Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Бзегежевой Н.Ш.,
судей - Муращенко М.Д. и Григоровой Ж.В.,
при секретаре - Хаджемуковой М.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя истца Заруцкого ФИО14 на решение Майкопского городского суда от 21 февраля 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Заруцкого ФИО15 к Министерству внутренних дел Российской Федерации и Министерству внутренних дел по Республике Адыгея об обязании в выдаче государственного жилищного сертификата отказать.
Заслушав доклад судьи Григоровой Ж.В., пояснения истца Заруцкого И.А., его представителя по доверенности Иванова Г.А. поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчиков МВД РФ и МВД по Республике Адыгея - Ардановой С.Г. (по доверенности), полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заруцкий И.А. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации и Министерству внутренних дел по Республике Адыгея и просил обязать их выдать ему государственный жилищный сертификат в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" с составом семьи 4 человека в первоочередном порядке. При этом указал, что 25 сентября 2007 г. он уволен из органов внутренних дел с должности оперуполномоченного по особо важным делам отделения проведения ОТМ по ограниченному состоянию здоровья. Выслуга лет истца на момент увольнения составляет 21 год 01 месяц 26 дней. С 23.12.2003 г. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий составом семьи в количестве 4-х человек. В связи с необеспеченностью жильем на протяжении всего срока службы принял решение участвовать в государственной целевой программе "Жилище", в связи с чем был включен в списки сотрудников и участников программы на 2002 - 2010 годы. Далее перерегистрирован для участия в федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 года, состоит в сводном списке граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2012 г. под номером 1. Однако до настоящего времени государственный жилищный сертификат ему не выдан, что истец считает нарушением его прав и в связи с этим обратился в суд за защитой своего нарушенного права. В судебном заседании истец заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель ответчиков МВД РФ и МВД по РА - Арданова С.Г. в судебном заседании просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Заруцкий И.А. просит отменить решение суда ввиду его незаконности и необоснованности. В обоснование своего вывода он указывает, что его право на получение государственного жилищного сертификата в рамках федеральной целевой программы "Жилище" 2002-2010 гг. в первоочередном порядке не было реализовано не по независящим от его воли причинам, а ввиду бездействия и уклонения от выполнения своих обязанностей МВД РФ. Одним из доводов жалобы указал, что его личное дело в 2010 г. представлялось в Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД РФ для получения государственного жилищного сертификата, в связи с чем он считает, что данный факт подтверждает его право на его получение в порядке очередности ещё в 2010 году. Однако по неизвестной причине указанный жилищный сертификат не был ему выдан до настоящего времени. Полагает, что суд первой инстанции принял решение односторонне и не учел приведенных им доводов. В связи с чем просит его отменить.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных государственным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 года", правом на получение государственного жилищного сертификата обладают сотрудники подлежащие увольнению и увольняемые из органов ОВД, в том числе и по состоянию здоровья, при общей продолжительности службы 10 и более лет. Право на получение государственного жилищного сертификата возникает в году следующем за годом включения в число участников программы.
Как следует из материалов дела, Заруцкий И.А. с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год проходил военную службу в рядах ВС РФ, в органах внутренних дел МВД РФ с 1993 г. по 2007 г., откуда уволен по приказу от ДД.ММ.ГГГГ по п. " "данные изъяты" Закона РФ "О милиции". Таким образом, календарная выслуга лет Заруцкого И.А. составляет 21 год 01 месяц 26 дней.
Согласно материалам дела, Заруцкий И.А. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в МВД РА с 23.12.2003 г. В связи с чем был включен в списки сотрудников, изъявивших желание участвовать в федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2015 годы. Впервые Заруцкий И.А. был включен в списки сотрудников, изъявивших желание участвовать в федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 года. Далее он был перерегистрирован для участия в федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 года.
В соответствии с п. 9 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), приобретают право на получение сертификата в течение последнего года военной службы (службы).
Приходя к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Заруцкому И.А., суд первой инстанции исходил из того, что программа "Жилище" 2011 - 2015 годы не может предусматривать полного обеспечения государственных обязательств по обеспечению жильем уволенных сотрудников, в течение года службы, после увольнения, ввиду чего требования истца являются необоснованными.
Однако, с данным выводом суда первой инстанции не может согласиться суд апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, является предоставление данной категории за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов установлен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Как следует из анализа содержания Подпрограммы, она имеет своей целью обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет такие обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 19 вышеуказанных Правил (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153, в ред. от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей на момент возникновения правоотношений по участию заявителей в федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы) устанавливает, что для участия в Подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих права на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме, к которому прилагают необходимые документы.
Право на участие в Подпрограмме имеют граждане Российской Федерации, перечисленные в пункте 5 вышеуказанных Правил и в том числе указанные в абзаце третьем подпункта "а" этого пункта: сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Заруцкий И.А. входит в данную категорию, что сторонами в судебном заседании не оспаривалось.
Указанные сотрудники (бывшие сотрудники) в соответствии с п. 7 Правил Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153 имеют право на первоочередное получение государственного жилищного сертификата.
В соответствии с п. 32 Правил, порядок оформления и выдачи сертификатов определяется органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов.
На основании списков, полученных от органа, на который возложено формирование списков на основании заявлений граждан, формирует до 1 октября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на соответствующий год, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде).
Как следует из материалов дела, в 2009 г. был включен в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", и подал необходимые документы, в последующем постоянно перерегистрировался до окончания программы в 2010 г.
Согласно сводного списка граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2011 год, заявитель включен в число участников новой программы на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации.
Из показаний свидетеля ФИО7, допрошенного в суде апелляционной инстанции, по ходатайству истца, следует, что он работал в органах внутренних дел и возглавлял службу по оформлению документов на получение сотрудниками органов внутренних дел жилищных сертификатов. Именно он в 2009 г. по вызову из МВД России представлял им личные дела сотрудников, чьи документы были запрошены. В их числе было личное дело Заруцкого И.А. Однако вначале его личное дело было отложено, а затем на Республику Адыгея был выдан один сертификат вдове погибшего сотрудника. Заруцкому И.А. не было ни отказано в выдаче сертификата, но его документы были отложены. С 2009 г. он в списке очередников является первым. Однако с 2009 г. ни одного жилищного сертификата на Республику Адыгея МВД России выдано не было.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что право Заруцкого И.А. на получение ГЖС в рамках федеральной целевой программе "Жилище" 2002 - 2010 г.г. реализовано не было, по причине, не зависящей от воли Заруцкого И.А.
Заруцкий И.А., как бывший сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации, до настоящего времени не обеспечен жильем, в то время, как, на основании вышеуказанного положения, обязательства по обеспечению жилым помещением возникают в году, следующим за годом включения в число участников подпрограммы, то есть, право Заруцкого И.А. на получение государственного жилищного сертификата у него возникло с 2009 года, однако, до настоящего времени, данное обязательство не выполнено.
Суд первой инстанции не дал указанному обстоятельству должной правовой оценки и вынес необоснованно решение об отказе истцу в иске. В то время как право на получение государственного жилищного сертификата возникло у него еще в 2009 г.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации, поскольку в материалах дела представлены все необходимые доказательства, подтверждающие конкретные обстоятельства по делу.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Поскольку, в силу п. 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, то судебная коллегия приходит к выводу, что бездействия органов МВД РФ в предоставлении государственного жилищного сертификата Заруцкому И.А. нарушает его права и законные интересы, поскольку действующим законодательством не предусмотрено в качестве основания для отказа в осуществлении обязательств - отсутствие достаточного финансирования.
Таким образом, обязанностью выдачи государственных жилищных сертификатов в соответствии с действующим законодательством наделено Министерство внутренних дел России. В связи с чем иск Заруцкого И.А. к МВД по РА необоснован, так как к их полномочиям разрешение заявленного истцом требования не отнесено. В судебном заседании нашло подтверждение обстоятельства исполнения ответчиком МВД РА перед истцом своих обязательств по оформлению его документов и представлению в МВД России. В связи с чем оснований для удовлетворения заявленных истцом требований к МВД по РА не имеется и в этой части решение Майкопского городского суда подлежит оставлению без изменения.
На основании п. 2 ст. 328 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Заруцкого И.А. в части заявленных им требований к МВД России, поскольку в материалах дела представлены все необходимые доказательства, подтверждающие конкретные обстоятельства по делу и об оставлении решения суда первой инстанции в части отказа ему в удовлетворении требований к МВД по РА.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 21.02.2013 года отменить в части и принять новое, обязав МВД РФ предоставить Заруцкому ФИО16 и его семье из четырех человек государственный жилищный сертификат в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством".
В остальной части решение Майкопского городского суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий - Бзегежева Н.Ш.
Судьи - Муращенко М.Д. и Григорова Ж.В.
Копия верна:
судья Верховного суда
Республики Адыгея Ж.В. Григорова
Председательствующий - Н.Ш. Бзегежева
Судьи - М.Д. Муращенко
Ж.В. Григорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.