - об отказе в удовлетворении названных требований.
В части включения оспариваемых периодов (военная служба с 11.07.1986 г. по 03.07.1988 г. и курсовая переподготовка с 05.01.1999 г. по 16.01.1999 г., с 10.02.1999 г. по 12.02.1999 г. и с 19.04.2011 г. по 21.04.2011 г.) в календарном порядке решение не обжалуется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Починковского районного суда Смоленской области от 26 февраля 2013 года в части льготного исчисления (один месяц службы за три месяца) специального стажа Скоблякова В.А. за период с 18.11.1986 г. по 03.07.1988 г. и присуждения ему пенсии по правилам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отменить.
Принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении названных требований отказать.
В части включения в специальный стаж Скоблякова В.А. в календарном порядке периодов прохождения им военной службы с 11.07.1986 г. по 03.07.1988 г. и курсовой переподготовки с 05.01.1999 г. по 16.01.1999 г., с 10.02.1999 г. по 12.02.1999 г. и с 19.04.2011 г. по 21.04.2011 г.) решение оставить без изменения.
Председательствующий :
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.