Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Дроздовой В.Ф.,
судей: Кнепмана А.Н., Слободчиковой М.Е.,
при секретаре Шаховой И.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "ТаЭр" на решение Облученского районного суда Еврейской автономной области от 26 февраля 2013 г., которым постановлено:
Исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Облученского района Еврейской автономной области в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования "Бирское городское поселение" к обществу с ограниченной ответственностью "ТаЭр" о понуждении теплоснабжающей организации к исполнению обязательств в сфере жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса - удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "ТаЭр" накопить нормативный неснижаемый запас топлива (угля) на 7 суток для котельных Бирского городского поселения Облученского района Еврейской автономной области и не снижать данный запас до окончания отопительного периода 2012-2013 годов.
Решение в части обязания накопить нормативный неснижаемый запас топлива обратить к немедленному исполнению.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ТаЭр" государственную пошлину в доход местного бюджета в размере " ... " рублей.
Заслушав доклад судьи Кнепмана А.Н., пояснения прокурора Витютнева К.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Исполняющий обязанности прокурора Облученского района обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц - жителей муниципального образования "Бирское городское поселение" Облученского муниципального района Еврейской автономной области (далее - Бирское городское поселение Облученского района, поселение) с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ТаЭр" (далее - ООО "ТаЭр") о понуждении теплоснабжающей организации к исполнению обязательств в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) и топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК).
Свои требования мотивировал тем, что ходе проведения проверки на территории Бирского городского поселения Облученского района выявлены нарушения законодательства в сфере ЖКХ со стороны ресурсоснабжающей организации ООО "ТаЭр" в части своевременного накопления нормативного неснижаемого запаса топлива (далее - ННЗТ) в период прохождения отопительного сезона 2012-2013 годов. Эксплуатация котельных, расположенных на территории поселения, осуществляется ООО "ТаЭр" на основании договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности, от " ... ", условиями которого предусмотрена обязанность арендатора использовать имущество в производственных целях (теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, горячего водоснабжения), в связи с чем, для бесперебойной работы котельных в Бирском городском поселении Облученского района (пос. Бира, с. Будукан, с. Семисточное) должно обеспечить наличие ННЗТ. Однако ООО "ТаЭр" своевременно не обеспечивает создание ННЗТ, что может повлечь нарушение прав потребителей на надёжное теплоснабжение в отопительный период 2012-2013 годов.
Просил суд обязать ООО "ТаЭр" накопить нормативный запас топлива (угля) на 7 суток для котельных Бирского городского поселения Облученского района и не снижать данный запас в течение отопительного периода 2012-2013 годов. Решение о накоплении ННЗТ обратить к немедленному исполнению.
В судебном заседании помощник прокурора Облученского района Титоренко С.С. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ООО "ТаЭр" Ташматов Э.Э. исковые требования не признал, суду пояснил, что ННЗТ для котельных Бирского городского поселения Облученского района имеется постоянно, но непосредственно на складе в пос. Бира топливо не хранится, поскольку склад не огорожен, не охраняется и уголь разворовывается местными жителями. На склад уголь завозится на 2 дня, как и на котельные поселения. Каждый день идут поставки топлива железнодорожным и автомобильным транспортом в соответствии с договорами, заключёнными с ООО " Д.". В случае задержки поставки по железной дороге, ООО " Д." приобретает уголь на складе ОАО "Биробиджанское предприятие по обеспечению топливом" в г. Биробиджане и доставляет его машинами на котельные поселения. Срывов отопительного сезона допущено не было, жалоб от населения на ненадлежащее теплоснабжение не поступает.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика администрации Бирского городского поселения Облученского района Сорокина Т.А. поддержала исковые требования, суду пояснила, что отсутствие запаса топлива непосредственно в пределах котельных поселения может привести к срыву отопительного сезона, а именно, в случае невозможности доставить уголь из г. Биробиджана.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика администрации Облученского муниципального района Еврейской автономной области (далее - администрация Облученского муниципального района) в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещён надлежащим образом.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе ООО "ТаЭр" просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить.
Мотивируя жалобу, указывает, что для недопущения срыва отопительного периода 2012-2013 годов поставка угля осуществляется ежедневно автомобильным транспортом. Создание ННЗТ непосредственно на складе в пос. Бира невозможно, ввиду отсутствия в настоящее время условий для обеспечения сохранности угля.
В соответствии с приказом Минэнерго России от 04.09.2008 N 66 "Об организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях" (далее - приказ Минэнерго России от 04.09.2008 N 66), п. 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, бесперебойная работа котельных обеспечивается.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Облученского района Титоренко С.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Приводит доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчика, третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, относительно предмета спора, не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В суде апелляционной инстанции прокурор Витютнев К.В. поддержал доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав пояснения прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п.4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселений относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 ст. 3 Устава муниципального образования "Бирское городское поселение" вышеуказанные вопросы также отнесены к полномочиям данного муниципального образования.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях - поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду и др.
В соответствии с п. 11 ст. 2 Федерального закона N 190-ФЗ теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии. Теплоснабжающие организации обязаны обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения и надежное теплоснабжение потребителей (п.5 ст.20).
Из материалов дела следует, что на основании договоров аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования "Бирское городское поселение" N " ... " от " ... " (котельная с. Будукан), N " ... " от " ... " (котельная бани в п. Бира по ул. " ... "), N " ... " от " ... " (котельная в п. Бира по ул. " ... "), N " ... " от " ... " (котельная в п. Бира по ул. " ... "), N " ... " от " ... " (котельная в с. " ... "), заключенных администрацией муниципального образования "Бирское городское поселение" (арендодатель) и ООО "ТаЭр" (арендатор), арендодатель предоставляет арендатору за плату во временное пользование и владение здания и оборудование вышеперечисленных котельных в целях теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, горячего водоснабжения.
Согласно пунктам 3.4.5, 3.4.9 вышеуказанных договоров аренды арендатор - ООО "ТаЭр" обязан обеспечивать бесперебойное и качественное предоставление коммунальных услуг потребителям.
Пунктом 4.1.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, определено, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Данная обязанность возложена на теплоснабжающие организации.
С учётом указанных норм закона и договоров, суд сделал правильный вывод, что ООО "ТаЭр", арендуя имущество, необходимое для генерации и передачи тепловой энергии, является теплоснабжающей организацией на территории Бирского городского поселения, и обязано создать нормативный запас топлива.
Приказом Минэнерго РФ от 04.09.2008 N 66 "Об организации в министерстве энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных" утверждена Инструкция по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных.
На момент вынесения судом решения данная инструкция действовала с изменениями, внесенными приказом Министерства энергетики РФ от 10.08.2012 N 377, и в действующей редакции не предусматривала порядок определения нормативов запасов топлива для котельных.
Приказом Министерства энергетики РФ от 10.08.2012 N 377 утвержден Порядок (далее - Порядок) определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Согласно пункту 2 данного Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
Пунктом 15 данного Порядка предусмотрено, что ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.
Кроме того, согласно п. 6 данного Порядка ННЗТ рассчитывается один раз в три года, результаты расчетов рекомендуется оформлять по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
В инструкции, утвержденной Приказом Минэнерго РФ от 04.09.2008 N 66, в редакции, действовавшей на начало отопительного периода 2012-2013 годов и до 30 декабря 2012 г. предусматривалось, что ННЗТ рассчитывается и обосновывается один раз в три года, результаты расчетов оформляются по форме согласно приложению 1. (п.7)
Пункт 18 данной инструкции предусматривал, что Минэнерго России ежегодно в срок до 1 июня рассматривает представленные на 1 октября планируемого года расчеты нормативов создания запасов топлива, согласованные: по организациям, эксплуатирующим отопительные (производственно-отопительные) котельные, а также электростанции и котельные отраслей промышленности (за исключением организаций электроэнергетики) - органами исполнительной власти Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления.
Вместе с тем, поскольку приказ Минэнерго от 10.08.2012 N 377 не предусмотрел переходных положений относительно ранее установленных нормативных запасов топлива, а ответчиком суду не представлен размер неснижаемого нормативного запаса топлива, определенного в порядке, действовавшем на начало отопительного сезона, суд первой инстанции обоснованно, в целях обеспечения бесперебойного теплоснабжения исходил из п. 12 Инструкции, утвержденной Приказом Минэнерго 04.09.2008 N 66 в прежней редакции.
Данный пункт предусматривал, что ННЗТ для электростанций и котельных, сжигающих уголь, мазут и дизельное топливо, обеспечивает работу тепловых электростанций в режиме выживания в течение семи суток, а для тепловых электростанций и котельных, сжигающих газ, - трех суток.
Из представленного ответчиком расчета семисуточной нормы запаса угля по Бирскому городскому поселению, судом первой инстанции установлено, что семисуточная норма запаса угля составляет 289,41 тонн. При расчете нормы ННЗТ специалисты ответчика использовали показатели, отражённые в методике его определения, предусмотренной Приказом Минэнерго 04.09.2008 N 66.
Однако ответчиком не представлено доказательств с достоверностью подтверждающих, что им обеспечено наличие неснижаемого нормативного запаса топлива.
Напротив, из оперативных сводок от " ... ", от " ... ", передаваемых в администрацию муниципального образования "Бирское городское поселение", следовало, что семисуточный запас топлива (угля) ни на котельных, ни на складе топлива Бирского городского поселения не накоплен.
Согласно имеющемуся в материалах дела Договору на поставку угольной продукции N " ... " от " ... ", заключенному между ООО " Д." и ООО "ТаЭр", уголь для котельных Бирского городского поселения поставляется в соответствии с установленным графиком автомобильным и железнодорожным транспортом.
Основываясь на представленных ответчиком документах, суд правильно признал, что поставки топлива на котельные Бирского городского поселения осуществляются ООО "ТаЭр" с периодичностью, не допускающей срыва отопительного сезона, однако нормативный неснижаемый запас топлива, необходимый в случае непредвиденных обстоятельств при исчерпании эксплуатационного запаса топлива (используемого ежедневно на каждой котельной) и находящийся в пределах транспортной доступности к котельным пос. Бира, с. Будукан и с. Семисточный ответчиком не обеспечен.
Доводы об отсутствии условий для хранения топлива в пределах Бирского городского поселения не освобождают ответчика от обязанности обеспечить неснижаемый нормативный запас топлива в пределах нормативно определённой транспортной доступности и обоснованно отклонены судом.
Признав, что удовлетворение заявленных требований будет способствовать бесперебойному, плановому прохождению отопительного периода, суд правомерно удовлетворил исковые требования прокурора в полном объеме, обязав ООО "ТаЭр" обеспечить наличие неснижаемого семисуточного нормативного запаса топлива для котельных Бирского городского поселения и не снижать его до окончания отопительного периода 2012-2013 годов, обратив решение к немедленному исполнению.
Согласно п.4 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
Пунктом 11.6 Положения о комитете тарифов и цен правительства Еврейской автономной области, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 26.05.2009 N 169-пп, на данный орган возложено утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более. (в ред. постановления правительства ЕАО от 20.03.2012 N 98-пп)
Из ответа Комитета тарифов и цен правительства ЕАО от " ... " за N " ... " на запрос суда ЕАО следует, что на 2012 г. нормативный неснижаемый запас топлива для ООО "ТаЭр" не устанавливался, так как от ООО "ТаЭр" не поступало заявление на установление тарифа. Оно впервые поступило " ... "
ННЗТ на 2013 год утвержден приказом комитета от " ... " за N " ... ", введен в действие 03 апреля 2013 г. Его размер 0,332 тыс. тонн и рассчитан на семь суток.
Следовательно, возложение обязанности на ответчика по обеспечению ННЗТ согласно нормативу, установленному им самим с учётом нормативно установленной методики, прав ответчика не нарушило, и было направлено на бесперебойное теплоснабжение Бирского городского поселения.
С учётом изложенного, решение суда соответствует требованиям законодательства, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327.1. - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Облученского районного суда Еврейской автономной области от 26 февраля 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТаЭр" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.