Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,
судей: Кребеля М.В., Мурованной М.В.,
при секретаре Степановой Ю.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске по апелляционной жалобе представителя администрации г. Томска Виденко М.А. на решение Советского районного суда г. Томска от 25 февраля 2013 года
дело по иску прокурора Октябрьского района г. Томска в интересах Кусакина С. А. к администрации города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения на условиях договора специализированного найма.
Заслушав доклад судьи Кребеля М.В., объяснения представителя ответчика администрации г. Томска Виденко М.А. (доверенность от 18.03.2013), поддержавшей апелляционную жалобу, объяснения истца Кусакина С.А., возражавшего против апелляционной жалобы, объяснения помощника прокурора Кофман Е.Г., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района г. Томска обратился в суд с иском в интересах Кусакина С.А. к администрации г. Томска, в котором с учетом уточнения требований просил возложить обязанность на администрацию г. Томска за счет средств бюджета Томской области обеспечить жилым помещением Кусакина С.А. вне очереди на условиях договора специализированного найма, общей площадью не менее 17,0 кв.м.
В обоснование требований указал, что Кусакин С.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С 11.01.2001 материальный истец принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и включен в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях. До настоящего времени он не обеспечен жилым помещением.
Помощник прокурора Октябрьского района г. Томска Чернова А.В. и материальный истец Кусакин С.А. в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации г. Томска Виденко М.А. иск не признала, ссылаясь на пп. 4, 5 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 29.12.2012 N562а, указала, что специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот, включенным в Списки муниципальных районов, городских округов, в порядке очередности исходя из времени включения в соответствующий Список.
Представителя третьего лица администрации Томской области Литвинов С.В. полагал иск не подлежащим удовлетворению по основания, указанным в письменном отзыве.
Суд на основании ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 1 ст. 15 Закона Томской области N 28-ОЗ от 19.08.1999 "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области", пп. 4, 5 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденного постановлением администрации Томской области от 29.12.2012 N 562а, ч. 1, ч. 2 ст. 3 Закона Томской области от 11.09.2007 N 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения", ст. 1, ст. 140, ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации иск прокурора удовлетворил частично: обязал администрацию г. Томска предоставить Кусакину С.А. по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования "Город Томск", отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 17 кв.м.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Томска Виденко М.А. просит решение суда отменить, принять новое - об отказе в удовлетворении иска.
Ссылаясь на ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, ч. 2 ст. 8 от 29.02.2012 N 15-ФЗ, указывает, что, поскольку истцом право на предоставление жилого помещения до даты рассмотрения гражданского дела судом реализовано не было, истец утратил право на предоставление жилья вне очереди по договору социального найма. Однако при наличии оснований истец вправе претендовать в порядке, установленном постановлением Администрации Томской области от 29.12.2012 N 562а, на предоставление жилья специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Ссылаясь на пп. 4, 5 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденного данным постановлением, указывает, что специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот, включенным в Списки муниципальных районов, городских округов, в порядке очередности исходя из времени включения в соответствующий Список. На момент вынесения решения суда список не был сформирован, поэтому вопреки ст. 56 ГПК РФ в материалах дела отсутствовали надлежащие доказательства, подтверждающие наличие оснований для предоставления истцу жилого помещения. Кроме того, лицам, включенным в Список, жилые помещения предоставляются не вне очереди, а согласно очередности и при наличии соответствующего жилого помещения в специализированном жилищном фонде.
Полагает, что законность п. 5 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений не оспорена, следовательно, должна применяться судом без какого-либо расширительного или ограничительного толкования.
Указывает на то, что суд вышел за пределы заявленных требований, поскольку в отсутствие заявления истца об изменении исковых требований удовлетворил иск, обязав ответчика предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда, не указав, что оно предоставляется вне очереди.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Октябрьского района г.Томска Чернова А.В. просит решение Советского районного суда г. Томска от 25 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 3, 4, 5 ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть жалобу в отсутствие извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившегося в зал суда представителя администрации Томской области.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не находит.
При рассмотрении дела суд принял все меры для полного и объективного установления обстоятельств дела и на основании оценки представленных сторонами доказательств, исходя из положений, приведенных в решении норм права, пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно пп. 1, 3, 9 статьи 8 указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона N 326-ФЗ от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 N 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" (в редакции закона Томской области N 224-ОЗ от 17.12.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Судом первой инстанции установлено, что Кусакин С.А., родившийся /__/, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, не имеющих на момент окончания пребывания в государственном детском учреждении жилого помещения.
Данные выводы суда являются верными, так как основаны на законе и представленных доказательствах.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что Кусакин С.А. родился /__/ в /__/, его родителями являются К. и К., /__/ (л.д. 23, 26).
Мать истца К. умерла 26.07.1999 (л.д. 25).
Постановлением главы администрации Ленинского округа г. Томска N 37-з от 30.01.1998 Кусакин С.А. направлен в детское государственное учреждение (л.д. 27).
С 01.09.1999 по 01.09.2009 истец обучался и воспитывался в ОГОУ " /__/", а с 01.09.2009 по 30.05.2011 обучался в /__/ и находился на полном государственном обеспечении (л.д. 8, 22).
Жилого помещения, в котором проживал истец, при направлении в детское учреждение за ним не закреплялось (л.д. 24).
С 2001 года Кусакин С.А. включен в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и в льготном список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 10-11, 13-17, 23).
В настоящее время Кусакин С.А. не имеет в собственности жилого помещения, а также помещения, закрепленного за ним на основании договора социального найма (л.д. 18, 19, 30-32).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Кусакин С.А. как лицо, отнесенное к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, так как иного жилья на праве собственности либо праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении, в нарушение действующего законодательства по достижении им 18 лет жилым помещением по договору социального найма обеспечен не был.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
Довод апелляционной жалобы о том, что в материалах дела отсутствовали надлежащие доказательства, подтверждающие наличие оснований для предоставления истцу жилого помещения, по мнению судебной коллегии, не может служить основанием для отмены или изменения решения суда, поскольку опровергается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе письмом главы администрации Октябрьского района г.Томска N 29 от 07.02.2013 (л.д. 57).
Вопреки доводам жалобы, обжалуемое решение принято по заявленным требованиям, уточненным процессуальным истцом в судебном заседании 07 февраля 2013 года, за пределы заявленных требований суд не вышел.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не правильно применены положения постановления Администрации Томской области от 29.12.2012 N 562а, по мнению судебной коллегии, не может являться основанием для отмены решения, поскольку не согласуется с положениями Конституции Российской Федерации, которая закрепляет признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (статья 2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты - статья 7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18) на основе конституционного равноправия (статья 19, части 1 и 2), где обеспечивается право каждого на жилище (статья 40, части 1 и 3), а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, части 2 и 3).
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неверном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств и обстоятельств.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит фактов, которые могли бы повлиять на существо постановленного по делу решения. Судом правильно определены и оценены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, соблюдены нормы процессуального законодательства. Решение суда является законным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Томска от 25 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Томска Виденко М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.