Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего БлиновойМ.А.,
судей Спиридонова А.Е. и Юркиной И.В.,
при секретаре Казаковой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Московского района г.Чебоксары Чувашской Республики в интересах Салтыкова З.А. к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение, поступившее по апелляционной жалобе ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 21 февраля 2013 г., которым исковое заявление прокурора в интересах Салтыкова З.А. удовлетворено..
Заслушав доклад судьи БлиновойМ.А., выслушав объяснения прокурора отдела Прокуратуры Чувашской Республики Ивановой И.Г., возражавшей против доводов апелляционной жалобы ответчика на решение суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Московского района г.Чебоксары Чувашской Республики в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах Салтыкова З.А. к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить ему путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 год согласно его заявлению от 07 февраля 2012 г.
Исковые требования мотивированы тем, что Салтыков З.А. является инвалидом ... группы по "данные изъяты". 07 февраля 2012 г. Салтыков З.А. обратился с заявлением к ответчику о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. Однако путёвка на санаторно-курортное лечение в 2012 г. ему предоставлена не была при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний, о чем свидетельствует справка формы 070/у-04 от 26 января 2012 г.
В судебном заседании помощник прокурора Московского района г.Чебоксары Хошобина Е.В. исковые требования поддержала по изложенным основаниям.
Истец Салтыков З.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Ответчик Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики своего представителя в суд не направил, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. В письменном отзыве, направленном в адрес суда, в удовлетворении исковых требований просили отказать по тем мотивам, что путевки на санаторно-курортное лечение предоставляются в порядке очередности; выделенные из федерального бюджета субвенции на оплату путевок инвалидам на санаторно-курортное лечение недостаточны для удовлетворения заявлений всех обратившихся граждан за 2012 год.
Третье лицо КУ " ... " Министерства здравоохранения и социального развития ЧР явку своего представителя в суд не обеспечил, в письменном заявлении в адрес суда просили о рассмотрении дела в их отсутствие, в удовлетворении исковых требований прокурора просили отказать.
Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары от 21 февраля 2013 г.исковое требование прокурора Московского района г.Чебоксары удовлетворено и суд обязал Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики обеспечить Салтыкова З.А. путевкой на санаторно-курортное лечение за 2012 год согласно его заявлению от 07 февраля 2012 г.
Указанное решение обжаловано ответчиком Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики по мотивам незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Салтыков З.А. является инвалидом ... группы, причина инвалидности - "данные изъяты"; инвалидность установлена "данные изъяты". Согласно справки ГУЗ " ... " от 26 января 2012 г. (форма N070/у-04) Салтыков З.А. нуждается в санаторно-курортном лечении.
07 февраля 2012 г. Салтыков З.А. обратился в отдел социальной защиты населения Московского района г.Чебоксары Чувашской Республики с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. Заявление зарегистрировано под N в республиканской очереди по заболеванию - "данные изъяты". Однако путевка на санаторно-курортное лечение за 2012 год ему предоставлена не была.
В соответствии со ст.7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды на основании п.8 ст.6.1 указанного Закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6.2 данного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
На основании ч.2 ст.6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N328 (в ред. от 01.03.2012), организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
Согласно п.п.3.6, 3.7 указанного Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 256 (зарегистрирован в Минюсте России 14 января 2004 г., регистрационный N 6189) и обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
В соответствии с Порядком предоставления путевок на санаторно-курортное лечение отдельным категориям граждан, проживающих на территории Чувашской Республики, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, не отказавшихся от получения социальной услуги, утв. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики организация предоставления гражданам путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.
Принимая во внимание, что Салтыков З.А. своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета, поскольку, установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Установив, что истец в 2012 году включен в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, предоставил справку о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, на момент рассмотрения дела путевка на санаторно-курортное лечение предоставлена не была, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора. Обстоятельство того, что Салтыков З.А. ранее был обеспечен путевкой в санаторий ОАО " .1." с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по итогам предыдущего календарного года (дата постановки на учет 24 января 2011 г.), юридического значения по делу не имеет. При этом судом правильно определено, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год и по итогам 2012г. по заявлению и медицинской справке от 26 января 2012г. истец не обеспечивался путевкой, в то время как нуждается в санаторно-курортном лечении по медицинским показаниям ежегодно.
Доводы апелляционной жалобы о том, что внеочередное предоставление путевки на санаторно-курортное лечение Салтыкову З.А. ущемляет права других граждан, имеющих такое же право на государственную социальную помощь, не служат основанием для отмены решения суда, так как действующим законодательством очередность предоставления гражданам данной категории санаторно-курортного лечения не предусмотрена.
Из анализа действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, не следует, что право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении. В Законе также нет положения о реализации гражданином такого права в порядке очередности. По смыслу вышеназванных норм материального права санаторно-курортное лечение как средство реабилитации инвалида при наличии медицинских показаний должно предоставляться в календарном году и без каких-либо условий.
Судебная коллегия не может согласиться также и с доводом жалобы на недостаточный объем бюджетных ассигнований, поскольку данное обстоятельство влечет нарушение гарантированных государством конституционных прав инвалидов на реабилитацию, предусматривающую полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, лишает возможности социальной адаптации в обществе, а также ограничивает право на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.
В соответствии с п.2 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 N864, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению социальных услуг осуществляется в том числе, в отношении инвалидов, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Обеспечение граждан путевками на санаторно-курортное лечение осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, поступающих в республиканский бюджет Чувашской Республики на осуществление полномочий по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При таких обстоятельствах указания ответчика в жалобе на то, что само предоставление путевки на санаторно-курортное лечение осуществляется в соответствии с указанным законом в пределах денежных средств, предусмотренных федеральным бюджетом, не является основанием для отмены решения суда, поскольку обязанность своевременно подавать бюджетные заявки на финансовое обеспечение расходов по предоставлению путевок лежит непосредственно на ответчике. Недостаточность федерального финансирования расходов на те либо иные социальные цели не может вести к лишению гражданина предоставленного ему гарантированного права на социальную помощь государства.
Разрешая исковые требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 21 февраля 2013 г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.