Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Алдошиной В.В., Чернецовой Н.А.,
при секретаре Гусевой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Гоменок С.В. на решение Советского районного суда г. Тулы от 26 февраля 2013 года по иску Гоменок Светланы Владимировны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии как лицу, проживавшему на территории зоны отселения.
Заслушав доклад судьи Абросимовой Ю.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гоменок С.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Туле (далее УПФ РФ (ГУ) в г. Туле) о признании права на назначение трудовой пенсии как лицу, проживавшему на территории зоны отселения.
В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что в период с 02.06.1976 г. по 20.06.1986 г. она проживала и была зарегистрирована в г. Новозыбкове Брянской области, а в период с 03.01.1997 г. по 31.05.2002 г. проживала в там же, но без регистрации, то есть на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, являющейся зоной отселения, а потому имеет право на пенсию по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста. Кроме того, она родила и воспитала до 8 лет ребенка-инвалида с детства и поэтому также имеет право на уменьшение пенсионного возраста от общеустановленного на 5 лет и на назначение пенсии на льготных основаниях с уменьшением пенсионного возраста от общеустановленного на 9 лет. 06.07.2012 г. обратилась с заявлением в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле о назначении трудовой пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста как лицу, проживавшему на территории зоны отселения, однако решением ответчика ей было отказано в назначении такой пенсии ввиду отсутствия документального подтверждения работы в зоне отселения. Просила суд признать за ней право на назначение трудовой пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 9 лет, обязать ответчика назначить ей трудовую пенсию по старости с 06.07.2012 г., обязать УПФ РФ (ГУ) в г.Туле включить в трудовой стаж период ее проживания в зоне отселения с 03.01.1997 г. по 31.05.2002 г.
В судебном заседании истец Гоменок С.В. поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г.Туле по доверенности Морозова А.А. исковые требования не признала в связи с отсутствием правовых оснований.
Суд решил: исковое заявление Гоменок С.В. к УПФ РФ (ГУ) в г.Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии как лицу, проживавшему на территории зоны отселения - удовлетворить.
Признать за Гоменок С.В. право на назначение трудовой пенсии в соответствии с пп.1 ст.7 Федерального Закона "О трудовых пенсиях" с учетом положений п.п.9 ст.13 и ст.32 Закона РФ от 15.05.1991 г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Обязать УПФ РФ (ГУ) в г.Туле назначить Гоменок С.В. трудовую пенсию со снижением общеустановленного пенсионного возраста, как лицу, проживавшему в зоне отселения с 06.07.2012 г., включив в трудовой стаж период проживания в зоне отселения с 03.01.1997 г. по 31.05.2002 г. в г.Новозыбков Брянской области.
В апелляционной жалобе Гоменок С.В. ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Гоменок С.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя УПФ РФ (ГУ) в г. Туле по доверенности Морозовой А.А., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене постановленного судом решения.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Гоменок С.В. 28.07.1966 года рождения, с 02.06.1976 г. по 20.06.1986 постоянно проживала и была зарегистрирована по адресу: Брянская область г. Новозыбков, "адрес"
ДД.ММ.ГГГГ у Гоменок С.В. родился сын Гоменок А.В., который является инвалидом с детства.
На дату обращения в пенсионный орган страховой стаж Гоменок С.В. составил 15 лет 18 дней.
06.07.2012 г. Гоменок С.В. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 п.1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Закону РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением N от 05.10.2012 г. ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду отсутствия документального подтверждения работы в зоне отселения.
В соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет.
Согласно ст. 35 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 9 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в российской Федерации", на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил факт проживания и работы истца в период с 03.01.1997 г. по 31.05.2002 г. по адресу: Брянская область г. Новозыбков, "адрес" в зоне отселения.
Данные обстоятельства были подтверждены совокупностью как письменных доказательств так и показаниями свидетелей, оценка которым произведена судом по правилам ст.67ГПК РФ.
Установив выше изложенное, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Гоменок С.В. имеет право на назначение трудовой пенсию со снижением общеустановленного пенсионного возраста, как лицу, проживавшему в зоне отселения, правильно указав о необходимости включения в трудовой стаж периода проживания в зоне отселения с 03.01.1997 г. по 31.05.2002 г. в г.Новозыбков Брянской области.
В соответствии со ст. 28.1 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", гражданам пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в порядке, предусмотренном ст. ст. 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" при наличии страхового стажа не менее 5 лет или ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС, не может быть меньше для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Гражданам, указанным в ст. 13 настоящего Закона, которым в предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", в порядке, предусмотренном ст. 30 - 37 настоящего Закона и которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с п. п. 1 - 10 п. 1 ст. 27 и п. п. 1 - 9 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ, предусмотренному п. п. 1 - 10, 16 - 18 п. 1 ст. 27 и п. п. 7 - 9 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", который применяется при оценке пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с п. 9 и 10 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Согласно ч. 2 ст. 3 указанного выше Закона при наличии у гражданина РФ права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину РФ только по одному из оснований по его выбору.
Вместе с тем, согласно определения Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 года N 403-О статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13, уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом согласно примечанию к статьям 32 - 35 названного Закона установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на данной территории до момента переселения (выезда) с нее или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Таким образом, как следует из приведенных положений Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в их взаимосвязи, величина снижения пенсионного возраста обусловливается статусом гражданина на момент обращения за назначением пенсии: право на снижение пенсионного возраста на первоначальную величину граждане имеют независимо от места проживания в момент обращения за пенсией (на той же территории, на территории, по решению Правительства Российской Федерации переведенной в другую зону, или на любой территории, куда они могли выехать по собственному выбору), право же на снижение пенсионного возраста с учетом дополнительного его уменьшения граждане имеют, если на момент обращения за пенсией они постоянно проживают в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу, что Гоменок С.В. имеет право на снижение пенсионного возраста минимум на 9 лет (5 лет - как родителю инвалида с детства, воспитавшего его до достижения возраста 8 лет; 3 года - первоначальная величина снижения пенсионного возраста; и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения с учетом обращения в пенсионный орган 06.07.2012 г.).
Приняв во внимание, что истец имеет право на снижение пенсионного возраста, а также то, что Гоменок С.В. обратилась за назначением трудовой пенсии по старости 06.07.2012 г., суд первой инстанции в силу ст. 19 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правомерно указал, что истцу трудовая пенсия по старости должна быть назначена с момента обращения за ней, т.е. с 06.07.2012 г.
Правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции постановил законное решение. Оценка доказательств произведена судом по правилам ст.67 ГПК РФ.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции должен был назначить ей не трудовую, а государственную пенсию со снижением возраста являются необоснованными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку установлено, что Гоменок С.В. с заявлением в пенсионный орган о назначении государственной пенсии не обращалась и соответствующего отказа не получала, а кроме того, эти доводы основаны на неправильном толковании положений пенсионного законодательства.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Тулы от 26 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гоменок С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна. Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.