Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Зотиной Е.Г.,
судей Ощепкова Н.Г. и Реутовой Ю.В.,
при секретаре Харламповой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании, в апелляционном порядке, гражданское дело по апелляционной жалобе ГКУ ЯНАО "Центр занятости населения" г. Муравленко,
на решение Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от "7" февраля 2013 года, которым был признан незаконным приказ об отказе в признании Войку А.А. безработной с возложением обязанности по постановке последней на учет в качестве безработной с 30 ноября 2012 года.
Заслушав докладчика судью суда Ямало-Ненецкого автономного округа Ощепкова Н.Г., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Муравленко, в защиту прав и законных интересов Войку А.А. обратился в суд с иском (с учетом изменения исковых требований) к ГКУ ЯНАО "Центр занятости населения" г. Муравленко о признании незаконным приказа N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании Войку А.А. безработной с возложением обязанности по ее постановке на учет в качестве безработной с 30 ноября 2012 года с взысканием судебных расходов. Указано, что Войку А.А. с 21 ноября 2012 года была зарегистрирована у ответчика в качестве лица ищущего работу со сроком явки для признания безработной - 30 ноября 2012 года. В связи с уважительными причинами (смерть отца и похороны) Войку А.А. в обусловленную дату на явку не явилась. Ответчик 30.11.2012 г. в виду неявки отказал в признании ее безработной. Однако данное решение незаконно, поскольку Войку А.А. 10 декабря 2012 года представила документы об уважительности причин неявки, и ответчик в нарушение закона не признал ее безработной.
В возражениях на иск ответчик указал, что Войку А.А. 21 ноября 2012 года была зарегистрирована в центре занятости населения в целях поисках подходящей работы, 22 ноября 2012 года она проконсультирована по вариантам подходящей работы. Принятие решения о признании ее безработной было назначено на 30 ноября 2012 года, о чем Войку А.А. извещена. Однако в указанное время она не явилась. В связи с чем, 30 ноября 2012 года было принято решение об отказе в признании Войку А.А. безработной. Указанное решение принято в точном соответствии с законом и права истца нарушены не были.
Суд постановил решение, которым иск удовлетворил.
С решением суда не согласен ответчик - ГКУ ЯНАО "Центр занятости населения" г. Муравленко. В апелляционной жалобе директор Мурашко Р.А., просит решение суда отменить с принятием нового решения. Указал, что неявка граждан зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, в срок, установленный центром занятости населения влечет отказ в признании их безработными независимо от наличия уважительных причин неявки.
Истец Войку А.А., надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявила, доказательств уважительности причин неявки в суд не представила, в связи с чем, на основании ст. 167 ГПК РФ, ч.1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия, находит возможным рассмотрение дела в ее отсутствие.
Представитель ГКУ ЯНАО "Центр занятости населения" г. Муравленко - Бородина Н.Н., действующая на основании доверенности, в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала.
Прокурор Губайдулина Г.А. в суде апелляционной инстанции, просила оставить решение суда без изменения.
Выслушав объяснения представителя ответчика и прокурора, проверив материалы дела, заслушав судебные прения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с п.3, п.4 ч.1 и п.1 ч.2 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права.
При рассмотрении настоящего дела, судом первой инстанции были допущены такого характера нарушения, которые выразились в следующем.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, сослался на то, что истец не явилась в срок, установленный органами службы занятости для регистрации ее в качестве безработной по уважительным причинам и решение об отказе в признании ее безработной является незаконным.
Между тем с таким выводом суда первой инстанции, судебная коллегия согласится не может.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Войку А.А. 21 ноября 2012 года зарегистрировалась в службе занятости населения с целью поиска подходящей работы (в качестве ищущей работу).
Учреждением службы занятости населения (ответчиком), Войку А.А. на 30 ноября 2012 года было установлено явиться, для принятия решения о признании ее безработной.
Факт заблаговременного извещения о необходимости явки на указанную дату, истец признает (л.д. 10).
30 ноября 2012 года, приказом N ГКУ ЯНАО "Центр занятости населения" г. Муравленко в признании Войку А.А. безработной было отказано в связи с тем, что она не явилась в срок (30.11.2012г.) установленный для регистрации в качестве безработной.
Федеральный законодатель, реализуя свою компетенцию по регулированию этой сферы общественных отношений, определил в Законе Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения и установил гарантии реализации гражданами права свободно избирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы (статья 37, части 1 и 3, Конституции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании (п.2 ст. 3 Закона).
Исходя из пункта 3 ст. 3 указанного Закона, безработными не могут быть признаны граждане: не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных.
Таким образом, закон разделяет ситуацию, когда гражданин не явился в органы службы занятости для предложения ему подходящей работы и ситуацию неявки гражданина для регистрации его в качестве безработного.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п.1 ст. 3 Закона).
Исходя из пп. "г" п.9 Постановления Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" ("Правила регистрации безработных граждан") (далее - Правила), решение об отказе в признании гражданина безработными допускается в следующем случае: г) неявка гражданина в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения, для принятия решения о признании его безработным.
При этом зависимость решения об отказе в признании гражданина безработным от наличия уважительным причин неявки определена только в случае неявки гражданина без уважительных причин в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в государственное учреждение службы занятости населения для подбора подходящей работы (пп. "в" п.9, п. 12, п.14 Правил).
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, решение об отказе в признании Войку А.А. безработной было обусловлено не ее неявкой для подбора подходящей работы, а ее неявкой для принятия решения о признании ее безработной.
Следовательно, причины пропуска Войку А.А. срока явки - 30 ноября 2012 года в государственное учреждение службы занятости населения, для принятия решения о признании ее безработной, правового значения не имели.
Исходя из анализа указанных норм законодательства и пункта 4 статьи 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", Войку А.А. после отказа в признании ее безработной имела право повторно обращаться с данным вопросом в органы службы занятости, то есть предусмотрены конкретные правовые последствия неявки для принятия решения о признании безработным.
Однако этого не было учтено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Суд первой инстанции не разграничил указанные ситуации и ошибочно посчитал, что к ситуации неявки Войку А.А. 30 ноября 2012 года для принятия решения о признании ее безработной, необходимо применить положения законодательства о ее неявке в государственное учреждение службы занятости населения для подбора подходящей работы с выяснением причин уважительности причин неявки.
Однако правовые последствия для этих различных по цели неявок не тождественные.
Как уже было отмечено выше, в настоящей ситуации при неявке гражданина для принятия решения о признании его безработным, независимо от наличия уважительности причин неявки, принимается решение об отказе в признании гражданина безработным и данный гражданин имеет право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании его безработным, при этом оставаясь на регистрационном учете в целях поиска подходящей работы (пункт 4 ст. 3 Закона, п.14 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы).
Суждения суда первой инстанции об уважительности причин неявки в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения, для принятия решения о признании Войку А.А. безработной, правового значения для дела не имели.
Указание суда первой инстанции в решении на пункты 3 и 4 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 30.09.2010 N 847н "Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан" (утратившему силу с 05.03.2013г.), сделаны без учета того, что данные пункты спорные правоотношения не регулируют.
Согласно п.2 указанного Постановления Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации предоставлено право давать разъяснения по применению настоящего Постановления.
На разграничение упомянутых ситуаций (что уважительность причин выясняется только при неявки для подбора подходящей работы), обращено внимание в информации Минтруда России от 05.03.2013 (Ответы на вопросы 24, 25), а также в письме Минтруда России N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 104).
Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении о том, что неявка Войку А.А. к ответчику обусловлена уважительными причинами, не соответствует обстоятельствам дела - отказу в признании Войку А.А. безработной в связи неявкой в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения, для принятия решения о признании ее безработной, а не связи с неявкой для подбора подходящей для нее работы.
В связи с чем, применительно к обстоятельствам данного дела оспариваемое решение об отказе в признании Войку А.А. безработной было принято в соответствии с положениями норм законодательства регулирующего данные правоотношения, права и свободы Войку А.А. не были нарушены с учетом возможности повторного обращения в установленные законом сроки (пункт 4 статьи 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации").
При вынесении решения судом первой инстанции не были приняты во внимание указанные обстоятельства, выводы суда первой инстанции о незаконности приказа об отказе в признании Войку А.А. безработной с возложением обязанности по постановке на такой учет с даты принятия приказа - 30.11.2012 г. не соответствуют обстоятельствам дела, приведенные положения законодательства не применены, в связи с чем, решение суда, нельзя признать законным.
Материалы дела не содержат сведений, о повторном, в порядке пункта 4 статьи 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", обращении Войку А.А. к ответчику по вопросу признания ее безработной, что указывает на невозможность возложения обязанности на ответчика по постановке ее на такой учет с иной более поздней даты (с учетом законности оспариваемого решения об отказе).
Согласно п.2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новое решение.
При таких данных судебная коллегия признает решение суда первой инстанции подлежащим отмене полностью, законных оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
С учетом установленных обстоятельств, судебная коллегия, находит возможным, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 7 февраля 2013 года - отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска прокурора г. Муравленко в защиту прав, свобод и законных интересов Войку А.А. к государственному казенному учреждению ЯНАО "Центр занятости населения" г. Муравленко о признании незаконным приказа N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании Войку А.А. безработной с возложением обязанности по ее постановке на учет в качестве безработной с 30 ноября 2012 года и взыскании судебных расходов, отказать.
Председательствующий подпись
Судьи подпись
подпись
Копия верна: судья суда ЯНАО Н.Г. Ощепков
Копия верна: секретарь суда Н.Н. Копейкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.