Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Солоповой И.В.,
судей - Антуха Б.Е., Черткова С.Н.,
с участием прокурора - Кулеевой Л.В.,
при секретаре - Романовой В.Н.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Администрации муниципального образования С.В.Г. на решение Турочакского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, которым
удовлетворено исковое заявление прокурора "адрес" Республики Алтай в интересах Т.В.И.,
на Администрацию муниципального образования " "адрес"" в лице главы муниципального образования " "адрес"" возложена обязанность предоставить Т.В.И. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в селе "адрес" Республики Алтай в размере и порядке, установленном в соответствии с действующим законодательством по реализации Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Заслушав доклад судьи Солоповой И.В., апелляционная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор "адрес" района Республики Алтай обратился в суд в интересах Т.В.И. с исковым заявлением к Администрации МО " "адрес"" о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Исковые требования мотивированы тем, что Т.В.И. остался без попечения родителей, обучался в "данные изъяты" университете, который окончил в 2010 году. На момент утраты родительского попечения жилья в собственности не имел. Т.В.И. относится к категории детей-сирот и в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ по окончании опеки имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Администрацией МО " "адрес"" ДД.ММ.ГГГГ Т.В.И. признан нуждающимся в предоставлении жилья. До настоящего времени Администрация МО " "адрес"" не обеспечила его жилым помещением, чем грубо нарушает его жилищные права.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласился представитель Администрации МО " "адрес"" С.В.Г., в жалобе указывает, что внеочередное предоставление жилого помещения истцу Т.В.И. повлечет нарушение прав других граждан, относящихся к той же социальной категории, что истец и поставленных на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья более ранним сроком. Более того, судом при постановке оспариваемого решения суда не учтено, что с 01.01.2013 года порядок предоставления жилых помещений указанной категории лиц изменился, поскольку п. 2 ч. 3 ст. 57 ЖК РФ признан утратившим силу, а ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" изложена в новой редакции, не предусматривающей право детей-сирот и лиц из их числа на внеочередное предоставление жилья. Указанное свидетельствует о применении судом первой инстанции закона, не подлежащего применению.
Выслушав прокурора Кулееву, возражавшую относительно возможности удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, апелляционная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Т.В.И. в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на основании решения жилищной комиссии Администрации МО " "адрес"" (протокол от ДД.ММ.ГГГГ N) поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая исковые требования прокурора "адрес" Республики Алтай в интересах Т.В.И. к Администрации МО " "адрес"" о внеочередном предоставлении жилого помещения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции N от ДД.ММ.ГГГГ), Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции N 7 от 17.12.2009 года) Т.В.И. имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.
Оспаривая решение суда первой инстанции, апеллянт указывает на то, что с 01.01.2013 года порядок предоставления жилых помещений указанной категории лиц изменился, поскольку п. 2 ч. 3 ст. 57 ЖК РФ признан утратившим силу, а ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" изложена в новой редакции, не предусматривающей право детей-сирот и лиц из их числа на внеочередное предоставление жилья, в связи с чем в удовлетворении требований истцу Т.В.И. по основаниям искового заявления надлежит отказать.
Между тем, вышеуказанный довод апеллянта не является основанием для отмены оспариваемого судебного решения, поскольку в силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Абзацем 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Положения перечисленных норм не содержали указания на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, что предполагало возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Судом первой инстанции установлено, что сведений о закреплении за Т.В.И. жилого помещения не имеется.
Статья 7 Закона Республики Алтай от 26.03.2013 года N 12-РЗ "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай" определяет, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вносятся в срок до 1 мая 2013 года в список в порядке той очередности, в которой они состояли на указанном учете, с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и обеспечиваются специализированными жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона и настоящим Законом. Обязательства по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникшие из судебных решений, вступивших в силу до 1 января 2013 года, подлежат исполнению путем предоставления субсидии на приобретение или строительство жилого помещения либо предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Кроме того, ч. 3 ст. 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции N 51 от 04.10.2010 года) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Из изложенного следует, что законодательством, действующим на момент постановки Т.В.И. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было установлено, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления жилых помещений, определялись органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования.
Так, Постановлением Правительства Республики Алтай от 29.12.2006 года N316 (в редакции N4 от 09.10.2009 года) было утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении из содержания которого усматривается, что обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что поскольку Администрация МО " "адрес"" признала Т.В.И. нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, свою обязанность не выполнила, из списка лиц, нуждающихся в получении жилого помещения, Т.В.И. не исключила, за последним сохраняется право на получение жилого помещения в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции N 16 от 27.07.2010 года) и абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции N 7 от 17.12.2009 года) до выполнения обязанности по его предоставлению Администрацией МО " "адрес"".
Доводы жалобы о том, что удовлетворение требований истца может повлечь нарушение прав других лиц, относящихся к той же социальной категории, что и Т.В.И. и поставленных на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья более ранним срок, также не могут служить основаниями к отмене оспариваемого решения по делу, поскольку ст. 57 ЖК РФ (в редакции N 16 от 27.07.2010 года) не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней указаний на предоставление жилого помещения в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное представление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Турочакского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации муниципального образования С.В.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Солопова
Судьи Б.Е. Антух
С.Н. Чертков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.