Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Наумова И.В.
судей Оберниенко В.В. Гниденко С.П.
При секретаре Минаковой В.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации города Губкинского
На решение Губкинского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа
от "29" марта 2013 года, которым П О С Т А Н О В Л Е Н О:
Исковые требования Руденко А.П. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации г. Губкинский, оформленный письмом от 01 октября 2012 года, в выдаче семье Руденко А.П. свидетельства участника мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" окружной долгосрочной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, обязав Администрацию г. Губкинский выдать семье Руденко Анны Павловны (на состав семьи 3 человека) вышеуказанное свидетельство.
Заслушав докладчика судью суда Ямало-Ненецкого автономного округа Оберниенко В.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Руденко А.П. обратилась в суд с иском к Администрации города Губкинский о признании недействительным отказа Администрации города Губкинский от 1 октября 2012 года в выдаче ее семье свидетельства участника мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" окружной долгосрочной программы "Жилище" на 2011-2015 годы и возложении обязанности выдать данное свидетельство.
В обоснование требований указала, что 31 мая 2011 года ее семья обратилась в Администрацию города Губкинский с заявлением о включении в состав мероприятий по предоставлению социальных выплат по данной подпрограмме, поскольку своего жилья семья не имеет, в квартире родителей имела только регистрацию.
Однако на заседании общественной жилищной комиссии при Администрации города Губкинский 27 сентября 2012 года семье было отказано в выдаче свидетельства, по мотиву того, что у родителей Руденко А.П. имеется в собственности три жилых помещения общей площадью "данные изъяты" кв.м.
Истец полагала решение незаконным, так как ее семья прав на принадлежащие родителям жилые помещения не имеет, родители не являются членами ее семьи.
В судебном заседании истец участия не принимала.
Представитель истца Ахвердян Е.Н. на удовлетворении исковых требований настаивала по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика Администрации города Губкинский Оленичева И.И. в судебном заседании участия не принимала, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, в письменных возражениях на иск полагала иск не подлежащим удовлетворению.
Представитель Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО в судебном заседании участия не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе представитель Администрации города Губкинского Воложанинов Д.В. просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований.
Приводит доводы аналогичные изложенным в возражении на иск, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют материалам дела, считает, что имеющаяся в распоряжении родителей истца Руденко А.П. жилая площадь должна учитываться при определении нуждаемости молодой семьи в улучшении жилищных условий.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в порядке ст. 327.1 ГПК РФ суд, согласно которой суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Из дела следует, что состоявшееся судебное постановление соответствует требованиям закона, суд обеспечил равенство прав участников судебного разбирательства, сохраняя беспристрастность, создал необходимые условия для всестороннего и полного исследования всех обстоятельств дела и разрешил спор в соответствии с законом.
Согласно ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В силу пп. "ж", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище путём предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильём молодых семей".
Приложением N 3 к указанной подпрограмме утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила).
Как следует из содержания данного нормативного акта, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства ЯНАО от 18.11.2010 N 383-П "Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", была принята подпрограмма "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе", в том числе для улучшения жилищных условий молодых семей.
В целях реализации указанной подпрограммы, Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.12.2010 N 535-П утвержден Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - Порядок).
Согласно п. 6 Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участниц подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся | жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил; в) наличие семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в час: превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с п. 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях и после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Порядок и условия признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 8 Правил).
Из дела следует и судом установлено, что семья Руденко (истец Руденко А.П., ее супруг Руденко А.А., дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) 31 мая 2011 года обратилась в Администрацию города Губкинский с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программа: "Жилище" на 2011-2015 годы.
Администрация города Губкинский 10 июня 2011 года приняла решение о признании молодой семьи Руденко с составом семьи 4 человека нуждающейся в улучшении жилищных условий.
На день подачи заявления и принятия данного решения семья Руденко была зарегистрирована по месту жительства родителей Руденко А.П. по адресу: "адрес" (общей площадью 88,5 кв.м), находящаяся в собственности Есиповой Т.В. - матери Руденко А.П.
10 июня 2011 года семья Руденко была признана участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" окружной долгосрочной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (л.д. 63).
Решением общественной жилищной комиссии при Администрации города Губкинский от 27 сентября 2012 года семье Руденко на основании п. 6.6. Порядка (несоответствие требованиям, указанным в п. 1.3 Порядка (п. "г)) (л.д. 30) в выдаче свидетельства, отказано (л.д. 64).
Из указанного документа следует, что основанием для отказа явился факт наличия в собственности родителей Руденко А.П., трех жилых помещений общей площадью "данные изъяты" кв.м., что с учетом совместно проживающих в квартире лиц, превышает утвержденную на территории города Губкинского учетную норму (16 кв.м.).
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Вместе с тем, из дела следует, что Руденко А.П. и Руденко А.А., имея регистрацию по месту жительства родителей, после создания семьи, является, как молодая семья, самостоятельным субъектом права, поскольку имеет свой состав семьи, куда входит супруги Руденко и их дети. Поэтому истец и ее члены семьи - членами семьи Есиповой Т.В. и Есипова П.В. (родителей - Руденко А.П.) после создания своей семьи не являются.
Регистрация семьи Руденко в квартире Есиповых имела место в связи с тем, что собственного жилья молодая семья не имеет.
Данное обстоятельство судом установлено и доказательств обратного ответчик, в нарушение статьи 56 ГПК РФ не представил.
Доводы ответчика на совместное проживание молодой семьи с родителями на существо принятого решения повлиять не может, также как и наличие регистрации по месту жительства, поскольку в соответствии с действующим жилищным законодательством регистрация не относится к числу юридических фактов, устанавливающих право пользования жилым помещением в качестве члена семьи собственника.
Более того, регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения прав и свобод гражданина, предусмотренных жилищным законодательством.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции об обоснованности требований молодой семьи, как субъекта права, являются правильными, поскольку принадлежащая на праве собственности родителям истца жилая площадь, при оценке нуждаемости молодой семьи в улучшении жилищных условий учитываться не может.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на обеспеченность семьи истца жилой площадью более установленной на территории города Губкинского учетной нормы основаны на переоценке доказательств и ошибочном толковании норм права.
Более того, в соответствии в соответствии с ч. 4 ст. 1 СК РФ запрещаются любые формы ограничения прав граждан в семейных отношениях, а, по сути, ответчик принуждает Руденко А.П. и членов ее семьи к семейным отношениям с Есиповыми Т.В. и П.А., дедушкой Подосинниковым А.С., братом Есиповым П.П. его женой Лазаревой А.С. и другими родственниками (л.д. 37).
Таким образом, молодая семья Руденко, как субъект права, полностью соответствует критериям, установленным для участия в Окружной подпрограмме Порядком предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе и поэтому ссылка ответчика на п.6.6.Порядка (несоответствие требованиям, указанным в пункте 1.3. Порядка), как на основание отказа в выдаче свидетельства, фактически противоречит Порядку, утвержденному Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 декабря 2010 г. N 535-П.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального закона являются ошибочными, поскольку согласно п. 4 ст. 60 СК РФ дети не имеют права собственности на имущество родителей.
Из дела следует, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Поэтому оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Губкинского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Копия верна:
Судья суда ЯНАО В.В.Оберниенко
Секретарь суда Н.Н.Копейкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.