Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Дорохина О.М.,
судей Селищева В.В., Быковой Н.В.,
при секретаре Сенотовой В.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Романовой Р.В. на решение Узловского городского суда Тульской области от 12 февраля 2013 года по иску Романовой Р.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на начисление пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста на 7 лет.
Заслушав доклад судьи Селищева В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Романова Р.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Узловая и Узловском районе Тульской области (далее по тексту УПФ РФ (ГУ) в г.Узловая и Узловском районе Тульской области) о признании права на начисление пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста на 7 лет.
В обоснование заявленных требований указала, что на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года она проживала в зоне N3 с правом на отселение, в связи с чем полагала, что приобрела право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста на первоначальную величину 2 года, а также учитывая то, что она продолжала проживать в зоне N3 с правом на отселение до 31 января 1998 года (11 лет 9 месяцев 5 дней), она приобрела право на уменьшение пенсионного возраста на 1 год за каждые три года проживания в указанной зоне (но не более чем 5 лет в общей сложности), то есть на 3 года, а в общей сложности на 5 лет, в соответствии со ст. 33 Закона РФ от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". С 1 февраля 1998 года по настоящее время она проживает в зоне N4, имеющей в настоящий момент статус зоны с льготным социально экономическим статусом (более 14 лет), в связи с чем в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года N1244-1 приобрела право на снижение пенсионного возраста на 1 год за каждые 4 года проживания в указанной зоне, то есть еще на 2 года.
23 ноября 2012 года она обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г.Узловая и Узловском районе Тульской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста на 7 лет на основании ст.ст. 33,34 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244 - 1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Однако в назначении пенсии ей было отказано с указанием на то, что она должна выбрать только одно "наиболее выгодное" основание для снижения общеустановленного пенсионного возраста. Также было указано, что на основании ст. 33 Закона РФ N1244-1 от 15 мая 1991 года она приобретет право на пенсионное обеспечение в 50 лет, а на основании ст. 34 настоящего закона она приобретает право на пенсионное обеспечение в 52 года.
Просила признать за ней право на назначение трудовой пенсии по старости с 23 ноября 2012 года; обязать УПФ РФ (ГУ) в г.Узловая и Узловском районе Тульской области назначить ей трудовую пенсию по старости с 23 ноября 2012 года.
Истец Романова Р.В. и её представитель по доверенности Романов В.И. в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г.Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Татаринова Н.В. исковые требования не признала, пояснила, что Романова Р.В. в период с 26 апреля 1986 года по 31 января 1998 года проживала в зоне с правом на отселение, а с 01 февраля 1998 года по настоящее время - в зоне с льготным социально-экономическим статусом. На основании Закона РФ от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" право на пенсионное обеспечение может представляться лишь по нормам статей 32-37 указанного Закона, в соответствии с которыми пенсионный возраст для назначения пенсии по старости уменьшается на первоначальную и дополнительную величины. Каждая из данных величин определяется самостоятельно. Суммирование льгот по различным основаниям, установленным статьями 32-37 Закона РФ от 15 мая 1991 года N1244-1, не предусмотрено. Полагала, что в связи с отсутствием у Романовой Р.В. требуемого пенсионного возраста, заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Решением Узловского городского суда Тульской области от 12 февраля 2013 года в удовлетворении исковых требований Романовой Р.В. было отказано.
В апелляционной жалобе Романова Р.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, а также ввиду неправильного применения норм материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Романова Р.В. и её представитель по доверенности Романов В.И. поддержали апелляционную жалобу, ссылаясь на те же доводы.
Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г.Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Васильева В.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы Романовой Р.В., находя решение Узловского городского суда Тульской области от 12 февраля 2013 года законным и обоснованным.
Проверив и изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст.7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N173-Ф3 право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа.
Данный возраст может быть снижен при наличии льготы на назначение досрочной пенсии.
Согласно ст.10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Частью первой статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7), и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV "Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы" названного Закона, а также Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Статьи 33 и 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Как следует из примечаний к ст.ст. 32-35 вышеназванного Закона, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Между тем, как указано в определении Конституционного суда РФ N403-О от 11 июля 2006 года при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства РФ - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством РФ ее статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Таким образом, положения ст.ст. 33,34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" во взаимосвязи с положениями ч.1 ст.13 того же Закона и п.2 ст.10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, статус которой был изменен Правительством РФ с учетом периодов проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией.
Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года N237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория г.Узловой Тульской области была отнесена к зоне с правом на отселение, а в последующем с 01 февраля 1998 года Постановлением Правительства РФ N1582 от 18 декабря 1997 года статус данной зоны был изменен, она стала относиться к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 26 апреля 1986 года по настоящее время Романова Р.В. проживает в г.Узловая Тульской области, территория которого до 01 февраля 1998 года была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а с 01 февраля 1998 года - к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Таким образом, судом установлено, что истец проживала в течение 11 лет 9 месяцев 5 дней в зоне проживания с правом на отселение и 14 лет 9 месяцев 22 дня в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, и соответственно, в силу положений ст.ст.13 п.п.7-8, 33, 34, 35 Закона РФ от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" приобрела право на льготу по снижению пенсионного возраста, которая является обеспечением права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие чернобыльской катастрофы, на возмещение вреда.
Возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, возмещается путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера, наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, в определенной степени носит компенсационный характер и определяет лишь вид и объем возмещения вреда в адекватном размере соответствующем фактическому повреждению здоровья или испытанному риску вследствие проживания и работы на радиоактивно зараженной территории.
В тоже время, определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий, основания приобретения права на них отдельным гражданам, правил их исчисления, относится к компетенции законодателя, который, определяя адекватный размер возмещения вреда за испытанный риск вследствие проживания и работы на радиоактивно зараженной территории ограничил уменьшением возраста выхода на пенсию не более пятью годами.
В этой связи, в силу положений ст.ст.13 п.7, 33, 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что поскольку Романова Р.В. проживала в зоне с правом на отселение и с льготным социально-экономическим статусом, то она имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет.
Судом также установлено, что 50 лет Романовой Р.В. исполнится только 2 февраля 2014 года, тогда как с заявлением о назначении трудовой пенсии в пенсионный орган она обратилась 23 ноября 2012 года.
Проверяя доводы истца о наличии у неё права на снижение пенсионного возраста на 7 лет, суд, проанализировав положения Закона РФ от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", правомерно указал на то, что право на уменьшение пенсионного возраста на 7 лет имеют только граждане, переселенные из зоны отселения, в числу которых Романова Р.В. не относится.
Принимая во внимание, что ко дню обращения в пенсионный орган за назначением льготной пенсии с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет Романова Р.В. не достигла данного возраста, суд обоснованно принял решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
Выводы суда, изложенные в решении, основаны на анализе действующего законодательства и материалах дела, и оснований для признания их неправильными не имеется.
Содержащиеся в апелляционной жалобе иные доводы не могут служить основанием к отмене принятого по делу судебного решения, поскольку они основаны по существу на ином толковании материального права и на иной оценке установленных судом обстоятельств, получивших в соответствии с положениями ст.ст.67, 198 ГПК РФ фактическую и правовую аргументацию в состоявшемся по делу судебном решении.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Узловского городского суда Тульской области от 12 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Романовой Р.В.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.