Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Марисова А.М.,
судей Величко М.Б., Кущ Н.Г.,
при секретаре Зизюк О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске делопо иску Утюк О. В. к администрации ЗАТО Северск о признании незаконным постановления Главы администрации ЗАТО Северск о снятии с учёта в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить в очереди на получение жилья
по апелляционной жалобе Утюк О. В. на решение Северского городского суда Томской области от 07 марта 2013 года.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения Утюк О.В., ее представителя Бельтиковой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Утюк О.В. обратилась в суд с иском к администрации ЗАТО Северск о признании незаконным постановления Главы администрации ЗАТО Северск от 27.07.2009 N 2544, которым она была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить её в очереди на получение жилья с 18.09.2003.
В обоснование заявленных требований указала, что 18.09.2003 она вместе с сыном И., /__/ года рождения, была принята на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий. В 2005 году у неё родилась дочь. 26.11.2012 ей сообщили, что она снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, так как на одного члена её семьи приходится более /__/ кв.м. Данное решение было принято постановлением администрации ЗАТО Северск от 27.07.2009 N 2544, которое она получила 25.01.2013. Указанное постановление считала незаконным, поскольку жилищная комиссия неправильно оценила представленные ею документы и не учла её право на улучшение жилищных условий как /__/. Её семья проживает в крайне стесненных условиях, иного жилья не имеет, по нормам учета является нуждающейся. Квартира состоит из трёх комнат, в каждой проживают разные семьи: в одной - её мать П., во второй - сын собственника П., а в третьей - она с двумя детьми. Кроме того, как /__/ администрация ЗАТО Северск обязана была включить её в отдельную очередь в 2006 году с выходом Закона Томской области от 06.06.2006 N 116-ОЗ и постановления администрации Томской области от 10.07.2006 N 90а "О порядке предоставления социальных выплат гражданам на приобретение (строительство) жилых помещений в собственность".
Дело рассмотрено по существу в отсутствие представителя ответчика администрации ЗАТО Северск, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании истец Утюк О.В. исковые требования поддержала. Пояснила, что, вставая на учет в 2003 году, она указала в заявлении всех зарегистрированных в квартире лиц, а также представила справку /__/. П., П. на данный момент не являются членами её семьи, у них свои семьи, поэтому в квартире с ними она не проживает, снимает отдельное жилье. Отец Б., которого она также указывала в заявлении, в 2005 году умер.
Представитель истца Перунова Н.П., действующая по устному ходатайству истца, в судебном заседании просила удовлетворить исковые требования, пояснив, что истица вынужденно снимает жилье, поскольку мать и брат употребляют спиртные напитки.
Обжалуемым решением на основании ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948, ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 49-52, 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", ст. 17, 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст.1, 4 Закона Томской области от 06.06.2006 N 116-ОЗ "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" в удовлетворении исковых требований Утюк О.В. отказано.
В апелляционной жалобе Утюк О.В. просит решение суда отменить, иск удовлетворить. Указывает, что судом вынесено решение без учета ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ, ст. 2 Закона Томской области от 06.06.2006 N 116-ОЗ, которой норма площади для /__/ установлена 18 кв.м. Ссылается на то, что её как /__/ обязаны были принять в отдельную очередь на учёт нуждающихся в жилье, и учетная норма площади на неё должна рассчитываться исходя из 18 кв.м.
В соответствии с ч.1 ст. 327, ч.2 ст. 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть поступившую жалобу в отсутствие просившего об этом представителя ответчика - администрации ЗАТО Северск.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма (п.2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - далее вводный закон).
Как видно из материалов дела, истица Утюк (до брака - Бельтикова) О.В. состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 18.09.2003, по состоянию на 23.06.2004 числилась в списке очередников под номером 275 как обеспеченная жилой площадью менее установленной нормы на одного человека - /__/ кв.м (л.д. 37, 47).
Постановлением Главы администрации ЗАТО Северск от 27.07.2009 N 2544 истица снята с учета со ссылкой на ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в связи с утратой оснований, которые давали право на получение жилого помещения по договору социального найма (л.д. 35).
Проверяя правомерность снятия истца с учета нуждающихся в жилой площади и отказывая в иске, суд исходил из того, что основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали Утюк О.В. право на получение жилого помещения по договору социального найма, отпали, поскольку с изменением состава и количества зарегистрированных в квартире лиц на каждого проживающего стало приходиться более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в /__/ кв.м.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтёно следующее.
По смыслу ч.2 ст. 6 вводного закона гражданам, принятым на учёт до 01.03.2005, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма, и предусмотрена возможность их снятия с учета (помимо оснований, указанных в пп. 1, 3-6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы снятие с учёта по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 28 ранее действовавшего ЖК РСФСР право на получение жилого помещения имели граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий; ими признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов (ст. 29 ЖК РСФСР).
С признанием Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в ЗАТО г. Северск (утв. решением от 17.07.1997 N 7/1) утратившими силу в соответствии с решением собрания народных представителей ЗАТО Северск от 20.06.2002 N 21/11, при рассмотрении вопроса о принятии на учёт и предоставлении жилых помещений в ЗАТО Северск применяли решение исполкома Томского областного Совета народных депутатов от 26.02.1985 N 59 "Об утверждении Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Томской области".
Пунктом 4 данных Правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 7 кв.м и менее.
В свою очередь, согласно п. 20 Правил снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий производилось, в частности, в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляла не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 42 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Следуя п. 42 Правил, предоставляемое жилое помещение для граждан, проживающих не в /__/, а иных населенных пунктах области, к каковым относится истица, не могло быть менее /__/ кв.м и не более /__/ кв.м, кроме случаев, предусмотренных законом.
Исходя из жилой площади занимаемой истцом квартиры по адресу: /__/, на дату принятия решения о снятии её с учета на каждого из проживающих в квартире лиц приходилось /__/ ( /__/ кв.м/5 чел.)кв.м жилой площади, что менее действовавшей ранее указанной нормы предоставления.
При таких обстоятельствах Утюк О.В. не достигла уровня жилищной обеспеченности по норме предоставления, а соответственно, не утратила право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, оценка жилищных прав истца была дана судом только с точки зрения отпадения у неё имевшихся ранее оснований для постановки на учёт, а не наступления случаев, влекущих по ранее применявшемуся законодательству исключение лица из списка нуждающихся, в связи с чем вынесенное по делу решение нельзя признать законным, и оно подлежит отмене в порядке п.1, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ.
Принимая по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, судебная коллегия исходит из того, что Утюк О.В. не имеет прав на иное жилье, кроме указанного ею при постановке на учёт, доля приходящейся на неё жилой площади составляет менее нормы предоставления ( /__/ кв.м жилой площади на человека), предусмотренной Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Томской области от 26.02.1985 N 59, а потому она продолжает оставаться нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Соответственно, у администрации не имелось оснований, в том числе и по приведенным в пп. 1, 3-6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, для снятия истца с учета.
В соответствии с ч.1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган или лицо, принявшие оспариваемое решение или совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Опровержения вышеизложенным выводам не приведено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что постановление Главы администрации ЗАТО Северск от 27.07.2009 N 2544 в части снятия Утюк О.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий вынесено незаконно, а Утюк О.В. подлежит восстановлению в списках нуждающихся в жилье с момента постановки на учёт с 18.09.2003.
Неправомерное исключение из такого списка ведёт к нарушению жилищных прав Утюк О.В., лишившейся тем самым возможности улучшить свои жилищные условия при наличии на это предусмотренных законом оснований, возникших в 2003 году и не изменившихся до настоящего времени.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ст. 328, 329Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Северского городского суда Томской области от 07 марта 2013 года отменить, принять новое решение, которым исковые требования Утюк О. В. удовлетворить.
Признать незаконным постановление Главы администрации ЗАТО Северск от 27.07.2009 N 2544 о снятии с учета Утюк О. В. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Возложить на администрацию ЗАТО Северск Томской области обязанность восстановить Утюк О. В. в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с даты постановки на учет с 18.09.2003.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.