Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Радикевич М.А.,
судей: Бондаревой Н.А., Клименко А.А.,
при секретаре Сутягиной А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске по апелляционной жалобе представителя администрации г. Томска Виденко М.А. на решение Советского районного суда г. Томска от 01 февраля 2013 года
дело по иску прокурора Советского района г. Томска в интересах Бутенко Е. И. к администрации города Томска о возложении обязанности предоставить помещение специализированного жилищного фонда.
Заслушав доклад судьи Бондаревой Н.А., объяснения представителя администрации г. Томска Виденко М.А., поддержавшей апелляционную жалобу, истца Бутенко Е.И., возражавшей против доводов жалобы, помощника прокурора Кофман Е.Г., считавшей решение суда подлежащим изменению в части, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Советского района г. Томска, действующий в интересах Бутенко Е.И., обратился в суд с иском к администрации г. Томска, в котором просил обязать администрацию г. Томска предоставить Бутенко Е.И. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления, но не менее 17,0 кв.м общей площади.
В обоснование требований указал, что Бутенко Е.И., /__/ года рождения, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ст. 2 Закона Томской области от
19.08.1999 N 28-03 "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать Б. умерла 31.03.2007, отец Б. - 13.06.1998. 30.06.2010 Бутенко Е.И. окончила обучение в /__/ с получением диплома об образовании. С 21.06.2011 Бутенко Е.И. состоит на учете в администрации Советского района г. Томска в качестве нуждающейся в предоставлении жилья. Однако с указанной даты и по настоящее время ответчик не предпринял мер, направленных на обеспечение Бутенко Е.И. жилым помещением. Просил обязать администрацию г. Томска предоставить Бутенко Е.И. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления, но не менее 17,0 кв.м общей площади.
В процессе рассмотрения дела помощник прокурора Советского района г. Томска Заволокина Т.С. представила заявление об изменени исковых требований. Просила обязать администрацию г. Томска предоставить Бутенко Е.И, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, находящееся на территории муниципального образования "Город Томск", отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не ниже 33 кв.м.
В судебном заседании Бутенко Е.И., заявленные в её интересах требования с учетом их изменений поддержала.
Представитель администрации г. Томска Виденко М.А. иск не признала. Указала, что специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот, включенным в списки муниципальных районов, городских округов, в порядке очередности исходя из времени включения в соответствующий список.
Представитель администрации Томской области в судебное заседание не явился.
Суд на основании ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст. 4, 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 92, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 10 Закона Томской области от 06.09.2006 N 212-ОЗ "О специализированном жилищном фонде в Томской области" требования удовлетворил, обязал администрацию г. Томска предоставить Бутенко Е.И. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, находящееся на территории муниципального образования "Город Томск", отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не менее 33 кв.м.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Томска Виденко М.А. просит отменить решение, принять новое об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что поскольку истцом право на предоставление жилого помещения до даты рассмотрения гражданского дела судом реализовано не было, истец утратила право на предоставление жилья вне очереди по договору социального найма. Однако при наличии оснований истец вправе претендовать на предоставление жилья специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в порядке, установленном постановлением Администрации Томской области от 29.12.2012 N 562а "Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений". Ссылаясь на пп. 4, 5 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденного данным постановлением, указывает, что специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот, включенным в списки муниципальных районов, городских округов, в порядке очередности исходя из времени включения в соответствующий список. На момент вынесения решения суда список не был сформирован, поэтому в материалах дела отсутствовали надлежащие доказательства, подтверждающие наличие оснований для предоставления истцу жилого помещения. Кроме того, лицам, включенным в список, жилые помещения предоставляются не вне очереди, а согласно очередности и при наличии соответствующего жилого помещения в специализированном жилищном фонде. Считает неправомерным вывод суда о предоставлении жилого помещения не менее 33 кв.м. Данная норма относится к предоставляемым служебным жилым помещениям. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилые помещения предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, которая на одиноко проживающего гражданина составляет 17 кв.м.
В возражениях относительно апелляционной жалобы помощник прокурора Советского района г. Томска Заволокина Т.С. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 4 ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя администрации Томской области, извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно пп. 1, 3, 9 ст. 8 указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона N 326-ФЗ от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 N 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" (в редакции закона Томской области N 224-ОЗ от 17.12.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Судом первой инстанции установлено, что Бутенко Е.И., родившаяся /__/, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, не имеющих на момент окончания пребывания в государственном детском учреждении жилого помещения.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что родителями Бутенко Е.И. являются Б., которая умерла 31.03.2007, и Б., умерший 13.06.1998.
Жилого помещения за истцом не закреплялось.
В 2010 году Бутенко Е.И. окончила /__/.
С 21.06.2011 Бутенко Е.И. включена в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях и в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа для получения жилого помещения по договору социального найма.
В настоящее время Бутенко Е.И. не имеет в собственности жилого помещения, а также помещения, закрепленного за ней на основании договора социального найма, по месту жительства не зарегистрирована.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Бутенко Е.И. как лицо, отнесенное к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, так как иного жилья на праве собственности либо праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлена на учет как нуждающаяся в жилом помещении, в нарушение действующего законодательства жилым помещением по договору социального найма обеспечена не была.
Оснований не соглашаться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, поскольку они основаны на правильном применении закона и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы об отсутствии доказательств, подтверждающих наличие оснований для предоставления истцу жилого помещения, поскольку такие доказательства представлены и им дана оценка в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Отсутствие сформированных списков данной категории граждан на момент принятия решения не может служить основанием к отказу истицу в иске при том, что право, принадлежащее Бутенко Е.И. как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилым помещением не было реализовано ответчиком до вступление в силу изменений, регулирующих порядок предоставления жилья указанной категории лиц.
Ссылки ответчика на то, что решение суда фактически направлено на внеочередное предоставление жилья, являются необоснованными и искажают выводы, содержащиеся в решении суда.
Не могут служить основанием для отмены решения суда доводы апелляционной жалобы о том, что судом не правильно применены положения постановления Администрации Томской области от 29.12.2012 N 562а "Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений", закрепляющие предоставление жилых помещений в порядке очередности исходя из времени включения граждан указанной категории в соответствующий список.
При этом судебная коллегия исходи из того, что бездействие ответчика по необеспечению Бутенко Е.И. жилым помещением до 31.12.2012, когда предоставление жилья указанной категории граждан вне очереди по договорам социального найма не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий, не должно отражаться на правах истца, ставиться в зависимость от выполнения ответчиком возложенной на него законом обязанности.
Доводы о необоснованности выводов суда о том, что предусмотренная законом обязанность предоставления жилого помещения не предполагает включение гражданина в какие-либо списки, не могут быть приняты во внимание, поскольку сути установленного судом не меняют и основанием для отмены правильного по существу решения не являются.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в части площади жилого помещения, подлежащего предоставлению Бутенко Е.И.
При определении площади жилого помещения, предоставляемого по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, суд ошибочно применил п. "в" ч. 1 ст. 10 Закона Томской области от 06.09.2006 N 212-03 "О специализированном жилищном фонде Томской области", которым предусмотрены нормы при предоставлении служебных жилых помещений - 33 кв.м общей площади жилого помещения на одиноко проживающих граждан.
Однако в ч. 4 ст. 10 Закона Томской области от 06.09.2006 N 212-03 установлены иные нормы предоставления жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Так, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно п. 2 решения Думы Города Томска от 13.12.2005 N 27 (в редакции от 14.08.2012) "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма" норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина составляет 17 кв.м.
При таких данных решение суда в указанной части подлежит изменению.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств и обстоятельств.
Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Томска от 01 февраля 2013 года изменить в части площади предоставляемого жилого помещения, вместо "не менее 33 кв.м" указать "не менее 17 кв.м".
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Томска Виденко М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.